Джазовая провинция: "Лучший голос Нью-Йорка" Ив Корнелиус и "Любимый певец Стинга" Джефф Янг в Томске

Они так увлечены своим делом, своей музыкой, что кому как не им, вечно влюбленным, презентовать альбом под названием «Vive L`Аmour», что по-русски означает «Да здравствует любовь!». В Томске этот диск композитора и саксофониста Николая Винцкевича представили музыканты-постоянные участники фестиваля «Джазовая провинция». Российские и американские виртуозы объединились, чтобы очаровать слушателей новыми песнями. И на сцене Большого зала филармонии звучали саксофон, рояль, синтезатор, бас-гитара, ударные, а также одни из лучших голосов Нью-Йорка – пели Ив Корнелиус и Джефф Янг.

!cut

Альбом «Vive L`Аmour» родился благодаря международному фестивалю «Джазовая провинция». Проекту уже больше 15 лет, он объединяет интересных исполнителей современности из разных стран. 650 музыкантов из 30 стран мира -  показатель серьезный! Придумал этот музыкальный праздник Леонид Винцкевич,  известный композитор и пианист. Все годы Леонид - арт-директор фестиваля и его главный организатор.

Спрашиваю у музыканта как такому, рассчитанному не на массового зрителя проекту, удается продержаться столько лет.
 
– Все идет от любви! – заявляет Леонид Винцкевич. - Я очень люблю музыку, которую играю. Я никогда не стремился стать организатором, но однажды понял: если не начну заниматься продюссированием, если не потрачу время на работу менеджера, то никто этого не будет делать. Мне очень странно, что в стране, где творили Чайковский, Прокофьев, Шостакович и другие великие композиторы, сегодня совсем мало внимания уделяют действительно достойной музыке. В «Джазовой провинции» мы стремимся представить и выдающихся исполнителей из разных стран мира, и новые имена. Кстати, часто в рамках фестиваля мы проводим мастер-классы. Хотя нам до сих пор непросто, мы плывем против течения. Во многом фестиваль до сих пор существует потому, что мне везет на людей.


Среди тех, с кем музыкантам повезло – и Томская филармония. Леонид Винцкевич восхищается, что принципиальных договоренностей по поводу выступлений удается достигать по телефону, и затем дирекция держит слово.

- Если еще раз позовут в Томск, буду счастлив приехать, мне очень нравятся здесь люди, с которыми работаем, - признается музыкант. – Правда, немного грустно, что зале нет аншлага, ведь те, кто на сцене – просто удивительные!

Лауреат одной из самых престижных музыкальных премий «Грэмми» бас-гитарист Кип Рид, один из самых востребованных современных ударников Джоэл Тейлор, виртуозный басист Евгений Шариков,  артистичная певица Ив Корнелиус, известный как «любимый певец Стинга» Джефф Янг,  и, конечно, сам Леонид Винцкевич – саксофонист и автор альбома Николай Винцкевич уверен, что компания музыкантов для презентации  «Vive L`Аmour» в Томске подобралась практически идеальная.

- Единственное - хотелось бы еще пригласить Ким Назариан, но эта известная певица из Нью-Йорка, обладатель премии «Грэмми», очень занята – ее график расписан на три года вперед, - поясняет Николай Винцевич. – Но и так состав очень силен, и, что важно, мы сыгранный коллектив, уже лет 6-7 сотрудничаем, отлично друг друга знаем.

Диск «Vive L`Аmour» - первая сольная пластинка Николая. Причем запись была сделана уже три года назад, затем начались поиски компании для ее издания. Появился на свет альбом благодаря известному джазмену Игорю Бутману – он не так давно открыл свою компанию. Именно Igor Butman Music Group  выпустили диск.

- Я давно хотел записать сольный альбом, поскольку написал уже достаточно много красивых мелодий. Сначала на концертах они игрались без слов, а потом я решил: надо положить на музыку стихи, - рассказывает Николай. – Тексты для песен написали сами вокалистки, Ив Корнелиус и Ким Назариан. Особых требований к стихам у меня не было, хотя я высказал певицам свои пожелания. Но самым важным для меня было, чтобы именно эти девушки исполнили песни своими удивительными голосами.

Как бы то ни было, все песни получились про любовь. О любви была музыка, о том же чувстве – иногда взаимном, иногда разбивающем сердца, оказались и стихи певиц. Благо, саксофон прекрасно подходит и для исполнения печальных историй, и для оптимистичных мотивов. Только одна композиция диска, AM PM, посвящена не любви, а Нью-Йорку с его насыщенной жизнью, где круглосуточно происходит столько событий, что день путается с ночью.

Ив Корнелиус, автор текстов к большинству композиций, лично исполнила их в Томске. Также певица представила несколько классических вещей. Классический джаз, по признанию Корнелиус, она любит исполнять больше всего, хотя и свои песни ей тоже нравятся. Выразительная, чуть ироничная, абсолютно раскованная певица стремилась к диалогу с залом.

- Есть ли здесь влюбленные? – приглядывалась Ив к зрителям и восторженно аплодировала обнявшимся парочкам с первых рядов. – Эта песня для вас!

Певица часто гастролирует по России. Первый визит в сибирский Томск дался Ив непросто:

- У вас, конечно, очень холодно! – не удержалась гостья. 
Услышав, что концерт был в очень даже теплый для наших широт день, Ив вздрогнула и в ее глазах появился неподдельный ужас:

- Надо же! Это теплый день… Ладно, главное, что люди в зале были очень «теплые», так нас принимали!

Вот Кип Рид, басист, чью игру можно послышать на диске-обладателе Грэмми «Turned to Blue» Нэнси Уилсон, в Томске уже не впервые. И он понимает, что на сей раз музыкантам с погодой повезло:

- Я ваш город помню, в прошлый раз приезжал два года назад и здесь ужасно замерз, а теперь все хорошо! – улыбается Кип. – Но этот томский концерт мне тоже запомнится. Во втором отделении мы в основном представляли песни Джеффа Янга, я первый раз играл вместе с ним, и это было великолепно!
   
У самого Джеффа Янга в России уже появилось два любимых города – это Курск и Москва. Именно там певцу и композитору встретились особенно увлеченные музыкой люди. А ведь два года назад Джефф вообще не хотел ехать в нашу страну. Везде уже висели афиши с его именем, но Янг вдруг решил, что посещение России – слишком рискованное мероприятие. Он наслушался о различных катастрофах и хотел отменить поездку. Ситуацию спас его друг ударник Джоэл Тейлор. Он к тому времени уже несколько лет сотрудничал с «Джазовой провинцией» и не раз бывал в России. Он позвал Янга на гастроли под свое честное слово -  что все концерты пройдут без происшествий. К счастью, так оно и было.  

Впрочем, если жить в мире музыки, то можно ощущать себя хорошо в любой стране. Басист Евгений Шариков вообще считает, что с внешним миром лучше контактировать поменьше:
- Если погрузится музыку и забыть про все дела, то все идет замечательно! Я иногда такое практикую. А потом, стоит только отложить инструмент, выйти из дома, как сразу начинаются бесконечные проблемы…

Неудивительно, что Евгению в мире музыки очень комфортно – он там абсолютно свой. Ценители его мастерства часто предлагают поделиться знаниями с другими - например, записать видеокурс уроков. Но бас-гитарист упорно не соглашается:
- Я не люблю учить других, - поясняет Евгений. – Во-первых, потому что сам еще учусь и считаю, я не вправе подсказывать другим. Во-вторых, у каждого свой стиль игры, главное – никому не подражать. И я уверен: люди сами могут всему научиться. Я же сумел собственными силами до всего дойти, значит, и у других получится.

Стать виртуозом без посторонней помощи кому-то, возможно, и удастся. Но таланту, решившему посвятить свою жизнь музыке, без поддержки не обойтись. Людям, влюбленным в джаз, в России приходится особенно нелегко:

- У нас до сих пор нет индустрии джаза, - сетует Леонид Винцкевич. – И неважно, насколько джаз - русский жанр. Он часть мировой культуры. Мы же не рассуждаем на тему, русский ли инструмент пианино или скрипка. Хотелось бы, чтобы в России это искусство занимало достойное место. Но отдельные люди не смогут изменить отношение к джазу, как бы им этого не хотелось, для этого нужна национальная программа в области культуры, надо, чтобы государство обратило внимание на джаз. На самом деле, музыка - это не менее значимо, чем обороноспособность страны, экономика или химическая промышленность. Надо уделять больше внимания своим талантам, пока же больше 90% музыки, которая звучит в стране – это блатная песня, шансон.

Изменится ли в ближайшем будущем в непредсказуемой России отношение к джазу, неизвестно. Но обожающие джаз слушатели в стране точно есть. И в Томске, безусловно, тоже. Надо было слышать, какими сумасшедшими овациями Ив Корнелиус вызывали на «бис»!  

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина