Солисты Центра оперного пения Галины Вишневской представили в Томске оперу «Евгений Онегин»

Послушать классическую оперу в Томске удается нечасто. Еще реже можно встретить спектакль, к постановке которого приложили руку такие звезды российской сцены как Галина Вишневская и Андрис Лиепа. Именно поэтому «Евгений Онегин» Центра оперного пения Галины Вишневской прошел в Большом концертном зале Томской областной филармонии при полном аншлаге.

!cut

На пресс-конференции, посвященной этому событию, журналисты безуспешно пытались вспомнить, когда в последний раз в Томске давали полноценную классическую оперу. Директор Томской областной филармонии Марина Шерина подтвердила самые смелые догадки – в Томске оперных спектаклей не было за всю историю современной России, поэтому гастроли Центра оперного пения Галины Вишневской могут считаться самыми важными и значительными за последние годы.

Для Томской филармонии «Евгений Онегин» стал испытанием на прочность. Чтобы «Онегин» прозвучал, сотрудникам  Большого концертного зала пришлось впервые за долгое время открыть оркестровую яму. Нелегко пришлось и музыкантам симфонического оркестра, которые должны были за несколько недель разучить и отрепетировать оперу, а также привыкнуть к работе в несколько необычных условиях. Но, по словам администратора оркестра Томской филармонии Владимира Дорохова, томские музыканты постарались сделать все возможное и невозможное, чтобы соответствовать уровню вокалистов из Центра Галины Вишневской.

- Наш симфонический оркестр - это не оперный оркестр, и поэтому музыкантам непривычно находиться в «яме», - поясняет Владимир Дорохов, - Однако после двухнедельных репетиций неудобства, связанные с нахождением в яме ушли. Мы сделали все, чтобы постановка прошла на высоком уровне.

репетиция оперы "Евгения Онегин"

Созданный знаменитой российской оперной дивой Галиной Вишневской Центр оперного пения – явление уникальное не только для России, но и для всего мира. Здесь проходят стажировку по специальности «оперный артист» молодые певцы с профессиональным музыкальным образованием. Выпускники Центра работают в оперных театрах всего мира:

- Я очень благодарна судьбе за то, что попала в центр. Дело в том, что после окончания консерватории у оперных артистов не всегда есть возможность попасть в театр? - рассказывает актриса Екатерина Миронычева, исполнительница роли Татьяны. -Пробиться на сцену очень тяжело, многие театры закрывают, а крупных столичных театрах достаточно своих солистов. К тому же после обучения в консерватории у нас очень маленькая база, в процессе учебы мы почти не выходим на сцену. А Центр оперного пения – это просто рай с потрясающими педагогами, которые находят подход к каждому ученику. А возможность работы с Галиной Павловной – это отдельное счастье, она столько дает на своих уроках!

«Евгений Онегин» для Галины Вишневской – произведение знаковое. Галина Павловна не раз признавалась, что с девяти лет она была буквально влюблена в эту оперу и, возможно, благодаря ей она стала одной из лучших оперных певиц России. Именно с партии Татьяны начиналась пятидесятых в Большом театре сценическая карьера певицы, а тридцать лет спустя с этой партией оперная дива попрощалась с большой сценой в Парижском Гранд-Опера. Известно также, что Вишневской так не понравилась осовремененная версия «Онегина» в Большом театре, что она даже отменила празднование в этом театре своего юбилея.

Один из главных принципов Центра оперного пения Вишневской – очень бережное отношение к классике, здесь не пытаются модернизировать знаменитые оперы, а, напротив, пытаются хранить традиции. И все же «Евгений Онегин» отличается сочетанием классических традиций и современной сценографии.

Рассказывая об этой постановке, Галина Вишневская, прежде всего, подчеркивает, что ее Центр следует за желанием Чайковского, который категорически не хотел, чтобы роли шестнадцатилетних девушек и безбородых юношей исполнялись ветеранами сцены. Сам Петр Ильич поручил первое исполнение своей оперы молодым воспитанникам Московской консерватории. В опере, которую по желанию Вишневской поставил Андрис Лиепа, тоже заняты молодые певцы – ученики Центра Галины Павловны, возраст которых соответствует возрасту героев пушкинского романа.

- Томичи получили счастливую возможность увидеть оперу именно в таком виде, как задумывалось автором. В этом тоже уникальность проекта, - считает директор областной филармонии Марина Шерина.

Однако зрителей подкупает не только молодость и свежесть артистов. В спектакле все ученики демонстрируют, что они с полным правом могут считаться хорошими оперными певцами. У них сильные голоса, отличный вокал и, по мнению профессиональных критиков, лучшая среди всех музыкальных театров Москвы дикция.

Лирическая драма Пушкина-Чайковского разыгрывается на фоне строгих и скупых черно-белых декораций: в оформлении используется только фоновый задник и фрагменты рукописи Пушкина с его узнаваемым летящим почерком и характерными рисунками. Работая над спектаклем, художник Анна Нежная нашла интересный ход, ее оформление – это книжная графика, перенесенная на сцену. Однако скромность сценографии искупается чарующей музыкой Чайковского и проникновенным исполнением. Ученики Вишневской прекрасно владеют не только вокальным, но и актерским мастерством. Проживая свои истории в течение спектакля, меняются и Татьяна (артистка Екатерина Миронычева), и Онегин (Сергей Атюшев). Трепетная и романтичная Татьяна Ларина превращается в светскую львицу, а в финальной сцене демонстрирует всю страстность и порывистость своей натуры. Мрачный и даже несколько скучноватый в начале оперы Онегин преображается в пылкого влюбленного. Однако львиную долю симпатий публики завоевал артист Станислав Мостовой. Его Ленский – глубоко трагический герой, и в отличие от романа в опере история трагической любви и ранней гибели поэта выносится на первый план.

Примечательно, что в качестве постановщика «Онегина» Вишневская пригласила Андриса Лиепу. Звезда советского и классического балета сегодня активно ставит балеты, шоу и даже оперы. Лиепа говорит, что постарался поставить «Онегина» именно так, как хотела Вишневская. Но, тем не менее, в постановке чувствуется его личный почерк. Исполнители этой классической оперы не статичны, они много двигаются, у каждого персонажа есть свой танцевальный рисунок. Так сцена дуэли и сцена финального объяснения Татьяны с Онегиным – это не только оперные арии, но и своеобразные хореографические композиции.

На этих гастролях «Евгений Онегин» был исполнен дважды – на сценах БКЗ и Северского музыкального театра. Встреча сибиряков с настоящей оперой стала возможна, благодаря художественно-просветительской программе «Новое передвижничество».

Текст: Наталья Бабенко
Фото: Максим Кузьмин