ТЮЗ представил своего нового главного режиссера: им стал Илья Ротенберг

В томском ТЮЗе большое событие – у театра наконец появился главный режиссер. Илья Ротенберг уже несколько недель репетирует «Как я стал…», спектакль по пьесе молодого драматурга Ярославы Пулинович. Премьера назначена на 11 мая, тогда его работу смогут оценить томские зрители. А пока новый главный познакомился с журналистами.

!cut

Без постоянного художественного руководства ТЮЗ жил почти 6 лет – работавшая в Томске с 2005 года Лариса Лелянова покинула город летом 2007. В 2011 году 2 месяца главным режиссером официально был Александр Загораев, но приступить к работе ему не удалось, поскольку в то время разворачивался конфликт между руководством театра и департаментом культуры. Но не будем ворошить прошлое и вспоминать ту малоприятную историю. Теперь в ТЮЗе другой директор, он и пригласил в Томск Илью Ротенберга.

Новому главному режиссеру 33 года, в 2012 году он окончил режиссерский факультет РУТИ (ГИТИС) (мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова), участник многочисленных лабораторий. Он возглавлял два театра, сначала Лысьвенский, а затем Алтайский краевой театр драмы. Постановки Ильи Ротенберга становились победителями различных театральных фестивалей.

Директор ТЮЗа Владимир Казаченко выбирал нового главного тщательно, не спеша. На встрече с прессой он пояснил, почему в итоге решил начать сотрудничество именно  с Ильей Ротенбергом.
- Мы познакомились больше года назад, долго общались, в ходе наших бесед выяснилось, что у нас совпадает видение дальнейшего развития ТЮЗа, мы оба понимаем – надо идти дальше, экспериментировать, - отметил Владимир Казаченко. - Кроме того, Илью Владимировича нам рекомендовали такие выдающиеся представители театрального дела Росси, как критики Олег Лоевский, Татьяна Тихоновец.

- Я рад, что судьба привела меня в Томск, - признался Илья Ротенберг. - Город производит на меня хорошее впечатление, он красив. Что касается работы, то идея современного театра не дает мне покоя. Сразу оценивать ТЮЗ мне сложно, пока понятно, что я пришел в театр, где есть и труппа, и репертуар, в коллективе хорошая творческая атмосфера. Это не тот страшный случай, когда надо закрывать театр и строить заново. Все уже построено, а моя задача - органично вносить в творческую жизнь и нашего театра, и всего города новое. Я в городе 3 недели и придумал условное определение ТЮЗу: «театр ностальгических грез». Если мы уже пережили переход от СССР к новой жизни, то театры в нашей стране до сих пор находятся в стадии смены эпох. Я не сторонник революций, я за эволюционный путь. Но сегодня в ТЮЗе нет ни одной постановки по новой драматургии. Это серьезный пробел. Да, великая классика - это мощный культурный фундамент. Но чтобы театр и зрители могли двигаться вперед,  в театре должна быть новая драматургия.

В конце нынешнего сезона в репертуаре театра появится сразу две постановки современных пьес. Вскоре после премьеры спектакля Ротенберга  зрители увидят и «Язычников» Анны Яблонской, работу петербуржского режиссера Евгении Сафоновой.  
Зарядившей энергией от новой драмы, ТЮЗ вновь обратится к классике. Открывать следующий сезон в театре собираются спектаклем по пьесе Юрия Олеши «Заговор чувств».

Главный режиссер подчеркнул, что он собирается придерживаться репертуарной политики, позволяющей превратить отвлеченный от мира «театр ностальгических грез» в театр, который говорит о реальности, о том, что сегодня происходит со страной и с нами, ее жителями.
- Чего еще хотелось бы добиться с помощью репертуарной политики? Прошло то время, когда театр был «моральным наставником», воспитывал зрителя, - считает Илья Ротенберг.  – По-моему, это пережиток советских времен. Мы все взрослые люди, вряд ли кто-то идет сегодня на спектакль ради того, чтобы ему объяснили, как жить, что правильно и что неправильно. Мы не станем никого учить, мы скорее зададимся вопросами, и будем переадресовывать их в зал, чтобы вместе их обдумывать.

Конечно, не собираются в ТЮЗе забывать и о своих самых юных зрителях. Хотя спектакли для детей – одна из самых острых проблем современного театра. «Надо понимать, что дети сегодня живут в медийном мире, им доступно телевидение и интернет. И типичные для ТЮЗа сказки на их фоне выглядят пережитком прошлого. Принципиально нового в современном театре еще не открыто, но немало режиссеров ведут поиски. Мы тоже будет искать». – Сказал Илья Ротенберг. Режиссер планирует сделать для подростков спектакль по принципу вербатима. Текст для него будет создан на основе интервью с молодыми людьми, взятыми актерами. Такая работа направлена на то, чтобы подростки пришли в театр не наблюдать за абстрактными историями, где песня, танец и добро победило зло, а увидели постановку, где поднимаются волнующие их темы. Сегодня главная проблема 99 детских спектаклей из 100 -  они непонятно кому адресованы. Юным зрителям неинтересно.

Что касается труппы, то пока режиссер очень доволен тем, как проходит знакомство с новым коллективом.
- Четверо актеров заняты у меня в репетициях «Как я стал…», мы видимся каждый день, и пока мы друг другу нравимся, если, конечно, я не впал в иллюзии, - комментирует он. – С теми артистами, кто не играет в моем спектакле, мы регулярно встречаемся и беседуем. Сейчас свое ощущение от труппы я бы охарактеризовал как «затаившаяся радость». Я вижу огонь в глазах. Мне доводилось встречать разные труппы, обычно в театре есть небольшая активная творчески группа, а остальным все равно, они ото всего уже устали. В ТЮЗе сегодня 31 актер, и я понимаю, что могу на каждого из них рассчитывать и быть уверенным: меня не подведут. Это для меня большой стимул.

Новый главный режиссер заверил, что он не собирается ставить в Томске спектакли-провокации. Сейчас идет работа над «Как я стал…», какой именно будет новая постановка не понаслышке первые зрители смогут узнать уже в ближайшую среду. До премьеры еще достаточно времени, но в ТЮЗе проведут читку пьесы. Возможно для театра это станет традицией - проводить читки, предваряющие выход спектакля примерно также, как трейлер позволяет составить некое представление о кинофильме.

На премьеру в Томск собираются пригласить автора, молодого драматурга Ярославу Пулинович. Не исключено, что обсудить новую постановку с автором и режиссером смогут и зрители.
- Важно знакомиться со зрителем, хочется, чтобы театр и публика были на одной волне, - не скрывает Илья Ротенберг. – Пора отказаться от советского штампа «театр это храм». Нет, театр это театр, а храм это храм, не надо сегодня их совмещать, уже не время. Театр – это место для откровенных бесед о важном, о наболевшем, но никак не храм.    
    
Что ж, идеи, планы и принципы нового главного режиссера театра озвучены. ТЮЗ увлечен репетициями и подготовкой к премьерам. А насколько Илье Ротенбергу удастся воплотить задумки в жизнь и найти общий язык с труппой, покажет только время.

Текст: Мария Симонова