В театре "Версия" премьера спектакля "Выстрел в театре": Детективный жанр добрался до сцены

Кто этот человек, который пробрался в храм Мельпомены по шаткой стремянке? Почему его встречает недружелюбный мощный тип с ножом? Кто такой Сизый, внезапно оказавшийся в больнице? Сплошные загадки! Так таинственно и неясно начинается новый спектакль в театре «Версия». Но жанр обязывает: премьера под привлекающим внимание названием «Выстрел в театре» - это детектив.

!cut

Детективы влекут. Книжка или фильм с запутанным и захватывающим сюжетом многих заставляют бросить все дела. До того момента, пока, наконец, в финале не выяснится, а «садовник ли убийца». Между тем, детективный жанр вполне возможен и в театре. В последние годы на томских подмостках подобных спектаклей не случалось. Хотя детектив на сцене может быть очень успешен. Например, «Миссис Пайпер ведет следствие» продержалась в репертуаре томской Драмы 16 лет, это один из главных спектаклей-долгожителей в истории театра. Впрочем, возможно, причина редкости детективов в том, что этот жанр не слишком привлекает современных драматургов. Зато интересует некоторых режиссеров. Например, Андрея Колемасова, известного в Томске актера, режиссера детских студий и телевизионных проектов, на сей раз выступившего постановщиком премьеры «Версии».

- Я впервые прочитал пьесу В. Коняева «Выстрел в театре» в 2006 году, и понял, что хочу ее поставить, - поясняет Андрей Колемасов. – Меня она привлекла своим сюжетом - в советской и российской драматургии такого жанра как детектив практически нет. Когда Вера Тютрина, художественный руководитель и главный режиссер «Версии», предложила мне постановку в своем театре, то я вспомнил об этом детективе. Оказалось, Вера Ивановна хорошо знает эту пьесу и поддержала мой вариант.

Если кратко и в рамках дозволенного, не выдавая финала, пересказать сюжет, то «Выстрел в театре» - это «театр в театре», история о спектакле для одного единственного зрителя (в его роли Денис Рекало). Никто толком не знает, что за такое удивительное представление показывают в стареньком клубе заплатившим зрителям за просмотр огромные деньги, и проект вызывает большой ажиотаж. Но зритель, купивший дорогой билет (деньги за который вернут, если постановка не произведет на человека в зале впечатление), внезапно оказывается главным действующим лицом спектакля.

По мнению режиссера, «Выстрел в театре» будет интересен людям разных возрастов:

- Это достаточно фантастическая, хотя, наверное, возможная в этом мире история, - считает Андрей Колемасов. – Все прояснится только в самом конце спектакля. «Выстрел в театре» - постановка для зрителей, которые любят детектив, интригу.

Впрочем, кроме витиеватого детективного сюжета, в пьесе ощущается и тема современного театра. Например, в начале «эксклюзивного спектакля». Сначала потрясти единственного зрителя пытаются девушки в гротескных фривольных одеяниях, экзальтированно-пародийно читающие монологи из классики, примеряющие роли Нины Заречной (Элла Чудинова) и Катерины (Лидия Пляскина). Но, конечно, куда большее впечатление на героя производит девушка, с которой он, как оказывается, знаком. Более того – она обвиняет его в очень некрасивом поступке. «Вам же подавай картинки из собственной жизни!» - не без горечи восклицает режиссер (Сергей Браславец, в другом составе Юрий Сосновский). И в этой фразе можно услышать претензии к Новой драме с ее стремлением к исключительной правдивости и документальности историй.

Тоску в отношении судьбы театра как искусства навевает тот момент пьесы, что труппа давно забыла о настоящих спектаклях, а предпочитает зарабатывать большие деньги хитроумными способами. Старые афиши (документальные, в основном томские, где читаются знакомые названия уже ушедших из репертуара спектаклей) добавляют горечи, ощущения, что традиционный театр уходит в прошлое, и от него остаются только пожелтевшие рекламные плакаты (авторы оформление «Выстрела в театре» Николай Кузнецов и Андрей Колемасов).

Интрига истории раскрывается в финале, а до этого времени можно спорить, в чем же в итоге окажется подвох. Правда, размышлять над сюжетом пока порою мешает игра актеров. Чувствуется, что спектакль еще совсем новый, ощущается напряжение и неестественность, периодически невольно вспоминается крылатое «Не верю!» Станиславского.

Текст: Мария Симонова
Фото: Мария Аникина