Премьера в театре: Зойка и Воланд встретятся в ТЮЗе

Новый театральный год в ТЮЗе начался с громкой премьеры: постановки таких пьес, как «Зойкина квартира» Михаила Булгакова всегда привлекают внимание, а судя по репетициям, спектакль режиссера Александра Загораева обещает быть очень интересным. !cut

«Зойкину квартиру» ставят часто, но у каждого режиссера она «своя». Так, Александр Загораев отнесся к пьесе Булгакова как к истории мистической:

- Сразу почувствовал некую мистику в этом произведении – в каких-то ремарках автора, в словах героев, - признается Александр Загораев. – И мне захотелось перечитать «Мастера и Маргариту» Булгакова. Когда прочел его заново, то ощутил совпадение 12 главы романа и «Зойкиной квартиры». Напомню, в той главе речь идет о сеансе черной магии с разоблачением, о выступлении «знаменитого иностранного артиста мосье Воланда». Очень похожи персонажи той главы и герои пьесы. Отрывок из романа мы добавили в наш спектакль. 

Так среди героев «Зойкиной квартиры» оказался… Воланд (в его роли - Павел Никитин)! Он предстанет перед зрителями уже в самом начале спектакля и эффектно исполнит «Куплеты Мефистофеля» из оперы «Фауст» Шарля Гуно. Выбор музыки совершенно неслучаен – известен тот факт, что на создание такого героя, как Воланд, Булгакова вдохновили те самые куплеты из «Фауста» в исполнении Федора Шаляпина. В спектакле музыка звучит в современной аранжировке.

А сама «Зойкина квартира» и без аранжировок кажется современной, хотя пьесе уже около 90 лет. Увы – история в России словно развивается по кругу, и неудивительно, что наше недавнее прошлое по-своему созвучно эпохе НЭПа, времени всеобщей неразберихи, когда предприимчивые люди сумели воспользоваться ситуацией и быстро сколотить состояние. Но эта свобода быстро закончилась…Актуальны сегодня и две важных темы пьесы: эмиграция и деньги.

- Побег из России – это мечта героев «Зойкиной квартиры», а сегодня богатые люди в Москве и в Питере постоянно обсуждают этот же вопрос, многие задумываются о переезде, - говорит Александр Загораев. – Другая тема – жажда денег, алчность – была и будет актуальна во все времена. Не зря же Воланд, наблюдая за москвичами, отмечал: «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…».

Если темы в спектакле звучат современные, то визуальное решение «Зойкиной квартиры» соответствует 1920-м годам. Точнее, само сценическое пространство (художник спектакля Леонид Пантин) непривязано ко времени. Огромная красная кровать, при необходимости превращающаяся в подиум, выполняющие в спектакле много разных «ролей» необычные шкафы, зловещая белая паутина, опутывающая все сцену (квартиру Зойки, да и, вероятно, Россию) смотрелись бы органично и в 1920-ые, и в 2010-е годы. А вот костюмы в духе эпохи НЭПа – это праздник для глаз! Роскошные платья, украшенные кружевом, пайетками, бахромой, длинные прозрачные перчатки и, конечно, очаровательные шляпки всевозможных фасонов… Кстати, нарядов для спектакля сшили около 60 (художник по костюмам Светлана Великанова)!

«Зойкина квартира» обещает быть спектаклем зрелищным. Китайцы Газолин (заслуженный артист республики Бурятия Всеволод Трунов) и Херувим (Владимир Бутаков), как и полагается пластичным людям Востока, демонстрируют чудеса акробатики (режиссер по пластике Эдуард Соболь). Отсутствие морфия заставляет Павла Обольянинова (Олег Стрелец) в буквальном смысле лезть на стену. Будут в спектакле и танцы, и одновременно ироничные и эротичные номера-представления «моделей» публичного дома, скрывающегося в Зойкиной квартире под вывеской «Ателье». Появятся на сцене и загадочные фигуры в черных плащах и белых масках…

Очень вовремя для такой масштабной и эффектной постановки в ТЮЗе появилось новое оборудование – свет и звук действительно изменился, что в «Зойкиной квартире» наверняка заметят все постоянные зрители ТЮЗа. Сочетание нового света и клубов дыма замечательно подошло для мистического спектакля.

Впрочем, не стоит раскрывать накануне премьеры лишних секретов. Но без ответа на вопрос «а кто же, собственно, играет Зойку?» не обойтись. Эта роль станет первой серьезной работой в ТЮЗе актрисы Светланы Гарбар.

- Светлана работает в театре второй сезон, в Томск она приехала после окончания кемеровского театрального института, - рассказывает Александр Загораев. – Я посмотрел видеозаписи ее студенческих работ и увидел ее потенциал. Захотелось открыть эту актрису для ТЮЗа, для Томска, поэтому выбрал на роль Зойки именно Светлану. Конечно, это риск – доверять такую сложную роль совсем молодой актрисе, но, по-моему, она замечательно справляется, считаю, внутренне Светлана уже готова к этой работе. 

Добавим еще, что остальные знаковые роли в спектакле играют Ольга Райх (горничная Манюшка), Александр Винниченко (председатель домкома Аллилуйя), Денис Иванищев (администратор Аметистов), Мария Суворова (Алла Вадимовна), Алексей Мишагин (коммерческий директор треста тугоплавких металлов Гусь-Ремонтный).

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина