Художник по войлоку Ирина Андреева: «Я создаю мультфильмы, которые можно потрогать»

Ирина Андреева – художник уникальный. Из такого прозаического материала как войлок она умеет создавать целые истории – теплые, добрые и удивительно трогательные. Увидеть их можно на недавно открывшейся в Художественном музее выставке «Теплый день». Корреспонденты «Афиши» тоже заглянули на эту выставку и узнали у художницы, как рождаются работы, почему некоторые куклы уходят на пенсию и как можно задобрить прожорливую моль.

!cut

- Ирина, чем вас так привлек войлок?
- Запахом. Войлок – это запах деревни, хлева, овец. А еще лично для меня это запах моего детства. Я ведь все каникулы проводила у бабушки в деревне. Впервые работать с войлоком я начала еще лет двадцать назад во время учебы в университете. Технику я осваивала самостоятельно. Увидела материал, попробовала с ним работать, получилось очень здорово.

- Привычные изделия из войлока – это валенки и шляпы. Вы тоже начинали с них?
- Да, и признаюсь, это были валенки невероятной красоты. До сих пор я не встречала ничего подобного. Мои валенки были черно-белые, но с чудесным вваленным узором. А еще у них была необычная форма – такая тюркская с загнутым носком. Сначала я делала и шляпы, но потом это мне показалось скучным. Создавать истории, придумывать персонажей мне нравятся больше.
Моя первая большая история «Теплый день» появилась два года назад. Я создавала ее в течение двух лет.

- «Теплый день» - это истории-воспоминания о детстве. Вы помните любимую игрушку своего детства?
- Да, конечно, я очень хорошо ее запомнила. Однажды в магазине я увидела германскую куклу необыкновенной красоты. В моем родном скромном городе Сарапуле подобных кукол не было вообще. В магазинах стояли стандартные советские пластмассовые кудрявые «дуры». И вдруг на прилавке появляется роскошная германская кукла в коробочке, как в  телевизоре. Мне казалось, что в этой коробочке она живет, как в комнатке. И вот в течение полугода я после школы приходила в магазин с подкашивающимися коленками, стояла и буквально умирала перед этой куклой. А потом -  невиданное дело - мне ее купили. Это было такое большое счастье! Эта кукла, я назвала ее Мария, была моей первой и самой лучшей подругой, она собой заполонила все в моей жизни.

- А у кукол-девочек из ваших историй есть имена?
- Нет, своим девочкам (кстати, я никогда не называю их игрушками) я никогда не придумываю имена. Они им не нужны! В этих девочках каждый смотрящий видит себя, и, если я дам конкретное имя, то привяжу персонаж к этому имени.

- Кроме девочек в вашей истории очень много котиков…
- Кошки тоже из моего детства. Тогда у меня была именно такая бело-черная кошечка по имени Изаура. И сейчас у меня живет кошечка. Я ее взяла уже взрослой из приюта. Ее зовут Матильда, и характер у нее царственный, как у многих кошек.

- Я знаю, что некоторые ваши куклы выходят на пенсию. Почему?
- Выставка путешествует по городам, и некоторые куклы постепенно «стареют». У них меняется осанка, становится другим цвет лица. Тогда я отправляю их на заслуженный отдых. Они живут у меня дома, и я по-прежнему их уважаю и люблю: одеваю, разговариваю с ними, кормлю понарошку, как кормила своих кукол в детстве. Они продолжают жить, просто уже на пенсии.

- Всем известно, что главный враг шерстяных изделий моль. Как вы боретесь с этим насекомым?
- До некоторых пор у меня моли вообще не было. Просто не заводилась, не знаю почему. Я считала, что у меня с молью существует договоренность о том, что она меня не трогает. Как только появлялась опасность, что моль заведется, я делала для нее какой-нибудь откуп. Например, скульптуру моли. Этим я как бы говорила: «Я тебя уважаю, и ты тоже меня уважай, и не трогай мои вещи».
Увы, однажды из Казани мои работы вернулись сильно поеденные молью. Такое было первый раз в жизни. Поэтому в этом году я в музеях стала класть средства от моли. Но там, где мои работы любят, моль их не ест. Это точно!

- На выставке поражаешься разнообразию бытовых вещей, которые вы делаете из войлока. Комнатные цветы, телевизор, пельмени, холодильник, пианино, шкаф и даже снег. А есть ли какая-то вещь, которую бы вы хотели сделать, но так и не смогли?
- Нет. Получается все. Хотя иногда бывает страшно, когда начинаешь делать какие-то крупные предметы. Когда я создавала пианино, муж мне говорил: «Да не делай ты его. Не получится». Но я продолжала делать на свой страх и риск, и все получилось. Правда, на создание пианино у меня ушло месяца три.
А вообще, работать с войлоком бывает не только сложно, но и болезненно. Я регулярно стираю ладони до крови. На выставке даже есть фотографии, которые демонстрируют это. Очень многие рекомендуют работать с войлоком в перчатках, но мне это не нравится. В перчатках я как-то не чувствую материал, не получаю радости от процесса. Поэтому когда я стираю руки до крови, то просто даю себе отдых на какое-то время. Руки чуть-чуть заживают и можно работать дальше. Я уже научилась заживлять свои руки достаточно быстро.

- А делаете ли вы работы на продажу? Наверняка, кто-то изъявлял желание купить такую красоту.
- Да, желающие купить мои работы есть. Помню, как-то ткнули пальцем в фотографию с войлочным пианино и сказали: «Хочу такую игрушку повесить в свою машину на лобовое стекло». Но, учитывая размеры этого пианино, повесить его на лобовое стекло можно разве что в космическом корабле. (Смеется).
Раньше я делала работы для выставок-продаж, но в какой-то момент мне стало тесно работать в этом формате. Поэтому сейчас я перешла на непродажные истории и большие проекты.

- У вас не возникало идеи снять с вашими куклами мультфильм?
- Многие меня об этом спрашивают, и мне даже немножечко обидно, когда задают такой вопрос. Ведь мой «Теплый день» - это уже готовый мультфильм. Но это особый мультфильм, который нет необходимости смотреть с экрана. Этому жанру даже придумали название: «трогательный мультфильм», ведь его можно не только посмотреть, но и потрогать.

- И какие «трогательные» истории будут следующими?
- Сейчас я работаю над масштабным проектом «Узелки на память». Это рассказ о деревенском доме моей бабушки, где я так часто бывала в детстве. А еще я собираюсь выпустить серию книг под названием «Теплые сказки», где мои истории будут иллюстрировать мои фотографии.

- Я знаю, что вы участвуете в благотворительных проектах. Расскажите об этом.
- Я делаю выставки в детских онкологических центрах в Москве. Там сложно работать, после таких мероприятий я долго «болею сердцем», но этим ребятишкам и их мамам очень нужная эмоциональная поддержка. И я очень-очень хочу выпустить книгу «Теплые сказки» и передать ее в онкологические центры.
Иногда на мои выставки приходят незрячие и слабовидящие дети. Тактильные выставки очень полезны для них. Я разрешаю им трогать свои работы и обязательно дарю свои войлочные пельмешки.
У меня есть очень большая мечта: в каждом городе, куда приезжает моя выставка, проводить какие-то мероприятия в хосписах, чтобы мои работы могли увидеть те, кто не может прийти в музей. Но пока это сложно реализовать.

Текст: Наталья Бабенко