Театральное закулисье: композитор

Музыкальное оформление очень важно для восприятия спектакля, верно подобранное решение заметно усиливает впечатление от любой из сцен. И каждый театр будет счастлив, когда музыку для постановок пишет свой, родной композитор. Северскому театру для детей и юношеству повезло: с 1991 года заведующей музыкальной частью здесь работает Юлия Морозова, владеющая сразу несколькими важными творческими профессиями. Юлия и  композитор, и музыковед, и педагог по вокалу. Она написала музыку к более чем 60 спектаклям, сотрудничала почти со всеми томскими театрами, побеждала в различных конкурсах, стала лауреатом Губернаторской премии за вклад в развитие музыкального искусства области. Но, возможно, важнее официальных титулов и цифр статистики то, что сочиненные Юлией мелодии запоминаются почти мгновенно. Мы выяснили у Юлии Морозовой, чем занимается заведующий музыкальной частью, каково это быть театральным композитором и сроки чьей работы жестко регламентированы и когда появляется вдохновение.

!cut

- Юлия, в чем особенность работы именно театрального композитора?
- Наверное, в первую очередь в том, что он человек подневольный. Мне понравилось как однажды сказал Александр Рыбников. У него поинтересовались: «Как к вам приходит вдохновение?»,  он улыбнулся и ответил: «Вдохновение зависит от сроков, которые мне ставит режиссер». Хочешь или не хочешь, но муза должна прийти не позже назначенного дня. Другой важный момент - театральный композитор не может писать только в одном жанре и стиле. Для одного спектакля окажется актуальной Америка 1920-х годов, для  другого - африканские ритмы. Еще у такого автора обязательно должно быть чувство юмора, причем на уровне искусства. Знаю одного замечательного театрального композитора, которому в жизни приходится объяснять анекдоты, но в его музыке столько тонкого, интеллектуального, блестящего юмора. Конечно, нужен театральному композитору и вкус, иначе можно «переборщить» с эмоциями. В какие-то моменты спектакля музыка выходит на первый план и договаривает то, что переживает герой. Но иногда у нее скорее утилитарный характер, ею просто иллюстрируют сцену. Возможно, это приходит с годами – понимание, где уместнее только намек, а где музыкальная тема должна превратиться в симфоническое полотно.

- Вы окончили Новосибирскую государственную консерваторию. Как потом стали заведующим музыкальной частью Северского театра, это стечение обстоятельств?
- Ничего случайного не бывает, я уверена, что все предопределено. Вячеслав Степанович Сухушин, в то время директор томской музыкальной школы №1, пригласил меня к себе на работу. Три года я с удовольствием преподавала музыкальную литературу, сольфеджио, фортепиано. Мне нравилось, я даже разработала свои программы. До сих пор иногда встречаю молодых женщин, они радостно здороваются, говорят, что меня помнят, поскольку когда-то учились у меня в музыкальной школе. Работа была мне интересна, и я даже не помышляла о театре. Но затем вышла замуж за северчанина Сергея Морозова, он играл в народном театре у Натальи Григорьевны Корляковой. Перебралась к нему в Северск, но продолжала преподавать в Томске. Когда Наталья Григорьевна стала главным режиссером театр для детей и юношества, и ей понадобился заведующий музыкальной частью. Она пригласила меня, я долго сомневалась, но меня очень привлекало, что театр находится недалеко от дома, в Северске. Так тяжело было ездить на работу в Томск на «сороковках», что я решилась перейти в театр. Хотя, конечно, было страшно браться за совершенно новое дело.

- А заведующий музыкальной частью должен сам быть композитором?
- Нет, вовсе необязательно.  Я, кстати, окончила консерваторию по специальности «музыковед и музыкальный критик». Хотя во время учебы нам доводилось писать фуги в стиле Баха. Элементы композиции мы изучали. Сочиняла я всю жизнь, с детства, но не придавала этому большого значение. А когда стала заведующей музыкальной частью, то у меня было два варианта: либо искать музыку к спектаклям (а интернета в те годы еще не было, так что поиски были делом непростым), либо писать ее самой. Искать мне было лень, поэтому я стала писать сама. Правда, сейчас для некоторых спектаклей я приглашаю композиторов, благо, наработанных связей уже много. Например, интересный автор Дмитрий Голланд из Хабаровска недавно написал музыку для нашей «Красной шапочки». В Новосибирске на лаборатории композиторов я услышала работы Андрея Кротова, меня они впечатлили, и мы начали сотрудничать, он стал композитором сказки «Юкико - дочь холода».

- Работа с актерами, занятия по вокалу – это тоже не обязанности заведующего музыкальной частью?
- Нет, по идее этим должен заниматься специально приглашенный педагог по вокалу. Но если я написала песни, то чем объяснять кому-то, что я имела в виду, проще сразу разучить все самой с актерами. Тем более, что залог хорошего пения - это не наличие голоса и слуха, а правильно выбранные эмоции. Могу сказать, что у нас хорошие актеры. В Томске с артистами Драмы, ТЮЗа, «Версии» и «Скомороха» сотрудничать доводилось. Все очень талантливы и обучаемы. Даже если кто-то сначала и говорит, что он не поет. Например, так утверждал, Владимир Козлов, а как он потом пел в спектакле «Ханума»!

- Получается, что «непоющих» артистов не существует?
- «Непоющих» людей вообще не бывает. Естественно, для того, чтобы петь как Монсеррат Кабалье, надо обладать особыми связками и данными. Но научиться приятно петь для себя и окружающих можно всегда. Важен психологический момент. Я как педагог должна быть еще и психологом, понимать откуда берутся те или иные голосовые проблемы. Возможно, их корни в детстве, а иногда дело в том, что артист сейчас чувствует себя некомфортно. Надо не давить на него, а отвлечь, помочь расслабится. Для этого есть специальные техники. Что-то изобретаю сама, что-то беру из даосской гимнастики Ци-гун, из йоги, из системы Норбекова. Я много читаю, и выбираю из многочисленных методик то, что мне пригодится в работе.

- Существуют ли такие тексты в спектаклях, по которым вообще не нужна музыка?
- Думаю, правильно подобранная музыка нигде не будет лишней. Возможно, она не так актуальна для литературного театра, для поэтических спектаклей. Но если музыка усиливает впечатление от чтения, то почему бы ее и не использовать? Однажды я смотрела спектакль «Чайка», где не было музыки вообще. Это оказалось очень тяжело для восприятия, хотя такие решения - право художника. Но я уверена, что музыка в разумных количествах всегда пойдет спектаклю на пользу.

- Случается ли, что музыка для спектакля пишется на одном дыхании? И что вам как композитору важно знать о постановке перед тем, как вы возьметесь за работу?
- Бывает по-разному. Трудно говорить о вдохновении, ведь я уже 22 года в театре, моя музыка звучала в более чем 60 спектаклях (они шли и идут не только в Северске, но и в других городах). Но могу назвать три постановки, над которыми я работала, не отрываясь, забывая обо всем. Это «Тиль», «Вишневый сад» и «Тайны замка Кентервилль». Здесь действительно можно говорить о вдохновении. Интересно получилось и с «Игроками». При всем моем уважении к Гоголю, он не мой любимый автор. Предпочитаю читать Чехова, Куприна. Перечитывать Николая Васильевича для удовольствия я точно не буду. А с «Игроками» все осложнялось, поскольку тема азартной игры мне не близка, но вдруг сама начала сочиняться музыка к спектаклю. Помню, ко мне в гости зашла соседка, она хочет пообщаться, а я думаю только о том, как бы скорее сыграть новые темы и воплотить их в нотах. В итоге получилась музыка, которой я довольна, по-моему, она хорошо отразила суть происходящего в пьесе. У музыки для «Вишневого сада» другая история. Поймать щемящую чеховскую ноту непросто. У меня в спектакле из одной темы рождались разные фрагменты: вальс, марш, еврейский оркестр, тема одинокой трубы, тема флейты… Все строилось на основе одной темы, щемящей, лирической, ностальгической. Как она у меня возникла? Я получила письмо от отца. Он очень уважаемый врач и кроме того пишет стихи. Тогда он серьезно заболел, и, хотя сам медик, столкнулся с холодностью и стяжательством молодых докторов. Под впечатлением от этого написал стихотворение и отправил его мне. Его строки, жалость к отцу, понимание того, что интеллигентному человеку в России всегда было непросто – все это соединилось и привело к тому, что у меня появилось вдохновение, и я сочинила всю музыку для «Вишневого сада».  А в случае с «Тайной замка Кентервилль» мне помогли в работе стихи самого драматурга В. Вербина. У него хороший ритм, его тексты очень ироничны.

- Если говорить о стихах, то известно: вы часто работает вместе с Ириной Яблоковой, известным поэтом, драматургом. Для вас важно, чтобы тексты к детским спектаклям писала именно она?
- У нас много совместных спектаклей, хотя нередко бывает, что в сказке уже есть текст, остается только написать музыку. Но в любом случае, мне очень повезло, что судьба свела меня с Ириной. Мы вместе сочинили не только песни к спектаклям, но и 120 песен к шоу «Алиса». Если театральные песни невольно зависят от содержания спектакля, то в шоу звучали эстрадные вещи, их до сих пор с удовольствием поют дети, музыку и тексты просят педагоги музыкальных школ. Всего у нас с Ириной написано уже более 300 песен. Сколько точно, никак не можем найти времени посчитать. К сожалению, я не очень много времени уделяю ведению собственных архивов, иногда находишь случайно какой-то листок и вспоминаешь: «Да, была еще и такая песня».

- Если вернуться к театру, то хочется узнать о заключительном этапе работы театрального композитора. Что происходит, когда сочинение для спектакля готово, как музыка воплощается в жизнь, кто ее исполняет?
- В наш век электроники и новых технологий на помощь приходят синтезаторы и компьютеры. У меня хороший инструмент, «Roland», правда, уже не последнего поколения, пора бы купить новый синтезатор. Аранжировки своей музыки к детским спектаклям я делаю сама, но чтобы аранжировать музыку, к таким глобальным работам, как «Вишневому саду», «Недорослю», «Тилю», «Тайне замка Кентервилль» - я обращалась к Степану Пономареву. Он великолепный, потрясающий музыкант, который, к тому же, очень тонко чувствует особенности театральной  музыки. У него есть чему поучиться.

- Некоторое время назад в репертуаре почти каждого нашего театра был спектакль-концерт, где артисты пели. Почему сегодня нигде не идет ничего подобного?
- Тогда это носилось в воздухе. Подобный спектакли-концерты обычно хорошо продаются, например, если какая-то организация хочет отметить в театре юбилей, то это прекрасный вариант. Тем более, всегда можно взять отдельные музыкальные номера из постановки. У нас в Северске был спектакль «Поющий театр». Думали, сыграем 1-2 раза… В итоге он шел 10 лет, его постоянно просили, заказывали… Теперь мы с ностальгией вспоминаем «Поющий театр», думаем, хорошо бы снова сделать что-то подобное. Но сейчас я пока не вижу современных песен, которые хотелось бы петь.  Начались другие вибрации, происходит какая-то смена вех. Музыка, конечно, вечна, но у меня есть чувство, что многое осталось в прошлом веке.  Есть ощущение, что близится другая эпоха в искусстве. Какая – я еще сама не поняла, может, это знают философы и ученые. Ощущение перемен носится в воздухе.

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина