Новая постановка в театре Драмы: Дожить до следующей премьеры

Прошлой осенью, казалось, в Томской Драме началось заметное оживление. Лаборатория молодой режиссуры «DramUlёt» и три эскизных показа пьес современных российских авторов стали поводом для аншлагов и бурных обсуждений. На малой сцене появилась интересная постановка авангардной пьесы  от режиссера Сергея Филиппова, на большой – в спектакле Александра Загораева по «Старику» Горького действительно бенефисную роль сыграл народный артист Дмитрий Киржеманов. Было ощущение, что встряска, уход главного режиссера Юрия Пахомова, пошла театру на пользу.
 
!cut
 
Увы, очередной новый спектакль под названием «Дожить до премьеры», оставляет чувство разочарования. Это первая в России постановка пьесы белорусского драматурга Николая Рудковского, томская работа Сергея Куликовского, сегодня – и.о. главного режиссера драматического театра. Тема в артхаузной комедии (а именно так обозначен жанр) затрагивается крайне непростая. Речь идет о Великой Отечественной войне. Да, пафосные патриотичные спектакли давно кажутся «нафталиновыми». А ставить о войне комедию – дело рисковое. Но заявленный жанр внушал надежду на действительно интересный подход.

Суть сюжета показана еще во вступлении: вариант восточной притчи о том, что есть сон, а что есть явь в «Дожить до премьеры» звучит так: «Однажды партизанке Вере приснилось, что она бабочка: она весело порхала, была счастлива и не знала, что она – партизанка. А проснувшись внезапно, даже удивилась, что она – Вера. И не знала уже: ей ли снилось, что она – бабочка, или бабочке снится, что она – партизанка». Огромная бабочка, которая «летает» во время этих фраз по сцене (художник спектакля Светлана Макаренко) – неестественных, едких цветов. Примерно столь же неестественным получился и сам спектакль.
 

Вера (Олеся Сомова) и Катя (Татьяна Темная) – две актрисы. Они играют партизанок в спектакле о войне. Не слишком хорошо играют, поэтому режиссер уже объявил о том, что их роли будут репетировать еще две актрисы. Терять работу подругам не хочется. Тогда они решают вжиться в образы и лично прочувствовать, через что проходят их героини-партизанки. Вера отключает дома воду и свет, из телефонов оставляет только мобильный. Ее богатому муже Леше (Иван Юрчук) приходится есть картофель в мундирах и пайку хлеба в 175 граммов. Платиновые запонки от Armani она меняет на две буханки хлеба. Кроме того, девушкам приходится дать страшную клятву: «Не будем посещать солярий, фитнес-клуб, кафе, рестораны, ночные клубы…». 

Но такие абсурдные со стороны персонажи не выглядят в спектакле гротесковыми. Актрисы выглядят просто неестественно, наигранно. Это могло бы быть тонким ходом – мол, девушки же актрисы, поэтому в их действиях и интонациях столько фальши. Но они ничуть не выделяются среди других героев: Леши (Ивана Юрчука) – как неестественно он жалуется на экономический кризис, женщины (Галины Савранской) с ее жалобами на нелегкую жизнь, инструктора (Антон Антонов) и других. Не веришь никому. Парадокс, но когда те же артисты во время лаборатории играли после каких-то трех дней репетиций в эскизных показах, еще не выпуская из рук тексты ролей, они выглядели несравнимо органичнее, их герои казались настоящими.  
 
 
Некоторые сцены получаются не фарсовыми, а вульгарными. И непонятно, на кого они рассчитаны. Для поклонников традиционного театра сцена, когда актрисы проходят к инструктору спортзала, в свободное от работы время садисту, и просят устроить им фашистскую пытку, прыжки садиста в латексном костюме на столе и удары плетки – квинтэссенция пошлости. Также как и нелепо одетая проститутка с ее танцами на столе. А для любителей смелых экспериментов эти эпизоды слишком наиграны и театральны, слишком приличны (нет даже обнажения, сдержаны жесты). В документальных театрах так сдержанно не играют!

Впрочем, вульгарны и одеяния актрис, которые в повседневной жизни почему-то предпочитают колготки в сеточку с мини и дешевые крикливые пластмассовые украшения. 

Не радует и музыкальное решение: сочетание прекрасных вариаций Bella Ciao, гимна итальянских партизан, убивается обилием современных попсовых песен, Верки Сердючки, Елки и других.

До трагедии история актриса не дорастает, скорее ее поведение выглядит прихотью. А не над шутками же вроде «кругом ягодицы, полные ягодицы!» смеяться. И возникает неослабевающее желание: скорее дожить до следующей премьеры.
 
Текст: Мария Симонова
Фото: Сергей Захаров