Кинорецензия: «Высоцкий. Спасибо, что живой» – возвращение легенды

«Высоцкий. Спасибо, что живой» называют одним из самых ожидаемых российских фильмов года. Понадобилось пять лет, чтобы картина вышла на экраны страны. Менялись режиссеры, исполнители главной роли, но неизменным оставался сценарист – Никита Высоцкий, сын музыканта и актера. Он взял за основу историю, которую ему рассказал друг отца. «Высоцкий. Спасибо, что живой» – это не полная экранизация биографии известного поэта и исполнителя, а только несколько дней его жизни, воплощенные на пленке.

Летом 1979 года для Владимира Высоцкого наступает сложный период. Он отказывается от госпитализации, несмотря на большие проблемы со здоровьем.  Даже предупреждения врачей не могут заставить его прекратить творческую деятельность. На свой страх и риск Высоцкий летит на гастроли  в Узбекистан в сопровождении личного врача (Андрей Панин),  конферансье (Максим Леонидов) и знакомого актера (Иван Ургант). Певец и не подозревает, что за ним ведет слежку КГБ…

!cut

О Владимире Семеновиче снят целый ряд документальных фильмов, но художественный фильм – это беспрецедентный проект. Создатели не пытались восстанавливать реальные события от и до. Важно было передать дух времени, поэтому камеры были оснащены специальной оптикой, позволяющей сделать ретро-картинку.

Персонажи, которые окружают центральную фигуру – собирательные образы. Актер Андрей Панин не устает эксплуатировать свой комедийный талант, и искрометно травит врачебные байки. Иван Ургант лицо медийное, так что нехитрый реквизит (кудрявые волосы и усы) хоть как-то помогает избавиться от телевизионного амплуа шутника. Андрей Смоляков, благодаря своему внешнему облику, очень натурально сыграл КГБшника. Оксана Акиньшина с детской наивностью и искренней улыбкой перевоплотилась в юную девушку, способную на все, ради любимого.

Больше всего внимания в изобразительном плане уделялось главному герою. Портретное сходство загримированного актера и прототипа очевидно.  Сложный грим потребовал длительного подготовительного периода. На его разработку ушло полгода, а сама технология считается уникальной. Под «маской» невозможно понять, какой актер играет Высоцкого, а имя исполнителя главной роли держится в секрете. Таинственность нагнетается намеренно, чтобы актерский шлейф предыдущих киноработ не помешал зрителю сосредоточиться на экранном образе.

В итоге, режиссерская работа Петра Буслова («Бумер») нареканий не вызывает, но продюсерское влияние, судя по всему, было существенным. Возникает ощущение, что на легендарной личности просто решили заработать. Одержимое стремление «оживить» Высоцкого привело к неоднозначному результату. На фоне других актеров он выглядит как компьютерный герой, не проявляющий эмоций.  Картина способна вызвать переживания, но далеко не у всех зрителей. Статус шедевра фильм не заслуживает и вряд ли оставит след в истории, как главный герой киноленты. Приятного просмотра!

Текст: Елена Лежнина

Иллюстрации: kinopoisk.ru