В ТЮЗе прошла премьера спектакля "Зверь"

Подготовка к очередной премьере в ТЮЗе была окутана тайной. Вначале скрывали даже название, но обещали современные технологии: графику и видео. Было известно только, что спектакль рассчитан на малую сцену и появится в рамках проекта «Театр нового зрителя». В мае выяснилось, что загадочная постановка – это «Зверь» по пьесе  советских драматургов М.Гиндина и В.Синакевича, очень популярная в 1980-ые антиутопия.

!cut

Режиссером спектакля стал Александр Загораев, уже поставивший в Томске «Ночь святого Валентина» и «Наказание» в ТЮЗе и «Старика» - в Драматическом театре. Его новая работа – это фантастическая драма, которую сам постановщик воспринимает вовсе не как антиутопию. Для него важным в этой истории стали взаимоотношения: все войны на Земле возникают из-за искусственного деления людей по национальностям, по расам, по верам… То же, только в аллегоричной форме, происходит и в пьесе: люди приняли на веру утверждения некоего «человека со стеклами на глазах», даже не попытавшись их проверить. По такому же принципу сегодня действуют многие: слушают, как вещают по телевизору «люди со стеклами на глазах» и не сомневаемся в их правоте.

- Если современные люди начнут задумываться, то они изменятся, и мир тоже станет иным, и, возможно, удастся избежать того страшного будущего, которое показывается в наших хрониках, - считает Александр Загораев.

Спектакль построен в форме «хроник будущего». В самом начале раздается взрыв, вспышка… И, кажется, воспоминания – это все, что осталось от мира. Страшные истории из будущего рассказывают пиферы. Именно так определяют себя участники группы «Глухие согласные», участвующие в постановке. Пиферы - это субкультура, объединяющая такие направления, как рэп, театр, стихи и прозу. Для спектакля «Зверь» «Глухие согласные» специально написали несколько песен.

Три участника из «Глухих согласных», занятые в спектакле в ролях «гостей из будущего» – это актеры ТЮЗа Мария Суворова, Владимир Бутаков и заслуженный артист Бурятии Всеволод Трунов. Их эмоциональные композиции звучат на фоне видеосюжетов. Как и было обещано, в спектакле живая игра актеров сочетается с видеоартом.

Видеоарт (автор - художник спектакля, Леонид Пантин, он же оформлял «Наказание») здесь представлен даже в двух вариантах – на большом экране во время песен «Глухих согласных» и по телевизору, который «дополняет» происходящее на сцене. Например, героиня во время представления разжигает костер, который начинает пылать на видео. Выступает экран и в роли увеличительного стекла, которое помогает лучше рассмотреть какие-то детали.

В спектакле заняты не только артисты ТЮЗа, но и искусствовед Андрей Самусев, которого, впрочем, можно увидеть и на сцене в постановках народного театра Дома ученых и школы-студии-театра «Индиго».

Что же за герои предстают перед нами на очень мрачной (только черный и белый оттенки в декорациях, весь пол засыпан обломками камней) сцене? Последние люди планеты, выжившие после конца света, выглядят, как и полагается, весьма специфично. Мать (Жанна Апарина), Отец (Андрей Самусев) и Дочь (Ольга Райх) абсолютно лишены волос на голове (чем очень гордятся, поскольку считают это признаком принадлежности к человеку), и странно одеваются, неумело обращаясь с обычной одеждой. Воспринимаемый ими как Зверь (Денис Иванищев) незнакомец, напротив, по контрасту напоминает прожившего долгие годы где-нибудь в тайге путешественника-дикаря – длинная борода и волосы, костюм из шкур зверей.

Отношения между двумя разными «кастами» складываются непросто: отец, помня о заветах «человека со стеклами», Зверя недолюбливает и опасается. Мать присматривается с любопытством. А дочка… Под трепетную мелодию флейты начинается и развивается история любви двух, казалось бы, непохожих друг на друга героев. 

Образ Друга, он же «человек со стеклами на глазах» (Антон Черных), решен иронично. Буквальные стекла – это водолазная маска. Сам, казалось бы, столь авторитетный герой, картав, пуглив, неопрятен и обладает повадками животного.

История красива, весьма предсказуема, и грустна. Словно намеком на печальное будущее в руках то у одного, то у другого героя оказывается череп – и поддерживающий мрачный колорит, и напоминающий знаменитую сцену из шекспировского «Гамлета», и отсылающий к главному вопросу «Быть или не быть?». 

…Чем все закончится, мы, конечно, умолчим. Но особенно, судя по первому показу, эта романтическая, метафоричная, богатая спецэффектами и свежо звучащими композициями история зацепит юных и молодых зрителей.

Текст: Мария Симонова

Фото: Сергей Захаров