Музейные тайны: выставочный отдел

Новые выставки появляются в музеях часто. Но праздничному дню открытия экспозиции, когда гости прогуливаются по залам, рассматривая работы и читая информацию об авторе, предшествует долгая и серьезная работа. Как возникают новые выставки, кто отвечает за доставку картин, как создаются афиши? Выяснять подробности мы отправились в выставочный отдел Томского областного художественного музея.

!cut

Как оказалось, рассказать о главных задачах отдела кратко не удастся. Слишком уж многообразна его работа:
- Всем, чем музей занимается, занимаемся и мы, - поясняет Вера Зырянова, заведующая выставочным отделом. – Планирование выставки, переговоры с кураторами и художниками, упаковка, доставка работ, их разгрузка и распаковка, размещение в залах тоже наше дело. Обычно мы продумываем экспозицию и находим каждой работе ее место. Иногда нам приходится даже что-то реставрировать, Конечно, речь идет не о музейных экспонатах, а, например, о выставке детских работ. Если в дороге они повреждаются, то мы их ремонтируем, такое бывает. Порою наш отдел превращается в маленький фонд – ведь именно здесь хранятся все экспонаты до и после открытия выставки (пока их не заберут художники или кураторы экспозиции). При создании экспликации (рассказе, который должен сопровождать любую выставку) мы занимаемся научными исследованиями. Мы же ведем всю документацию по выставкам. Специалист выставочного отдела, лектор-экскурсовод Мария Колядина оформила неимоверное количество документации, а это сложное дело. Необходимо отсматривать сохранность работ, приходится уточнять их размеры. Другой специалист выставочного отдела, лектор-экскурсовод Мария Ситникова кроме текущей работы периодически еще и совершает дизайнерский подвиг – разрабатывает афиши к выставкам. Кроме того, часто именно мы готовим экскурсии к новым экспозициям, а потом мы же и проводим их.

Вера Зырянова

Как же выставки попадают в Томск? У каждой из них своя судьба. Бывает, что кураторы сами звонят в музей, сообщают, что формируют маршрут по Сибири и предлагают принять выставку в нашем городе. Случается, что Томск – особый город для автора, например, художник учился здесь, ностальгически вспоминает свою юность и хочет показать друзьям из прошлого, чего он достиг. А некоторых творцов приглашает сам музей. Перед тем, как обратиться к художнику или куратору с таким предложением, надо продумать много моментов:

- Каждый раз это индивидуальное дело: важно и будет ли такая выставка востребована в Томске, влияют на выбор и наши личные пристрастия, поскольку любому человеку лучше работается с тем материалом, который ему по душе, - отмечает Вера Зырянова. – Впрочем, в мире мало неинтересных художников. Даже у скромного любителя можно найти работы для небольшой экспозиции, и каким-то посетителям его творения будут любопытны. Бывают случаи, когда выставка замышляется очень долго. Яркий пример - «Прекраснее творений Рафаэля…», прошедшая у нас совсем недавно. Ее мы планировали почти 10 лет. В Строгановской библиотеке нашего университета хранятся не только книги, но и графика XVIII века. В том числе в собрании есть выполненные гуашью и акварелью копии древнеримских фресок, например, Золотого дворца Нерона. Когда 10 лет назад я их увидела, то сразу стало понятно: выставка может получиться удивительная, в ней удастся связать XVIII век, Древний Рим, время создания нашего университета (когда Томску и подарили собрания из родовой библиотеки графов Строгановых) и современность. Но сложность заключалась в том, что работы-то совсем небольшие, на стенах музея они бы просто «растворились». Надо было добавить зрелищности. Наконец, в этом году департамент по культуре и туризму томской области согласился помочь нам с финансированием этого проекта. Мы отпечатали огромные баннеры с гравюр с развалинами Рима XVIII века, изготовили бутафорские фрагменты колон, музей археологии и этнографии дал нам подлинные артефакты. Заказывали специально для этой выставки керамические сосуды в Античном стиле. У нас даже была копия древнеримского фонтана. В итоге в музейных залах возник «островок» Древнего Рима, с вкраплением муляжей руин, черепков. Посетители остались довольны.

Подготовка любой выставки – это также и переговоры с художниками и кураторами. Проходят они, конечно, по-разному – с кем-то взаимопонимание возникает мгновенно, с кем-то найти общий язык непросто. В любом случае, в выставочном отделе всегда стремятся прийти к компромиссу с авторами. Ведь главная цель и у художника, и у музея одна: достойно показать работы.

- Есть вещи, которые невозможно сделать, мы не станем перекрашивать стены музейных залов в другой цвет или вбивать в них гвозди, что-то прикреплять к потолку, - говорит Вера Зырянова.

Правда, случалось, что художники вносили в пространство свои коррективы, не предупреждая музей. Например, как-то перекрасили белоснежные кубы в черный цвет, вбили в стены гвозди. Бывало, что авторы пытались приклеить этикетку с информацией о работе к стене жвачкой. Так что за творческими людьми требуется глаз да глаз!

Мария Ситникова

Когда все решено, можно приниматься за афишу. В последние годы ее часто разрабатывает Мария Ситникова, специалист выставочного отдела.

Афиши остаются в музее на память о прошедших экспозициях. В выставочном отделе ими оклеены почти все стены. Интересно, что на одной из стен висят…афиши к выставкам, которых не было. Это работы студентов, созданные во время музейной практики. В выборе их не ограничивали, и теперь в кабинете красуются анонсы выставки и Фриды Кало, и Никаса Сафронова, и Леонардо да Винчи. Иногда афиши придуманных выставок оказываются пророческими. Фантазировали студенты о работах Сальвадора Дали, а затем выставка его произведений действительно побывала в Художественном музее.

Отдельный момент подготовки выставки – доставка работ. Кто ею занимается зависит от условий договора. Бывает, за все отвечают кураторы. Если в проекте участвует несколько музеев, то каждый берет на себя часть дороги (перевозки – дело очень дорогое). Сопровождать работы обычно приходится сотрудникам выставочного отдела.

- Одно из ярких воспоминаний, связанных с доставкой – выставка Георгия Кичигина, ее мы на большой фуре везли из Новокузнецка, - рассказывает Вера Зырянова. – Транспорт был от только что созданной фирмы, где, вероятно, еще не успели отладить работу. По дороге в автомобиле ломалось все, что только могло сломаться! На улице мороз -26 градусов, а мы остановились посреди трассы… Там и провели больше суток. Когда мы везем работы на нашей музейной машине, то спокойны – у нас ответственный водитель, он всегда проверит автомобиль перед дорогой, возьмет с собой на всякий случай нужные инструменты, не станет лихачить. Но наша машина не очень большая, в нее входят не все выставки. Из-за размеров предметов искусства, кстати, тоже иногда возникают истории.  Однажды мы приехали в музей за работами, а ящики не прошли в дверь нашей машины (хотя по телефону нас уверяли, что такого не случится). А как-то все ящики с иконами не влезли в самолет, пришлось отправлять их по одному за рейс. Проблем с доставкой экспозиции всегда возникает масса – ведь она требует вооруженного сопровождения, надежной охраны, страховки. Но об этом мы подробно рассказывать не будем.

Когда все работы благополучно добрались до музея, то возникает новая задача: как их лучше расположить. Сегодня уже существуют определенные принципы экспонирования, хотя когда-то произведения искусства размещались в залах совершенно хаотично:

- Первые залы Третьяковской галереи просто были завешены картинами от пола до потолка, считалось, что нет главных и второстепенных работ, - констатирует Вера Алексеевна. - С тех пор прошло много времени, появился огромный спектр приемов экспонирования. Бывают разные принципы объединения работ - по тематике, хронологии, авторам. Приходится учитывать цветовое решение, даже цвет рам (картина в золотом обрамлении и авангардная работа с черной тонкой окантовкой будут выглядеть рядом очень странно), предполагаемый маршрут экскурсий, невозможно же с группой посетителей метаться по залу. Есть принципы, которые позволяют выделить главное. Например, вынести работы на отдельный щит, отделить пространством. Для скульптур и использования витрин свои правила. Обо всех нюансах можно говорить очень долго. Главное - чтобы зал «смотрелся», и когда ты в него входишь, не возникает ощущения, что надо переместить какие-то работы.

Если у выставки есть свои кураторы, то вопросом экпонирования занимаются они, изучают заранее планы музейных залов. Впрочем, это не всегда помогает, иногда на месте все равно приходится вносить коррективы. Например, организаторы выставки Зураба Церетели знали все детали залов художественного музея и собирались разместить работы на двух этажах. Но потом они пришли к выводу, что публике будет удобнее смотреть скульптуры на 3 этаже и в фойе. И такое решение оказалось удачным, посетитель сразу «включался» в выставку.

Деятельность выставочного отдела не ограничивается работой в самом музее, еще надо сотрудничать с областью, заниматься подготовкой выездных выставок. Не везде есть условия, позволяющие показывать оригинальные работы, порою создаются постерные воспроизведения картин, и уже они отправляются на уличные народные праздники или в сельские школы и клубы. В некоторых селах действуют филиалы областного музея:

- В селе Подгорное работает Чаинская картинная галерея, этот филиал даже старше нашего музея, - отмечает Вера Зырянова. - Там очень увлеченные своим делом сотрудники, мы с удовольствием готовим для них выставки, стараемся подбирать интересные варианты. В Подгорном хороший, подготовленный зритель, возможно, потому, что там давно существует  художественная школа.

Какими же качествами должен обладать человек, чья работа настолько разносторонняя, как в выставочном отделе?
- Как-то в телевизионном сюжете прозвучала фраза: мол, выставочный отдел должен уметь вести за собой. Это неправда, - утверждает начальник отдела. – Вести за собой нужно разве что на экскурсии. А в жизни – главное уметь заинтересовать, чтобы художнику было интересно с музеем сотрудничать, чтобы людям было интересно приходить на выставки, чтобы каждому хотелось в музей вернуться. Не только зрителю, но и художнику. Сейчас у нас проходит выставка «Теплый день», и автор работ Ирина Андреева звонила нам, благодарила, говорила: «Надеюсь, вы пригласите меня и со следующей выставкой!». Вот что самое важное в нашей работе. Может получиться неудачная экспозиция, обстоятельства складываются по-разному, случается, зрителей останавливает эпидемия гриппа или морозы. Но, что бы ни происходило, всегда должен быть потенциал, ощущение, что дальше станет лучше, интереснее.

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина, Афиша