Где в Томске становятся барабанщиками?

Барабан – вещь манящая. Еще в раннем детстве многие мечтали получить в подарок этот игрушечный музыкальный инструмент, и, к ужасу родителей, потом подолгу с упоением били палочками по его упругой поверхности. Если с годами желание стать барабанщиком не прошло, то стоит уже реализовать свою мечту и научиться «шуметь» красиво, грамотно. Благо в Томске есть студии, где возможно постигнуть азы игры на этом инструменте.

Барабаны бывают разные, необязательно для воплощения в жизнь своей страсти к ритмам приобретать огромную ударную установку. Играть можно и на этнических барабанах. «Amulet Drums» - единственная в Томске и даже в Западной Сибири школа, где обучают игре на дарбуке.

Ведет занятия Даниил Михайлов. Барабанами он увлечен уже почти пять лет:
- Сначала я играл на аккордеоне, затем на гитаре, а когда приехал учиться в ТГАСУ в Томск, то однажды услышал, что в университете играют на барабанах, - Первое время постоянно «репетировал», даже на лекциях мне одногруппники говорили: «Прекрати стучать!», а я не замечал, что машинально отбиваю ритмы. Вскоре появилась студия «Амулет Амани», где я играл, на один из концертов мы приглашали виртуоза из Москвы Александра Остапенко, неделю брал у него уроки. Он на многое открыл мне глаза, живое общение с преподавателем - это не то, что всякие видеошколы. И через некоторое время в Томске открылась школа «Amulet Drums», я ее руководитель и ведущий преподаватель.

В школе две группы: начинающие и те, кто уже владеет азами работы с этническими барабанами. На занятиях играют одно и то же, делают упражнения, отбивают определенные ритмы. Даниил уверен, что играть на восточном барабане способен каждый:

- Не бывает людей необучаемых, только нужно постоянно репетировать дома. У каждого есть чувство ритма, мы же совершаем ритмичные движения руками и ногами при ходьбе.
Если у человека не получаются упражнения и он совсем не занимается дома, то я его все равно не выгоняю, со временем он сам перестанет ходить на уроки.

Уже на первом занятии барабанщики, а, точнее, перкуссионисты (так вернее называть тех, кто играет на барабанах руками, а не палочками), разучивают базовые удары и несложные ритмы.

- Дум, Тэк и Ка, - переходит на загадочные для непосвященных слова Даниил. – Удар Дум длинный, гудящий, а Тэк - звонкий. Ка же – словно брат Тэка, они похожи, но Ка исполняется другой рукой. Эти удары новичок учит на первом уроке.

Все ритмы пришли к нам с Востока, они уже древние и что-то обозначают. Например, айюб переводится как «походка верблюда, медленный тяжелый ритм». Многое ритмы лежат в основе танцев (а в Египте танцуют все, и мужчины, и женщины). Арабский ритм халиджи, по легенде, совпадает с ритмом сердца. Кстати, считается, что игра на барабанах может улучшить здоровье:  

- У нас в школе училась одно время весьма взрослая женщина, так у нее прошла аритмия, нормализовался сердечный ритм, - рассказывает Даниил. – Она считает, что это произошло благодаря игре на инструменте. Конечно, помогают репетиции и успокоиться, отвлечься от проблем – когда отбиваешь ритмы, то все лишние мысли уходят. А потом можно с новыми силами браться за дела.

Интересно, что посетители томской школы – это молодежь, причем пока в основном женщины: им лучше удается организовывать себя, занятия требует самодисциплины, и дома нужно много работать. Мужчины тяжелее на подъем. Бывает, собираются-собираются, интересуются, но на занятиях так и не появляются.

Среди тех, кто уже давно неравнодушен к барабанам – Светлана Кречмер. Она берет уроки уже два года.

- Я очень люблю музыку, - признается Светлана. – Умею играть на пианино, на гитаре. Потом увлеклась арабскими танцами, понравились восточные ритмы. Но повредила колено, с танцами пришлось расстаться. Теперь думаю это неслучайно произошло – если бы не травма, то дарбука прошла бы мимо меня. А поскольку я скучала по танцам, знакомые посоветовали мне научиться играть арабские ритмы и дали телефон Даниила. У барабанов, конечно, по сравнению с другими инструментами, своя специфика. Мне кажется, с ними больше личного контакта, чем, например, с пианино. Играть на них нелегко: заниматься надо много, причем постоянно. Я стараюсь репетировать каждый день. Мне это нужно для душевного спокойствия. И не зря шаманы стучат в бубны! Рождаются не просто звуки, это особые частоты, поэтому от ритмов энергетика восстанавливается. Хорошо, что мои близкие сами тоже весьма творческие люди и с пониманием относятся к моему увлечению. Дома никто не против моих репетиций. Нельзя отбирать у человека любимую игрушку!

Саму игрушку, дарбуку, Света купила чуть ли не на первом занятии. Впрочем, это в России такой барабан, а, точнее, арабская перкуссия, называется дарбука. В Европе его зовут думбек, в Египте - табла. Выглядят инструменты по-разному:

- В интернет-магазине я покупал дарбуку, у нее основа из алюминия, а как украшение используется верблюжья кость, - поясняет Даниил. – Есть у меня и самодельный барабан, его авторы – мои друзья из Челябинска. Основа сделана из глины, а сверху козья кожа.

Тем, кто серьезно решил научиться играть на инструменте, без своей личной перкуссии не обойтись: многие навыки непременно закрепляются дома с помощью постоянных упражнений. Купить настоящий восточный барабан можно в столичных магазинах. Другой вариант – заказать его в Израиле, в проверенной томичами фирме, тем более, что идет посылка до Томска обычно всего две недели. Стоимость инструмента зависит от их уровня: те, что попроще - в районе 5 тысяч рублей, посложнее от 10.
 

Перкуссии некоторых фирм украшают веревочки. На самом деле они бутафорские, просто элемент оформления: в игре их никак не используют. А вот лампочка накаливания, которая эффектно освещает барабан изнутри, на самом деле выполняет важную роль:

- Кожаные барабаны впитывают влагу, и звук опускается на тон, - объясняет Даниил. – Решают проблему с помощью обычной лампы, которая их подсушивает.

Совершенствоваться в своем мастерстве музыкантам можно бесконечно:  например, египтяне считают, что 156 базовых ритмов - это еще уровень начинающего. Всего ритмических узоров несколько сотен.

Особенно притягательный вариант – лично побывать на Востоке.

- Везде по-своему играют, есть турецкий стиль, ливанский, сирийский, египетский…- рассказывает Данил. – Хотелось бы везде съездить, в Каире и Стамбуле я даже адреса магазинов, где продаются перкуссии, уже знаю. Туда приходишь, и можно целый день играть на разных инструментах, общаться с продавцами. Обычно барабанщики очень общительные люди. Например, Александр Остапенко мне рассказывал как в Стамбуле познакомился с музыкантом, который играет вместе с Тарканом. И этот человек позвал их в гости, затем пригласил на концерт Таркана, провел на стадион. Вначале выступал Таркан, а затем играли народные песни. Весь стадион счастливый, хлопают, подпевают...

 
Перкуссионисты Кассоум Санного, Куко Челини, Тани Альенде давали
томичам мастер-класс по игре на барабанах в 2011 году

- Арабская культура - живая, те, кто бывал на Востоке, отмечают: все знают слова песен, мелодии, танцы, -  отмечает Светлана. - Для них это не шоу, в которое уже превратилась русская народная культура, а образ жизни. Возможно, поэтому их национальные песни и танцы всех так привлекают, в том числе и в других странах.
 
Правда, хотя интерес к восточным барабанам в Томске и есть, но возможностей проявить себя на концертах и зарабатывать с помощью перкуссий достойные деньги пока нет. Выступления проходят нечасто. А лучший способ найти своего слушателя – стритовать, играть в теплую погоду на улицах города.

Но тем, для кого арабской перкуссии мало, кто представляет себя барабанщиком за огромной ударной установкой, нужны несколько другие курсы. Обучают играть на ударных в продюсерском центре «М-арт». Алексей Аблаев, преподаватель студии и барабанщик группы «Сломанный воздух», играет на этом инструменте восемь лет, причем все секреты мастерства он осваивал сам:

 - Сначала я был гитаристом, еще в школьные годы играл в группе, но постоянно возникала проблема: не удавалась найти барабанщика, - вспоминает Алексей Аблаев. – В Томске на 100 групп всего, наверное, человек 20, играющих на ударных. И я решил переучиться, тем более, что хорошо чувствовал ритм, у меня получалось на них играть. Музыкальную школу я никогда не посещал, уроков у барабанщиков не брал. О видеокурсах в интернете в начале 2000-х только мечтали. До многого сам додумался, сам понял, и поэтому могу все объяснить ученикам. Впрочем, мое самообучение продолжается до сих пор: теперь и видеоуроки доступны, что расширяет возможности, и 8 лет - это совсем небольшой еще для музыканта опыт. Хочется еще многое освоить, продолжать развиваться.
 

Среди сегодняшних студентов Алексея – и девчонки 8-10 лет (кому-то нравится барабанить, а кто-то серьезно увлечен музыкой), и взрослые состоявшиеся люди значительно старше 30. Правда, именно в продюсерский центр берут не всех – мало одного желания, надо пройти тест, и, если отбить даже простейший ритм не удается, то посоветуют времени не тратить. В «М-арте» идет работа на результат (зато брать частные уроки может любой, независимо от изначальных способностей).

Работа со студентом проходит в три этапа. Первый – подготовительный. Ученик играет на том инструменте, который выбрал, изучает теорию музыки. Через три месяца к этим урокам добавляется сотрудничество с другими студентами, идет работа на результат с созданной на базе студии группой. До третьего этапа добираются только самые успешные студенты - если дела у группы идут хорошо, то с ними подписывают контракт и начинается профессиональная работа.

Приобретать домой огромную ударную установку тем, кто учится на ней играть, необязательно. Тем более, что она и места займет много, и, главное, обойдется очень недешево. Быть ударником в России нелегко:  

- Джентльменский набор барабанщика – это свои тарелки и малый барабан, от него зависит общий тон всего звучания установки, - раскрывает профессиональные тонкости Алексей Аблаев. – Сама установка – дорогое удовольствие. Бюджетные стоят от 15 тысяч рублей. Но с ними идет демонстрационное «железо», играть на котором невозможно. Надо покупать свое, а оно стоит как сама установка. Еще надо отдельно приобретать педали, которые стоят не меньше. Но главная сложность: в России сложно играть в домашних условиях. Соседи этого не вынесут. На Западе музыка более развита отчасти потому, что в подвалах своих домов у многих студии. Музыканты в Томске часто репетируют в гаражах. Мы с группой уже шесть лет в гараже базируемся. Хотя тесно, оборудование не влезает.
 
 
Барабанщик коллектива Noize MC Павел Тетерин

Конечно, свои у каждого из музыкантов и палочки. Для начинающих это особенно важно знать, т.к. они бывают разными по размеру, длине, толщине и весу. Новичкам желательно держать барабанные палочки в руках хотя бы по 10 минут в день, привыкать к ним. Вообще на занятия нормально тратить по 30 минут ежедневно. Дома, где ударной установки нет, все упражнения делают на специальных тренажерах – pad. Они не очень большие, не такие шумные, как сами барабаны, но на них получается правильный отскок (репетировать ритмы на не упругой поверхности бесполезно!), рука запоминает верное движение.

Некоторых интересует, тяжело ли барабанщикам постоянно слышать сильный шум, рискуют ли они своим здоровьем? Алексей утверждает, что пока никаких проблем со слухом не замечает. Напротив: благодаря репетициям, развивается музыкальный слух. Правда, нелишнее все же защищать уши от сильного шума, поэтому всем барабанщикам рекомендовано пользоваться берушами, их можно купить в любой аптеке.
 

Каковы же перспективы барабанщика в Томске? Некоторые  музыканты добились многого:

- Есть такие «жемчужины», как, например, Артур Еременко, он просто гениальный барабанщик, многих увлек ударными пока жил в Томске, - рассказывает Алексей. – Теперь он в Москве, они уехали туда почти всей группой «Воздушный патруль» (в Томске она называлась «Под водою»), их песни уже попадают на радио. Здорово играл Тарас из  томско-северской группы «Фарш», он перебрался в Петербург. Из российских барабанщиков мне нравится как работает Данил из Amatory, они играют тяжелый рок. В Нью-Йорке есть потрясающий музыкант Джоджо Майер, он записал видеошколу для начинающих, где замечательно объясняет технику, правильную постановку рук при игре. Какие-то чудеса творит на ударных Кейт Карлок, джазовый барабанщик. Это мой личный кумир. Я сколько не смотрю, как он играет, никак не могу понять, как он это делает. Не могу к нему приблизиться…

Обычно ударники остаются в группе несколько в тени, гитаристам, а, тем более, солистам достается больше славы. Но все-таки барабанщики культовых групп тоже очень известны: кто не знает Чарли Уотс из The Rolling Stone или Ринго Старра  из The Beatles. Так что и барабанщик может стать настоящей «звездою».
 
Текст: Мария Симонова
Фото: Евгения Швецова, Константин Кондрухов, БКЗ