Театральное закулисье: производственные мастерские

В этом большом театральном помещении царствуют мужчины: хрупким дамам возле станков явно не место. В производственных мастерских создается то, на чем в прямом смысле потом будет держаться весь спектакль – всевозможные деревянные декорационные конструкции. Об особенностях этой суровой мужской работы «Афиша» узнала благодаря заведующему производственных мастерских Томского областного драматического театра Сергею Полежаеву.

!cut

Всевозможные деревянные объемно-каркасные конструктивные элементы оформления спектакля: ширмы, рамы, стенки, потолки, крыши, двери и окна, колонны, мебель, которая потом появится на сцене, воплощаются в жизнь именно здесь. Невидимые зрителю станки, помосты, пандусы или другие конструкции для подъема уровня сцены и для изменения ее рельефа тоже создаются в этих мастерских.

- Художник и режиссер спектакля решают какие именно декорации им необходимы, затем художник делает чертежи, проводится технический совет, где обсуждаются все нюансы, это происходит заранее, примерно за 2 месяца до премьеры, - рассказывает Сергей Полежаев. – Заведующий постановочной частью театра, Галина Александровна Михайловская, главный для наших мастерских человек, дает нам задание. Тогда мы на основе чертежей определяем, какие материалы нам понадобятся и сколько, даем нашим снабженцам задание, что нам необходимо.

Саморезы, скобы, ролики,  фанера, ДВП, поликарбонат, зеркальный пластик, и, конечно же, доски – вот что обычно нужно для создания основных декораций того или иного спектакля. Самый дорогой из них сегодня - карбонат. Он похож на оргстекло, очень хорошо режется и на сцене заменяет как раз стекло.

Больше всего по душе из материалов заведующему мастерских «сухие, а не сырые, доски» - их легче носить.

На покупку и доставку материалов уходит достаточно времени, так что работать приходится быстро. Начинают с самых крупных декораций. Трудятся в цехе драматического театра сегодня два человека. Иногда здесь бывало и больше сотрудников, но сегодня, по словам Сергея Полежаева, с работой уверенно справляются и вдвоем:

- У нас в цехе  нет потребности в «дополнительных» руках, мы и так все успеваем в срок!

Между тем, дел у сотрудников производственных мастерских немало, и знания для этой должности тоже требуются специфические, а не только физическая сила:

- Надо разбираться в чертежах, пилить на станках, причем делать это грамотно, чтобы обходилось без травм, - поясняет Сергей Полежаев. – Конечно, часто приходится таскать доски. Психологически важно быть готовым к тому, что, возможно, планы постановщиков изменятся и что-то придется переделывать. Нужно нам и писать отчеты… Тем, кто только окончил учебу, у нас придется нелегко – полученных знаний мало, в театре своя специфика, изготовление танков и конструкций – это своя технология, и за один день ее не освоить. Надо проработать в цехе пару лет. Но у нас же всегда есть опытные люди, так что новичкам постепенно открываем все секреты. Иногда работать у нас сложно, но в то же время и интересно.

Еще одна особенность мастерских – это стружка, от которой при работе на станках никуда не деться. «Молока за вредность» в цехе не дают, а спасаться от стружки, не самого приятного побочного эффекта деятельности, приходится с помощью сильной вытяжки и регулярной уборки. Мусор из мастерских вывозят регулярно, иначе, говорят, даже до станков-то было бы не дойти. За состоянием театральных цехов, кстати, пристально следят пожарные, инспекторы часто наведываются сюда. Без проблем сотрудничать с ними удается благодаря четкому соблюдению всех многочисленных предписаний специалистов. Главное из них – порядок в помещении, никакого хлама или легко воспламеняемой стружки в мастерских никогда быть не должно.

Несмотря на всю специфику работы, она, как и любая театральная профессия, обладает своим притяжением. Хотя всем понятно, что в театре не заработаешь больших денег, а мечтать о нормированном рабочем дне и простых задачах также не приходится, уйти отсюда все равно крайне сложно.

Сергей Полежаев оказался в театре больше 10 лет назад, в 2002 году. Признается, что как зритель здесь бывал редко, вернее сказать, что в храм Мельпомены он попал со служебного входа. Учился в 20-м профессиональном лицее, пришло время проходить учебную практику, ему посоветовали отправиться в Драматический театр. Удалось запомниться, и потом Сергея пригласили на работу. Правда, через четыре года он уволился. Но когда через пару лет директор Драмы позвал его назад, то согласился вернуться.

- В театре интереснее! – признается Сергей. – Пока я занимался другой работой - делал диваны - то хорошо это понял. Если сравнивать, то мастерить мебель  - это гораздо более предсказуемое и однообразное дело, чем театральный цех. Для спектакля может понадобиться какая-то необычная конструкция, надо будет придумывать, как ее сделать, проявлять больше инициативы.

Из самых запомнившихся задач, которые пришлось решать за годы работы в театре, Сергей выделил большой корабль, который давно делали для концерта. Среди нынешних спектаклей выделяется «Горе от ума», постановка режиссера Сергея Куликовского. Для нее понадобилось сделать огромный станок, занимающий всю большую сцену театра. Поскольку декорация в том спектакле двухэтажная, то делали для нее и лестницу. По высоте конструкций конкурировать с той работой может недавняя премьера Драмы,  сказка «Чиполлино и его друзья» (режиссер Сергей Куликовский). И в «Горе от ума», и в детском спектакле они 4 метра, хотя, возможно, из зала такого масштаба и не ощущается. Но делали конструкции из отдельных частей.

"Горе от ума"

- Большая сцена в нашем драматическом театре просто огромная! – считает Сергей Полежаев. – Обычно у нас в цехе что-то из конструкций кажется гигантским, а на сцене оказывается сравнительно небольшим. Есть в театре еще и малый зал. Для спектаклей на нем для художника очень важно чувство меры. Надо учесть, что там размахиваться нельзя, далеко не все декорации будут выглядеть органично. Надо «поймать» и почувствовать пространство. Но это задача художников, это им сложнее, а мы просто исполнители.

На репетиции тем, кто работает в цехе, ходить необязательно. Сергей Полежаев рассказывает, что обычно впервые видит новый спектакль во время его сдачи (так называют генеральную репетицию).

- Я смотрю постановки один раз, редко потом пересматриваю заново, - говорит Сергей. – Определенных любимых спектаклей у меня нет. Все любимые! Ведь все равно я в каждой из них участвовал, в работе есть мой вклад.

Самая горячая рабочая пора в мастерских, конечно, накануне премьер. Когда новый спектакль выпущен и наступает некоторое затишье, то иногда можно расслабиться (в мастерских даже есть книжная полка, если вдруг возникнет возможность что-то почитать). Но ненадолго. Часто приходится что-то чинить. «Текущий ремонт» спектаклей – абсолютно нормальное явление. Определенных «хрупких» постановок нет, периодически что-то ломается почти в каждой:

- Декорации же нельзя просто сделать и установить – спектакли возят на гастроли, иногда что-то может повредиться в дороге, - уточняет Сергей Полежаев. – Часто ломаются стулья. Повреждаются рейки у станков. Так что для нас привычно что-то чинить, поправить какие-то мелочи несложно.

Все, что нужно, в мастерских починят. А еще непременно решат любую задачу: ничего невозможного для этого цеха нет:

- Если бы мы что-то не смогли сделать, то нас бы уже уволили! – смеется Сергей. – Единственное, мы можем пояснить, что задача неправильно адресована к нашему, специализирующемуся на дереве, цеху. Такого, чтобы мы просто сказали: «Нет, такого не сделаем», просто не бывает. Если речь идет о металлических конструкциях, то надо обращаться в соответственный цех. А когда речь о декорациях из ДВП, фанеры, дерева, то их мы сделаем, можно не сомневаться!

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина, Ольга Хорошилова