Интервью с лидером группы «Калинов Мост» Дмитрием Ревякиным: К пиратству отношусь с юмором

2 октября в action club «Teatro» прошел концерт легендарной группы «Калинов Мост».  Среди российских столпов рок-культуры эта группа занимает особое место. Своеобразная музыка в сочетании с живым и образным русским песенным и былинным фольклором делает «Калинов мост» уникальным рок-коллективом. Концерт «Четверть века. 1986-2011», посвященный 25-летию группы, собрал огромное количество публики. И это неудивительно, ведь приезда «Калинова моста» в наш город томские поклонники группы ждали целых пять лет. Незадолго до выхода на сцену фронтмен «Калинова Моста» Дмитрий Ревякин встретился с  корреспондентом «Афиши».

!cut

- Этот год стал для группы «Калинов Мост» юбилейным…
- Нет. Он был для нас праздничным, но не юбилейным. Юбилей – это, когда исполняется пятьдесят лет. Нам же пока только двадцать пять.

- По человеческим меркам двадцать пять лет – расцвет молодости. А вот для музыкальной группы - это очень солидный возраст. Как изменилась миссия музыканта за эти два с половиной десятилетия?
- Мы были молодыми, да еще и попали в переломную ситуацию – менялись ориентиры, менялась эпоха. И у окружающих существовал сильный интерес к слову. Двадцать пять лет назад слушатели живо интересовались, что им скажут люди, которые умеют писать, говорить, играть. Они ждали новых песен и нового слова. Сейчас же все немного по-другому. Сегодня для «Калинова Моста» творчество – это, скорее, больше внутренняя работа. И сейчас мы, как правило, выступаем преимущественно для постоянных поклонников, для тех людей, которые, как говорится в материале.
Хотя, конечно же, и среди наших поклонников присутствует определенный дрейф, время от времени в их число входят новые люди.

- Просуществовать четверть века коллективом творческих людей сложно…
- А мы и не существовали. Мы активно работали и записали целый ряд приличных пластинок.

- Значит, в активной работе и состоит секрет долголетия рок-коллектива?
- Да! А еще секрет нашего долголетия в том – что у нас много друзей, которые нам помогают. Ведь четверо или пятеро человек на сцене – это только вершина айсберга. За «Калиновым Мостом» стоит труд очень многих людей.


- Вы - музыкант и поэт. В одном из своих интервью вы, перефразируя Тютчева, сказали, что «нам дано предугадать, как слово наше отзовется». На ком же тогда лежит большая ответственность за свои слова: на музыканте или на поэте?
- Сейчас концерты широко транслируются, музыка – это передовая, ее слушает подрастающее поколение, поэтому у музыкантов влияния, наверное, все же больше. И ответственности - тоже.

- Однако, благодаря интернету, и поэзия стала доступнее для широкой публики. Вы общаетесь через интернет со своими поклонниками?
- На письма, полученные по электронной почте, отвечаю.

- Для вас важно сразу же узнавать мнение о своем творчестве?
- Конечно же, важно.

- А как вы относитесь к агрессивному выражению своего мнения, которое особенно часто встречается в интернете?
- На нашем сайте есть гостевая, где люди выражаются, кто как может. Другое дело, что у нас на сайте есть, конечно же, определенная цензура, при помощи которой мою ранимую психику оберегают от агрессивных, тупых действий. Предполагаю, что чрезмерная агрессия до меня просто не доходит.

- Музыканты по-разному относятся к вопросу авторских прав. Одни, как Гребенщиков, разрешают свободно скачивать свои композиции. Другие, например Шевчук, яростно борются с пиратами. А какую позицию занимаете в этом вопросе вы?
-  Я отношусь к этому юмористически. Пусть мои песни скачивают, если к ним есть интерес. Отговаривать не буду!
Конечно, все равно рано или поздно мы придем к тому, чтобы все это как-то оплачивалось. Однако наше государство в принципе пиратское, вот и все внутригосударственные отношения тоже пиратские.

- Знаю, что вы с детства очень любите читать. Расскажите о своих литературных открытиях последнего времени.
- Читать я действительно очень люблю. Но сейчас меня больше интересует специальная литература: книги по истории, археологии, библеистика, какие-то конспирологические моменты. Читая такие книги можно сделать для себя какое-то открытие, а потом обнаружить, что в другом источнике этот момент освещается по-другому. Поэтому чтение для меня – это, наверное, больше «массаж головы».
Если же говорить о художественной литературе, то ее я в какое-то время разлюбил. Для меня осталась важной только русская классика. Современная же литература меня не трогает, не впечатляет. Она для меня – плоская, однобокая, примитивная, стёбовая… Список этих эпитетов можно продолжать, поэтому скажу просто: современная литература для меня ни о чем.

- А как бы вы охарактеризовали первое десятилетие ХХI века?
- Во всем мире идут одни и те же процессы – очевидные для любого здравомыслящего человека. Это глобализация, унификация, стандартизация. Это… энтропия.

- И дальше будет…
- … еще хуже.

- А с этим можно как-то бороться?
- Нет! (Немного подумав). Бороться с этим можно только внутри себя. Надо создавать вокруг себя определенное духовное поле, втягивать в это поле ребят, которые тоже переживают по этим вопросам, и вместе делать какие-то дела. Но при этом - понимать, что рано или поздно все равно все закончится.

Текст: Наталья Бабенко
Фото: Мария Аникина