Новая постановка в Театре драмы: взрослые игры в «Кошки-мышки»

Не так давно в репертуаре Томского театра драмы появился спектакль «Кошки-мышки». Это детское название совершенно обманчиво. Пьеса венгерского драматурга Иштван Эркеня поднимает серьезные и очень взрослые вопросы. Можно ли до старости сохранить пылкость чувств и молодость души? Как пережить предательство близкого человека? И, наконец, как справиться с одиночеством, на которое, кажется, обречен каждый современный человек?

!cut

«Кошки-мышки» оказались в репертуаре Театра драмы совсем не случайно. Пьеса была выбрана для бенефиса народной артистки России Валентины Бекетовой, которая осенью этого года отмечала свой творческий юбилей. Для такого события обычно ищется особая пьеса, позволяющая бенефицианту продемонстрировать все грани своего таланта. Главный режиссер ТДТ Сергей Куликовский решил обратиться к творчеству некогда очень знаменитого в СССР венгерского драматурга Иштвана Эркеня, и не ошибся. Кажется, что роль чудаковатой, наивной и милой Эржи Орбан, женщины, которая не хочет стареть, написана специально для Валентины Бекетовой. Только ей под силу играть на грани элегантности и фарса, воплощать тончайшие психологические нюансы, быть смешной и в то же время бесконечно обаятельной и трогательной.

- В этой пьесе есть сюжет, есть история, она трогает зрителей. Эти качества драматургического материала всегда ценит Сергей Куликовский и ценю я, - говорит Валентина Бекетова, - Когда мы начали работать, я просто полюбила этот спектакль! Многие знакомые говорят, что по характеру моя героиня похожа на меня. Возможно, так оно и есть.

В спектакле девять персонажей, однако, по мнению режиссера Сергея Куликовского, «Кошки-мышки» по своей сути - моно-спектакль. В нем все держится на главной героине, которая на протяжении всего действия не покидает сцену, и происходящее зритель видит ее глазами.

Для русского театра пьеса «Кошки-мышки» - это классическое «хорошо забытое старое». В семидесятые это произведение пользовалось в СССР столь бешеным успехом, что даже организовали фестиваль, на котором были представлены все сценические интерпретации этой пьесы.

Драматург Иштван Эркень считается основоположником венгерского театра абсурда. Черты этого жанра можно проследить и в «Кошках-мышках». Спектакль это одновременно и ностальгическая переписка, и телефонные разговоры, и встречи в кафе, и любовные свидания – в общем, обычная полифония, из которой состоит жизнь каждого современного человека.

В первые двадцать минут спектакля зритель погружается в мелкие бытовые подробности жизни Эржи Орбан, которые поначалу кажутся ему совершенно ненужными. Новые туфли, новая прическа, семейные перепалки за обедом, утомительная ссора с молочницей из-за соседской кошки. Главная и самая интересная большинству зрителей сюжетная линия вырисовывается не сразу. Вновь обретенная подруга Паула (Людмила Попыванова) коварно «уводит» у Эржи ее давнего возлюбленного – глуповатого, стареющего и тучнеющего оперного певца Виктора Черемлени (Виктор Антонов). Кажется, что наивная и невинная игра в «Кошки-мышки», в которую главная героиня иногда играет вместе со своей квартиранткой (Галина Савранская) вдруг обретает зловещий смысл – Эржи всего лишь мышка в когтях у хищных кошек.

Вот тут-то и разворачивается самая настоящая психологическая драма. Эржи тяжело переживает предательство подруги. Она не в силах расстаться и с Виктором, который для всех остальных всего лишь смешной толстяк, а для нее – олицетворение былой молодости и счастья. Теряя возлюбленного, Эржи безумствует совершенно по-юношески: в ярости опрокидывает на соперницу блюдо с клецками, стоит вечером под окнами возлюбленного, беспрестанно звонит ему по телефону. Однако все эти несуразные и эксцентричные поступки в исполнении Валентины Бекетовой выглядят не смешно, а лирично и даже величественно. Подкупает и самоирония героини.

Любовный треугольник – далеко не единственная сюжетная линия спектакля. Эркень включил в свою пьесу множество историй. Здесь и общение «через годы и расстоянья» двух любящих, но разлученных жизнью сестер. Прикованная к инвалидной коляске и живущая в Германии Гиза (Елена Козловская) – alter ego Эржи. Она сдержанна, строга и величественна, однако и у нее свои горести. Именно в бесконечном споре двух родных сестер обозначен главный конфликт спектакля. Как жить правильно? Всегда следовать своим чувствам и потом горько переживать ошибки? Или стремиться к разумной, спокойной и размеренной жизни? Поднимается в пьесе и вечная тема «отцов и детей» - современная молодежь вроде любит своих родителей, но при этом настолько равнодушна к ним, что не замечает их переживаний.

- Это очень жизненная пьеса, она трогает людей разных возрастов. И каждый из зрителей обязательно находит в спектакле что-то свое, личное, - говорит Валентина Бекетова, - Слушая отзывы, я даже была поражена тем, как по-разному воспринимают ее зрители. Кому-то близка тема старых фотографий, на которых запечатлено минувшее, кто-то задумывается об отношении к своей матери, а некоторые (в том числе и мужчины!) говорили мне, что пережили историю предательства, которое показано в спектакле.

Сценическое пространство совершенно условно – спальня Эржи превращается в кабинет дантистки и комнату ее соперницы не путем трансформацией декораций, а посредством актерской игры. Художник спектакля Дмитрий Гребенкин работает не столько с формой сколько со светом. События пьесы разворачиваются на фоне синего закатного неба, это вечер, но еще не совсем сумерки. И именно это небо, то светлеющее, то мрачнеющее подчеркивает все нюансы разыгрывающейся драмы.

Драматург остается верен себе до самого конца пьесы – ее сюжетные коллизии непредсказуемы, а финал и вовсе неожиданный. В спектакле нет готовых рецептов и четких ответов на жизненно-важные вопросы. Он просто дает возможность заглянуть в себя, и тогда ответы на эти вопросы найдутся сами.

Текст: Наталья Бабенко

Фото: Томский областной театр драмы