Музейные тайны: лекторы-экскурсоводы

От одной и той же выставки могут остаться совершенно разные впечатления. Все зависит от того как ее смотреть: самостоятельно пробежаться по залам или посетить экспозицию в компании экскурсовода. Эти удивительные люди, кажется, могут говорить часами даже о не самых примечательных на первый взгляд работах и умеют перевернуть представление о любой выставке. Кто сегодня заказывает экскурсии, какие вопросы чаще всего задают лектору, не скучно ли день за днем говорить об одной и той же экспозиции?  Выяснять подробности работы экскурсовода мы отравились в выставочный отдел Томского областного художественного музея. Ведь его сотрудники и сами водят экскурсии, и обучают этому коллег.

!cut

- В этой профессии надо быть готовым ко всему, - уверена Мария Ситникова, лектор-экскурсовод, специалист выставочного отдела. - Часто выставка не сопровождается методическим материалом, при этом уже на следующий день после открытия приходят первые группы посетителей. Надо успевать за столь короткий срок продумывать экскурсию. Причем аудитория бывает разная: в музей приходят и дети, и пенсионеры, и студенты, и сотрудники различных организаций. Для каждой специально адаптируешь рассказ, чтобы людям все было интересно и понятно, поэтому монотонности в нашей работе нет. Конечно, у экскурсоводов есть и свои секреты, как не заскучать самому. Мне помогает такой способ: в каждую экскурсию я стремлюсь внести что-то новое - мысль, ассоциацию, образ.

На выставках в музее можно увидеть работы совершенно разных стилей и направлений. Невозможно любить все, что представлено на той или экспозиции, но экскурсии никто не отменит. Как же быть, если приходится вести рассказ на не самую любимую тему?

- Мы не просто экскурсоводы, мы работаем в выставочным отделе, поэтому занимаемся организации экспозиции, ведем переговоры, все обсуждаем, спорим, анализируем, - объясняет Мария Ситникова, - И когда выставка открывается, она для нас уже становится родным ребенком. И наших «детей» мы любим такими, какими они получились. Благодаря этому никогда не случается такого, чтобы выставка пришлась нам не по душе. Неприятные эмоции могут быть связаны разве что с какими-то неприятными организационными моментами, если затрачено много сил, но не получен ожидаемый результат.

Правда, к некоторым экспозициям непросто придумывать экскурсионное сопровождение, поскольку они просто не предполагают его. Но если группа захочет посетить выставку с экскурсоводом, то он, разумеется, прокомментирует работы.

Мария Ситникова, специалист выставочного отдела

- Недавно у нас в музее была выставка войлочной скульптуры «Теплый день», водить по ней экскурсию – это было примерно то же самое, что комментировать немой кукольный мультфильм, смысла в присутствии экскурсовода не слишком много, - рассказывает Мария Ситникова. - Но некоторые заказывали экскурсии, и тогда у лектора была сложная задача - нести не информацию, а эмоцию, настроить аудиторию на определенное восприятие, создать настроение.

В последнее время водить экскурсии сотрудникам музея доводится очень часто, практически каждый день. На выставки регулярно приходят студенты, школьники, а на некоторые даже ребятишки из садиков. В выходные дни действует своя программа для семей. Музей по статусу – областной, и постоянно выступает как методический центр, в который обращаются преподаватели школ, вузов, техникумов, где преподается мировая художественная культура.

Насколько подготовлены группы молодежи к визитам в музей? Их поведение, как правило, зависит  от настроя преподавателя, организующего «культпоход» на выставку. Некоторые студенты приходят, желая скорее «отбыть номер», экскурсовода слушают в таких группах единицы, другие же, хотя и учатся на несвязанных с искусством факультетах, увлеченно внимают рассказу (и таким слушателям всегда расскажут больше интересного, чем пришедшим «для галочки»).

Взрослые самостоятельные посетители музея просят об экскурсиях пока редко. Хотя бывают и исключения:
- Одна крупная организация сделала женщинам такой подарок на 8 марта: заказала им экскурсию, - вспоминает Вера Зырянова, заведующая выставочным отделом. – Дамы посетили постоянную экспозицию нашего музея. В экскурсии мы специально сделали акцент на красивые дамские наряды, великолепные портреты и прекрасные пейзажи. Гостьям было на что полюбоваться. Другая компания подарила экскурсию мужчинам на 23 февраля. Они посмотрели экспозицию «Прекраснее творений Рафаэля…», акцент в лекции по просьбам организаторов делался на военную тематику, успехи Древнего Рима в этой области. Иногда люди заказывают индивидуальные экскурсии и остаются очень довольными. Просят о сопровождении на выставках иностранцы, но с ними работать непросто, поскольку обычно переводчики знают немного нужных для рассказов об искусстве терминов. В итоге лекции переводятся упрощенно, большая часть информации пропадает. В целом, считаю, взрослые посетители музея еще недооценивает плюсы получения информации и настроя, которые дает экскурсовод. Направление могло бы быть больше востребовано. Тем более, что очень интересно водить экскурсии для взрослых. Знающим людям можно рассказать намного более значимые, сложные вещи, чем ученикам начальным классов или студентам.

Мария Колядина, лектор-экскурсовод

Новую информацию на экскурсиях получают не только посетители, но и порою сами лекторы.
- Бывает, тебе что-то рассказывают, но чаще всего экскурсия - это в первую очередь эмоциональное впечатление от людей, - считает Мария Колядина, лектор-экскурсовод, специалист выставочного отдела. – В последнее время мне запомнились две экскурсии, для пенсионеров и для детей. Они так внимательно слушали, что вести рассказ было просто наслаждением. Пенсионеры и дети, в отличие от работающих и занятых многочисленными делами посетителей, умеют быть «здесь и сейчас», не отвлекаться от повествования на мысли о своих проблемах.

Именно дети чаще всего активно задают экскурсоводу вопросы.
- Они иногда начинают спрашивать еще до начала экскурсии, - замечает Мария Колядина. – Обычно сразу договариваешься с ними, что все вопросы после моего рассказа, иначе экскурсия может длиться бесконечно. Взрослые что-то уточняют далеко не всегда, только всерьез заинтересовавшиеся люди задают вопросы. Пожалуй, чаще всего у нас спрашивают, сколько стоят представленные в музее работы. Это совершенно бессмысленный вопрос. Очень часто выясняют: «Неужели все это подлинники?!». Особенно беспокоит этот вопрос посетителей постоянной экспозиции, когда они видят произведения 18, 19 или, тем более, 17 века. Сегодня время расцвета полиграфической продукции. Распространены копии, печати на холсте, поэтому люди с большим недоверием относятся к информации о том, что картины подлинные. Кроме того, сейчас появилась возможность выставлять произведения таких легендарных авторов, как Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Марк Шагал. В Томск привозят их работы. А люди привыкли, что такие произведения можно увидеть только за границей или в крупнейших музеях нашей страны, таких, как «Эрмитаж». Неудивительно, что все экскурсии по выставке Пикассо начинались вступления, что все представленное в залах – это подлинные работы. Часто приходится объяснять, что такое тиражная графика и почему она авторская, у многих возникает непонимание, как такое возможно. Иногда сложно прокомментировать для посетителей некоторые направления современного искусства, которые рождаются и развиваются сейчас, на наших глазах, даже для искусствоведов не вполне ясно, что они пока собой представляют.

Очень непросто воспринимается зрителями и такое направление, как наивное искусство. Если Нико Пиросмани давно считается классиком и его значения никто не пытается оспаривать, то когда выставляется местный художник, пишущий в духе наива, то многие посетители недовольно утверждают: «Я тоже могу написать не хуже!».

- Случается, что возникают споры между посетителями и сотрудниками музея на тему «что вы выставляете», - отмечает Мария Ситникова. – В таких ситуациях надо прислушаться к посетителю, чтобы он остался доволен вниманием, но в то же время отстоять свою точку зрения, не обидеть целый жанр, не пойти на поводу у зрителя. В мире искусства постоянно происходит много нового, музей присматривается к тенденциям и хочет донести их до зрителя, показать, что на свете существует не только «Утро в сосновом бору» Ивана Шишкина, не только портреты медиафигур, но и еще совершенно другие направления, в том числе и нефигуративное, абстрактное искусство. Мы стараемся посетителей просвещать, но при этом на них не давить.

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина, Роман Сусленко, Евгения Швецова