Кинорецензия: «Шпион, выйди вон!»: в погоне за кротом

Ни для кого не секрет, что представление о России в целом и о русских людях в частности на Западе весьма искаженное. Медведь, водка и бритоголовые бандиты уже стали притчей во языцех, поэтому в американском кинематографе за достоверностью изображения наших соотечественников никто не гонится. Зачастую русских играют далеко не русские актеры, так что о правдоподобности не может быть и речи.

В европейской картине «Шпион, выйди вон!» все с точностью до наоборот.  Русских героев играют небезызвестные российские актеры. Конечно, роли у них не самые главные, но, к счастью, не связанные с криминалом. Константину Хабенскому («Ночной дозор», «Адмиралъ», «Выкрутасы»)  и Светлане Ходченковой («Благословите женщину», «Нулевой километр», «Любовь в большом городе») посчастливилось побывать на одной съемочной площадке с такими маститыми артистами, как Гэри Олдман («Сид и Нэнси», «Леон», «Темный рыцарь») и Колин Фёрт («Дневник Бриджет Джонс», Девушка с жемчужной сережкой», «Король говорит!»).

«Шпион, выйди вон!» снят по книге Джона Ле Кара, и в 1979 году роман экранизировали впервые, превратив его в телевизионный мини-сериал. Для нашей страны кино про разведчиков не редкость, но самым культовым стал отнюдь не фильм, а именно сериал –  «Семнадцать мгновений весны». Режиссер «Шпиона…» Томас Альфредсон сделал не менее выдающуюся киноработу.

В самый разгар «Холодной войны» (70-е гг. ХХ в.) британская разведка переживает не лучшие времена. Постоянная утечка информации и провальная операция в Будапеште указывает на то, что среди «своих» завелся «крот». Отставной агент  Джордж Смайли (Гэри Олдман) начинает тайное расследование, и в числе подозреваемых оказываются все сотрудники спецслужбы, включая руководство.  

Актерским дарованием Гэри Олдмана можно восхищаться бесконечно! Это надо видеть, а не описывать. Его крупные планы крайне эффектны. Колин Ферт, как всегда, показал высокий уровень профессионализма. Ему очень идут элегантные костюмы, соответствующие эпохе. Эпизодическая роль Константина Хабенского прошла практически незаметно и не дает поводов для обсуждений. Светлане Ходченковой повезло  больше. Во-первых, с ролью, во-вторых, с партнером. Вместе с Томом Харди («Начало», «Рок-н-рольщик») у нее сложилась прекрасная экранная пара, хотя при монтаже многие сцены с участием русской красавицы вырезали.

Ленту «Шпион, выйди вон!» хорошо приняли на «Венецианском кинофестивале». Овации после премьерного показа звучали около десяти минут. Это, безусловно, особенное кино, завораживающее своей тайной и безупречной стилистикой. Кино, которое требует предельной концентрации внимания. Сюжетная интрига нарастает до самого финала, но догадки строить бесполезно. Исход будет совершенно непредсказуемым.  В итоге, получаем минимум диалогов, максимум актерской игры, неспешное повествование и неизгладимые впечатления.  Приятного просмотра!

Текст: Елена Лежнина

Иллюстрации:kinopoisk.ru