Мастер-класс «От эскиза к воплощению»: как театральные художники делали в Томске куклу для спектакля

Где взять бутылку, которую можно разбить о голову актера? Как сделать мебель, которая может растаять, словно по мановению волшебной палочки? Можно ли сделать куклу, которая могла бы разбиваться, а затем легко вновь собираться в единое целое? Эти и другие интересные вопросы представители различных театральных профессий  обсуждали на семинаре «От эскиза к воплощению», состоявшемся в театре куклы и актера «Скоморох». Семинар проводил один из известнейших театральных художников России, лауреат Премии «Золотая Маска» Виктор Платонов.

Театральный зритель обычно не задумывается о том, сколько труда вложено даже в самый простенький, на первый взгляд, спектакль. А ведь над каждой театральной постановкой работают не только актеры и режиссеры, но и огромное количество людей, остающихся для зрителя безвестными: художники, механики, бутафоры, портные, постижеры. гримеры. Только в результате сотворчества каждого из этих профессионалов может получиться хороший спектакль. !cut

- В Томске для актеров регулярно проводятся тренинги по мастерству, сценической речи, пластике. А вот для специалистов из цехов таких возможностей нет. Для них подобные мероприятия проводятся только в столицах, к тому же они достаточно дорогие. Только обучение стоит около тридцати тысяч на человека, а ведь театру нужно оплатить еще перелет и проживание специалиста, - рассказала директор театра «Скоморох» Лариса Отмахова.

Именно поэтому руководство театра «Скоморох» с радостью воспользовалось возможностью организовать для томских специалистов мастер-класс от опытного специалиста.

Виктор Платонов считается одним из лучших театральных сценографов и конструкторов кукол. О том, как делать театральные куклы он знает, если не все, то очень многое – много лет подряд Виктор Платонов работал художником-конструктором в мастерских Центрального театра кукол им. С. Образцова и на киностудии «Союз-мультфильм».

Как рождаются куклы
Оживить куклу на театральной сцене – задача не только для актера. Для начала художник должен придумать, а мастера – воплотить в жизнь куклу, способную естественно двигаться и имеющую максимальный простор для движения и пластики.

- Я - не мистик, но убежден, что театральная кукла по природе своей – не вещь, а существо, - говорит Виктор Платонов, - По своему опыту я знаю, что каждая кукла имеет свой определенный характер. Бывают, например, строптивые или апатичные именно к тебе куклы. Бывают куклы капризные: вчера она прекрасно себя вела, а сегодня ты не понимаешь, что происходит, она сопротивляется работе с тобой каждым своим суставчиком. Отчего это зависит, я не знаю. Я понимаю, что для нормального человека это звучит как сумасшествие, но я сталкивался с подобными явлениями на собственной практике.

Кукла из театра "Скоморох" для детей до 5 лет

Кстати, бутафоры считают, что актеры, которым предстоит работать с куклой, тоже должны принимать участие в ее изготовлении. Если он от начала до конца наблюдал процесс изготовления своего «товарища по сцене», кукла сразу же становится для него родным существом.

- Заинтересованность актера очень важна, - уверен Виктор Платонов, - Конечно, не надо нам помогать выкраивать детали или шить куклу. Но актер может в процессе работы над куклой подойти к бутафору и опробовать ее в работе. Возможно, он даже, подскажет мне, как сделать куклу более удобной для него или попросит что-то переделать. Если актер видит как рождается кукла, пробует ее в работе на разных этапах изготовления, то он к ней привыкает. И когда готовая кукла попадает к нему в руки, он с ней уже знаком, она для него уже не является новым предметом, который еще предстоит освоить в процессе репетиций.

Почти волшебники
В первый день семинара Виктор Платонов дал всем присутствующим задание – придумать идею куклы-животного, обладающего максимальной пластикой. Участники должны были продумать конструкцию, способ вождения, материалы, из которых могла быть сделана такая кукла, и, конечно же, способы ее оживления. На второй день семинара придуманная коллективным разумом кукла-жираф (а точнее, ее эскиз) всего за несколько часов была воплощена в жизнь. Параллельно Виктор Платонов комментировал все этапы работы, рассказывал о маленьких хитростях, открывал секреты своего мастерства. 

Театральная кукла должна быть не только красивой, подвижной, но и прочной, ведь на нее ложится огромная нагрузка и ей предстоит проработать на сцене, возможно, не одно десятилетие. Сделать такую долговечную куклу способен только настоящий мастер. Сегодня появляется огромное количество новых материалов, которые, казалось бы, значительно расширили возможности и облегчили труд бутафора. Однако узнать как эти материалы «ведут» себя на практике можно только путем проб и ошибок. Каждый бутафор сталкивался с ситуацией, когда краски не смешивались друг с другом, «не ложились», облуплялись и т.д. Разумеется, опробовать все представленные на рынке материалы театру не по карману.

Виктор Платонов рисует эскиз жирафа

- Одно время по телевидению регулярно шла передача «Декоративные страсти», в которой декоратор Марат Ка рассказывал о различных декораторских технологиях. Он подробно и доступно рассказывал о способе изготовления, но… не называл материалов. И эти рекомендация становились бессмысленными. Многие театральные мастера ищут свой материал или технологию «методом тыка», проверяя все на конкретном опыте, - рассказывает Виктор Платонов, - Однажды меня попросили сделать зеркальную надпись на окне театра. Никаких зеркальных красок тогда не было, но мой помощник нашел рецепт амальгамы, мы ее изготовили, сделали надпись на небольшом куске стекла – получилось идеально. Тогда мы вынули оконное стекло (высотою более трех метров) и попытались нанести надпись уже на него. У нас ничего не получилось. Пробовали еще и еще – безрезультатно. В конце концов, выяснили, что амальгама застывает при температуре окружающей среды не ниже 20 градусов. А у нас уже была осень, и окно вынуто, поэтому надпись не получилась.

За свой длинный творческий путь Виктору Платонову пришлось решить ни одну нелегкую задачу, поставленную режиссером. Его просили и изготовить бутылку, которая легко могла бы разбиваться о голову актера (естественно, не травмируя его), и сделать стулья, которые бы мгновенно таяли на сцене, и изготовить голову медузы, с волосами-змеями, которые шевелились бы «сами собой».

Как-то для спектакля по сказке Андерсена ему надо было сделать куклу, которая разбивалась бы на осколки. Трудность была в том, что к следующему спектаклю эта кукла должна была вновь быть «как новенькая».

- Я сразу же отмел искушение к каждому новому спектаклю изготавливать новую куклу из гипса взамен разбитой. Все-таки для театра это сложно, - вспоминает мастер, - В итоге я придумал, как созвать на сцене иллюзию разбитой куклы. Мой «фарфоровый» Болванчик был сделан из ревультекса, но внутри куклы были гипсовые черепки, которые с характерным звоном высыпались из нее в конце спектакля. Кроме того, от куклы «отлетали» голова и одна рука, которые художник специально для этого прикрепил на короткие тросики. Людям, сидящим в зрительном зале казалось, что фарфоровая кукла действительно разбивается.

Очень часто, чтобы воплотить концепцию режиссера, художнику приходится становиться настоящим волшебником. В процессе семинара Виктор Платонов не раз рассказывал, как ему удавалось решать сложнейшие задачи. Однако стоит заметить, что и томским кукольникам удавалось удивить опытного художника своим мастерством:

- В свое время меня невероятно восхитили куклы, сделанные для спектакля «Русалочка». Эти куклы словно жили в воде своей собственной жизнью. (Действие сказки «Русалочка» происходит в аквариуме – прим. авт.) Увидев их впервые, я просто, как ребенок, не мог от них оторваться, купал их в аквариуме, - рассказывает Платонов, -  Очень хорошие куклы были сделаны Владимиром Захаровым для спектакля «Котлован». Уверен, что в «Скоморохе» есть и другие восхитительные куклы, ведь я видел далеко не все.

В ближайшее время Виктор Платонов отправится в Чешские Будеевицы, чтобы вместе с режиссером Евгением Ибрагимовым поставить для местного театра кукол сказку «Волшебная лампа Аладдина». Однако у томичей еще будет возможность напрямую  познакомиться с творчеством знаменитого театрального художника. Через несколько месяцев он планирует вернуться в Томск, чтобы с режиссером Виктором Шрайманом поставить в театре «Скоморох» сказку «Сэмбо».

Текст: Наталья Бабенко

Фото: Мария Аникина