В Томск приехали «самые запрещенные» художники - "Синие носы"

В Томском областном художественном музее открылась очередная выставка, представляющая актуальное искусство. В экспозицию с двусмысленным названием «Смотри! Как мы сделали искусство 2000-х» вошли произведения известной арт-группы «Синие носы», новосибирского фотографа Евгения Иванова и омского художника Дамира Муратова.

!cut

Члены арт-группы «Сине носы» Вячеслав Мизин и Александр Шабуров в штуку называют себя «самыми запрещенными художниками в России». Их провокационное творчество действительно не раз становилось причиной скандалов и судебных разбирательств. Один из самых громких произошел четыре года назад, когда Министр культуры России А. Соколов назвал работу «Целующиеся милиционеры» из серии «Эра милосердия» «порнографией» и «позором России».

Сегодня эта фотография, некогда вызвавшая столько страстей, стала уже классикой российского искусства. А на новой выставке художественного музея можно увидеть множество работ, которые выглядят куда более провокационно, чем «Целующиеся милиционеры». Как, например, фотография «Инно. Нано. Техно» - своеобразная пародия на знаменитое живописное полотно В. Васнецова «Богатыри». Только у «Синих носов» на конях вместо героев русских былин восседают три дебелые обнаженные русские красавицы.

Современная публика неоднозначно воспринимает contemporary art. Многим актуальное искусство кажется непонятным, скучным и чересчур концептуальным. «Синие носы» считают, что так быть не должно. Актуальное искусство должно быть понятно каждому -  «от пионеров, до пенсионеров» - ведь оно призвано реагировать на все злободневные события. «Чтобы понять наши работы человеку достаточно просто обладать здравым смыслом, незашоренностью и чувством юмора», - заявляет Вячеслав Мизин.


В работах «Синих носов» действительно преломляются и отражаются самые разные стороны нашей действительности. Так, например, серия фотографий «Разве я похож на неудачника?»  высмеивает стремление пользователей различных соцсетей демонстрировать свое благосостояние с помощью своих фотографий на фоне крутой тачки, модного ночного клуба или облачившись в одежду известных брендов.

«Синие носы» воспринимают с иронией и другие события и явления нашей действительности: от политики до новых технологий и стремления к здоровому образу жизни.

- Художник как объектив, - говорит Вячеслав Мизин, - Он должен просто смотреть на реальность, каким-то образом анализировать ее и превращать в художественные образы. У меня нет абсолютно никаких политических пристрастий. Наш президент, премьер-министр, представители оппозиции, все они для меня - просто новые краски в моей палитре!

Находят новые темы для своих работ художники без труда, для этого им просто достаточно открыть газету или посмотреть новости по телевизору.

- Вот недавно пропал куда-то в космосе «Фобос-Грунт» - это, скорее всего, инопланетяне его забрали, - смеется Вячеслав, - Или вот заголовки в газете: «Женщина убила любовника куском сыра», «Джип на Рублевке врезался в НЛО». Как-то мы даже создали проект «Вдвоем против мафии». Это трейлер несуществующего фильма, составленный исключительно из заголовков санкт-петербургских газет. Когда мы выстроили подряд заголовки типа «Олигархи готовят теракт глобальных масштабов», «Америка скупает СНГ на корню» у нас получился внятный текст для трейлера. Основой для создания художественного произведения может явиться и рассказ любого человека с улицы».

Высмеивают художники и слишком пафосное отношение к великим произведениям искусства. Так, на одной из фотографий знаменитую и (очень дорогую!) картину К. Малевича «Черный квадрат» держит в своих лапах обезьяна, словно демонстрируя, что нарисовать такое «великое» произведение может и животное.

Почувствовать себя в роли художника-супрематиста мог и любой томич, пришедший на открытие выставки. Зрители с удовольствием приняли участие в небольшом перфомансе и создавали из сыра, колбасы и хлеба произведения актуального искусства, которые тут же можно было съесть.

Выставка «Смотри! Как мы сделали искусство 2000-х» продлится до середины февраля. Однако познакомиться с провокационным творчеством смогут не все томичи, дети до 14 лет на выставку не допускаются.

Текст: Наталья Бабенко

Фото: Евгения Швецова