Театральное закулисье: пошивочный цех

Кто шьет костюмы для героев старинных историй, фантазийных сказок и прочих театральных постановок? Обычные портные в ателье бы не справились. У режиссеров, театральных художников и художников по костюмам почти всегда богатая фантазия! Чего они только не придумают, а пошивочным цехам потом приходиться воплощать любые идеи в жизнь. Скажут: «Пусть платья сделают из полиэтилена!» - значит, так все и будет. Узнать, как работают художники-модельеры, мы отправились в Томский театр юного зрителя.

!cut

Сейчас в пошивочном цехе создают костюмы для новых сказок (которые в ТЮЗе ставит режиссер Григорий Гольдман). Художники-модельеры берутся за подготовку нового спектакля одними из первых в театре, иногда даже до того, как начинаются репетиции. Кстати, и распределение ролей они порою узнают раньше артистов. Правда, разглашать кто кого будет играть права не имеют, но зато хорошо представляют для кого шьют тот или иной  костюм.

На столе у Светланы Велихановой, художника-модельера, заведующей пошивочным цехом, эскизы костюмов для героев сказок, к ним уже прикреплены образцы тканей, из которых, собственно, позже все и сошьют.

- Художник по костюмам предоставляет нам эскизы, с которыми мы едем закупать материалы, выбираем, какие ткани лучше подойдут, и затем шьем костюмы, - комментирует работу цеха Светлана. – Для детских спектаклей часто нужны фантазийные ткани – с пайетками, блестящие, именно такие хороши для сказок. Для вечерних спектаклей чаще всего ищем более традиционные материалы. Если в постановке нужны «исторические» платья на кринолине, с длинными юбками, то ткани на каждое из них уйдет много, не меньше семи метров.

Большинство материалов приобретается в Томске, в обычных магазинах, но бывают и исключения. Например, для «Анны Карениной» понадобилось множество балетных костюмов. Нужные материалы удалось найти только в специализированных московских магазинах, а стразы и стекляриус закупали в Новосибирске. Для того, чтобы грамотно создать необычные одеяния для нашумевшего спектакля, Светлана Велиханова даже ездила на стажировку в Театр оперы и балета в Новосибирск. 

Впрочем, театр – дело непредсказуемое, Светлана Велиханова работает в ТЮЗе уже 12 лет и знает, здесь можно получить любое задание:
- Это не ателье с его лекалами, знания кроя для нашего дела недостаточно. Спектакли не повторяются, поэтому важнее творческий подход, - поясняет Светлана. – Главное – чтобы у человека было желание работать в театре. Кто-то на наши эскизы смотрит и пугается: «Да как это можно сшить?!». У нас всегда нужно что-то придумывать, и творческих людей это не пугает, а, наоборот, вдохновляет.

Любовь к театру, конечно, тоже желательна:
- Я была в ТЮЗе на практике, и мне здесь понравилось, но сразу устроиться в цех не получилось - не было вакансий. Так что сначала я несколько лет работала в гардеробе, так сильно мне хотелось попасть в театр, - рассказывает Ольга Кривошеева, портной ТЮЗа.

– Меня очень интересовало, как устроен театр, хотелось увидеть все «изнутри», - поясняет Светлана Репина, художник-модельер по театральному костюму. – Даже не думала, насколько много людей участвует в создании каждого спектакля, какая огромная работа стоит за любой постановкой. Когда смотришь премьеру, то гордишься, что ты тоже приложил руку к этому большому делу.

Но до премьеры художников-модельеров и актеров еще ждет несколько примерок. Сколько их будет – зависит от сложности костюма. Если ничего такого уж специфического в одеянии нет, то хватает двух примерок. Иногда все получается гораздо сложнее. Например, для Ольги Никитиной, которая играла Колдунью в «Карлике-Носе» шили платье-трансформер, оно «умело» мгновенно, на глазах у зрителей, превращаться в 4 других наряда. С ним хлопот было много, сколько раз его приходилось мерить, в пошивочном цехе даже и не припомнят. Недавно в ТЮЗе шили другой сложный костюм, который надолго запомнился художникам-модельерам. Это одеяние для Дьяволицы, ее в «Зойкиной квартире» играет Екатерина Костина. Оно создавалось из лакированной ткани, пришлось много раз вносить коррективы в такие детали костюма, как ремни, шлейф, «продолжение» туфель, имитирующее сапоги, паутина, дополняющая одеяние.

Сами авторы костюмов особенно неравнодушны к работе над сказками: здесь одеяния такие яркие, необычные, волшебные! Хотя Светлана Репина из недавних спектаклей вспоминает и «Ночь святого Валентина», где удалось поработать с мехом, не частым гостем на театральной сцене. Впрочем, бывают и гораздо более редкие материалы:

- Одной из самых сложных задач для нашего, на мой взгляд, были костюмы для спектакля режиссера Евгения Лавренчука «Дракон» - их нам было нужно создать…из полиэтилена! – вспоминает Светлана Велиханова. – Справиться с ним было нелегко, ведь обычно из такого материала ничего не шьют, естественно, обращаться с ним нигде не учат. А юбки еще и были на каркасах! Но ничего, сами все придумали и решили эту задачу.

…Потом, когда все пожелания художника, режиссера, актеров по поводу костюмов воплощено в жизнь, остается самое приятное: увидеть уже готовое произведение – премьеру спектакля.

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина