Премьера в томской Драме "...Забыть Герострата!"

В Томском драматическом театре появился спектакль, о котором хочется спорить. Его хочется обсуждать, он вызывает эмоции. Уже известный в Томске своими работами в ТЮЗе и Драме режиссер Александр Загораев поставил пьесу Григория Горина «…Забыть Герострата!».

!cut

Историю о Герострате, базарном торговце, в IV веке до нашей эры добившегося успеха и славы, уничтожив одно из семи чудес света – храм Артемиды в Эфесе, можно было увидеть в городе несколько назад: в 2005 году в ТЮЗе «…Забыть Герострата!» ставила режиссер Наталья Корлякова.
 
- Меня не смущают сравнения, и предыдущий спектакль по этой пьесе шел достаточно давно, уже успело смениться поколение, - считает Александр Загораев. - На мой взгляд, сегодня надо ставить это произведение, поскольку есть опасность появления нового Герострата.

О Геростратах ХХ века, которым подходил главный принцип героя пьесы Горина «Делай, что хочешь, богов не боясь, и с людьми не считаясь!», в спектакле вспоминают –на сцене появляются бюсты Ленина и Гитлера.

- Это не единственные в нашей человеческой истории, но самые яркие для России Геростраты, - поясняет режиссер.

Впрочем, начинается спектакль вовсе не с явления одиозных исторических фигур. Первыми на сцене возникают маленькие дети. Появление на сцене малышей часто называют «запрещенным приемом»: можно не сомневаться, что обаятельные и непосредственные дети произведут на зрителей впечатление. Дети играют в песочнице, строят в ней храмы и с легкостью их разрушают. Образ многозначный. Можно воспринимать их как наше прошлое (все мы когда-то лепили из песка), как наше будущее, ради которого нельзя допустить явление нового Герострата, либо увидеть в их поведении склонность к разрушениям, в какой-то мере заложенную в каждом.

Позже песочница будет превращаться то в тюремную камеру, то в зал во дворце повелителя Эфеса Тиссаферна, именно здесь будут разворачиваться все главные события. Песок на сцене значит многое, он пронизывает весь спектакль. Порою становится красивым, эффектным приемом для визуального решения определенных эпизодов, будь то любовная сцена или остановка времени для привлечения внимания к важным фразам. Конечно, песок и символ: он зыбкий, как и многое в нашем мире, он показывает беспощадность времени, постепенно превращающий каждую скалу в песчинки.

Песочный цвет преобладает на сцене, в этой цветовой гамме выдержаны и античные костюмы (у всех, кроме Человека театра, но о нем позднее), и декорации. Сценическое пространство решено четко (художник спектакля Леонид Пантин). Его основа, песочница и передвижная мощная лестница, украшенная статуей Богини правосудия Фемиды, сочетают простоту и масштаб, лаконичность и силу, помогают организовать действие и не перетягивают на себя внимание. В спектакле есть несколько красивых мизансцен, когда герои замирают на лестнице в определенных «точках».

Что до героев, то Герострата (Иван Лабутин), пожалуй, можно назвать раздражающе-отрицательным. Он самоуверен и не остановим в своей жажде власти, в воплощении своих планов. Главное изменение – маска, которую он во время действия смывает с лица, становясь все более узнаваемым и запоминающимся, неостановимо попадая в историю. Возможно, этому Герострату даже не достает обаяния - иногда становится непонятно, как ему удается подчинить себе всех, в начале его ненавидящих. Например, влюбить в себя Клементину (Елена Дзюба), молодую и прекрасную жену правителя Эфеса.

Единственный, кто не меняет своего отношения к Герострату - это архонт-басилей Эфеса Клеон (заслуженный артист РФ, актер Северского театра для детей и юношества Евгений Казаков). Клеон кажется незыблемым, не отступающим от своих принципов, поэтому непреклонным в своем решении судить, наказать, остановить Герострата. Негибкий, озадаченный этим неизбежным выбором, в новом спектакле он оказывается буквально измученным – хромающим, тяжело ступающим и вызывающим ассоциацию с булгаковским прокуратором Понтием Пилатом.

Любопытный факт: в прошлом томском спектакле «…Забыть Герострата!» Клеона играл тот же Евгений Казаков.

 - Это абсолютно случайное совпадение, - утверждает режиссер Александр Загораев. – Я не видел того спектакля, не могу сравнить, каким там был Клеон. Как Евгений играет в нашей постановке, мне нравится, он очень точно выполняет свою актерскую сверхзадачу и меня это очень подкупает, он мне нравится как очень талантливый артист.

Самым ярким персонажем в спектакле, пожалуй, пока оказывается Тиссаферн,  повелитель Эфеса. Он у заслуженного артиста РФ Геннадия Поляков получается ироничным и неожиданно в чем-то трогательным, обладающим безусловным обаянием.  

В новой постановке есть свои несовершенства. В некоторых сценах ощутимо не хватает ансамблевости. Например, жрица храма Артемиды Эриты (Ирина Шишлянникова) - яркий образ, но ее появление кажется вставным эпизодом, поскольку недостает взаимодействия с партнерами.  

Чересчур «отдельным» оказывается и Человек театра (Владислав Хрусталев). Да, это герой из другой эпохи, но его усиленный микрофонами голос и частые хаотичные перемещения в глубине сцены отвлекают внимание от остальных героев.

Но даже при некоторых шероховатостях главным все равно остается то, что у спектакля, безусловно, есть своя атмосфера, на сцене возникает своя жизнь, реальность, и в нее веришь. Оттого о премьере хочется говорить - «…Забыть Герострата!» та работа, которая не отпускает сразу.

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина