«Уральские пельмени»: Хороший юмор должен быть жизненным

«Уральские пельмени» не сходят с экранов телевизора, постоянно придумывают и воплощают новые проекты и при этом еще как-то успевают гастролировать по России. Недавно эта всенародно любимая команда дала концерт в Томске, а корреспонденты «Афиши» смогли пообщаться с Андреем Рожковым и Вячеславом Мясниковым. Спрашивать, шутят ли профессиональные юмористы в обычной жизни, не пришлось. Потому что во время интервью ребята шутили почти постоянно.

!cut

- Создается впечатление, что в современных российских юмористических программах шутят обо всем на свете. А есть ли темы для шуток, которые лично для вас неприемлемы?
Вячеслав Мясников: - Конечно, есть! Это, прежде всего, шутки «ниже пояса», пошлятина. Лично мой критерий: можно или нет смотреть эти шутки вместе с детьми.
Андрей Рожков: - Это для Славы. А для меня в юморе нет ничего неприемлемого. Все, что угодно – за ваши деньги!

- А существуют ли какие-то негласные запретные темы, на которые шутить не рекомендуется?
А. Р.: - Мы придумываем шутки, а потом наше творчество проходит некую редактуру, где наши шутки «обрезают». Но мы к этому не имеем никакого отношения, наша совесть чиста.
В.М.: - А я вновь повторю, что запретные темы, это – пошлость, ниже пояса, нельзя смотреть вместе с детьми…

- Критерий «нельзя смотреть вместе с детьми», наверное, стал особенно актуальным после принятия нового закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»?
В.М.: - Нас этот закон мало коснулся, мы его почти не замечаем, потому что в нашем творчестве никогда и не было пошлости и шуток про наркотики.
А.Р.: - Про спиртное у нас много юмора…
В.М.: – Да большинство российских детей видят все это запрещенное не с экранов телевизора, а в своих семьях.

- Один из ваших последних проектов – конкурс «Мясорупка», где соревнуются начинающие актеры. Вашей команде в начале карьеры тоже прошлось получить подобный опыт – вас постоянно оценивали на КВН. Можете сказать, что сложнее – получать оценки или оценивать самим?
В.М.: – Пусть отвечает Андрей, он у нас специалист по «Мясорупке».
А.Р.: – И то, и другое - плохо! Никому не советую.
В.М.: – Оценивать нас всех будет Боженька потом. Даже за это интервью…
А.Р.: – Или Андрей Борисович. А кому вы больше доверяете – это уже ваш выбор. Хотите ли вы попасть на «Мясорупку» или на небеса… (Смеется).

- Тогда вопрос в продолжение темы об оценках и критериях. Какие качества, по вашему, главные для профессионального юмориста?
В.М.: - Давайте, я скажу! Чтобы не было пошлости, «ниже пояса», и чтобы можно было смотреть с детьми. А все, кто не придерживаются этого правила, пусть горят в Аду! (Смеется) А, если серьезно, для написания шуток, главное, чтобы моторика была. Чтобы мозг мог сообщаться с рукой, а иначе как шутки записывать?!

- В одном из ваших коллективных интервью было сказано, что вам шутки интереснее придумывать, а не разыгрывать на сцене…
В.М.: - Не скажите! Лично для меня было бы здорово, если бы мне кто-то писал шутки, а я бы это просто воплощал на сцене. Но, к сожалению, никто тебе напишет так, как ты себе сам это представляешь. У нас обычно, кто – что придумал, тот в тех номерах потом и участвует.

- Вы берете за основу своих шуток какие-то реальные события из жизни?
В.М.: - Конечно. Лично мой критерий хорошей шутки (а я пишу их достаточно много) - чем жизненнее номер, тем понятнее он будет народу. Естественно, что основами наших шуток часто становятся какие-то конкретные ситуации. Помните наш номер, в котором человек в кассе супермаркета очень долго расплачивается за одну-единственную сливу, а его ждет целая очередь?

- Я как раз сейчас про него и вспоминала. Очень жизненная ситуация…
В. М.: - Да, многие стояли в таких очередях. Нам при написании сценариев просто надо вспомнить все эти ситуации. Они сплошь и рядом. На новом нашем концерте будет номер «Почта». Я сам принимал участие в его написании, и он мне безумно нравится. Там тоже все из жизни, это почта, где все теряется.

- Вы в Томск приехали на автобусе или на поезде?
А.Р.: - Мы приехали на автобусе, который стоял на поезде.

- Просто во время путешествия на поезде происходит больше интересных случаев, которые потом могут послужить основой для написания новых шуток…
В.М.: – Так и в автобусе много чего интересного происходит. Например, у нас Дима Брекоткин выпал из автобуса. Потому что автобус у нас без стекол. У каждого артиста, как известно, есть свой собственный райдер. Так вот, по нашему райдеру, автобус должен быть без остекления. А Дима просто сел на заднее сидение и вывалился на капот идущей следом машины.
А.Р.: - Да! И проехал так где-то 37 километров, пока мы его не заметили. Орал, бибикал, матерился.
В.М.: – А водитель был в шоке и в состоянии аффекта даванул на газ.
А.Р.: – А пассажиры в это время фотографировались с Брекоткинын за стеклом.

- А Юлия Михалкова с вами приехала?
В.М.: - А кто это? Впервые слышу это имя. Вы что, у нас нет в команде никаких девушек! Та, кто играет кассиршу в номере про сливу? Так это переодетый мужчина! У нас просто очень великолепные гримеры, творят настоящие чудеса.

- Скажите тогда, почему в профессиональном юморе так мало женщин?
В.М.: - Может, у них печень не выдерживает? Юмор-то профессиональный, нужно соответствовать. Нет, конечно, я пошутил: у нас есть девушка – Юля, и, конечно, она приехала.

- Так почему все-таки она у вас единственная девушка в команде? У девушек с чувством юмора проблемы?
В.М.: - Нам просто нужна одна красивая девушка. Некрасивых девушек мы можем сыграть сами. Любого из нас переодень – и вот тебе некрасивая девушка. А красивую девушку, да, чтобы она могла еще что-то сказать со сцены в наше время найти достаточно сложно. А тут все совпало: Юля – и красавица, и актриса хорошая.

- Она тоже принимает участие в написании ваших шуток?
В.М.: - Пока нет.

- А как вообще происходит этот процесс? Вы собираетесь вместе и…
В.М.: - …один дает команду: «Придумывайте!», и мы придумываем. Нет, нас просто запирают в комнате, и не дают еды, пока мы не напишем толстую стопку текстов. Три дня мы еще можем выдержать, а потом приходится придумывать шутки!

Текст: Наталья Бабенко