Музейные тайны: администратор

Именно она первая встречает посетителей музея, от общения с ней во многом зависит в каком настроении они отправятся на выставки. Она же может подробно рассказать о любой экспозиции тем, кто звонит в музей в сомнениях стоит ли им познакомиться с представленными в залах работами. При любых обстоятельствах она должна сохранять спокойствие и улыбку. О том, какие неожиданности могут подстерегать ее на работе, секрете спокойствия, любимых сувенирах посетителей и магическом притяжении розового дивана из фойе нам рассказала администратор Томского областного художественного музея Людмила Шелестова.

!cut

- Мой рабочий день начинается с открытия экспозиционных залов, - поясняет Людмила. - В моем подчинении 14 смотрителей, я слежу, чтобы они нормально работали. Также я распределяю группы, желающие посетить экскурсии, по лекторам-экскурсоводам, встречаю гостей. Администратор, разумеется, влияет на атмосферу в музее, может создать уютную, домашнюю обстановку. Конечно, для этого важно быть хорошим психологом, ведь приходится находить свой подход к каждому посетителю. К нам приходят в разном настроении, некоторые раздражены, агрессивны, в таких ситуациях я должна уметь снимать напряжение.

Такими сложностями Людмилу не испугаешь – она обычно невозмутима, из себя администратора не выведешь: 
- Помогает семейный опыт: у меня дома три мужчины, муж и два сына. А еще кот Катя. Брали котенка, были уверены, что девочка, но потом выяснилось - это кот, - смеется Людмила. – И я по-прежнему единственная женщина в доме. В мужском обществе непросто, не зря же говорят, шутя, что у них переходный возраст плавно сменяется кризисом среднего возраста, который длится, пока не наступает маразм… Так что у меня прекрасная жизненная закалка, и никакие посетители не смогут сделать меня раздражительной.

Впрочем, опыт прежней профессии тоже помог Людмиле стать терпеливее. Она работала визажистом в свадебном салоне, а невесты накануне торжественной церемонии обычно сильно нервничают, так что найти с ними общий язык тоже особое искусство, требующее психологических талантов. Любые капризы приходится воспринимать с улыбкой.

Быть готовым к неожиданностям нужно было и в салоне, и теперь в музее.
- Сложно сразу вспомнить яркие истории, поскольку прошлая работа у меня тоже была неспокойной, удивить меня теперь нелегко, - признается Людмила. – Но один яркий пример все же приведу. Недавно к нам пришел один томский художник, который заявил: он разгадал код Джоконды! Пришлось внимательно выслушать его концепцию, какой бы абсурдной она не казалась. Это тоже часть моей работы.

Другие запомнившиеся случаи – это общение с иностранцами. За последнее время в художественном музее было несколько их делегаций.
- Конечно, они отличаются от обычных посетителей, очень позитивные, эмоциональные люди, - делится впечатлениями Людмила. – Особенно мне запомнилась женщина из Канады. Она родилась в Томске, прилетела в гости на историческую родину, нашла время сходить в музей. Ей у нас очень понравилось, она купила для детей книгу о деревянной архитектуре Томска, издание на английском языке.

Музейный киоск с книгами и сувенирами находится возле рабочего места администратора, так что те, кто желает купить что-нибудь на память, обращаются именно к ней. Совершают покупки часто. Популярнее всего среди гостей пока маленькая копия фигурки «Памятника счастью», знаменитого томского волка. Любят посетители музея и книги из серии «Великие художники», они тоже пользуются спросом. Нередко приобретают посетители и буклеты, посвященные выставкам.

К администратору обращаются и за справками еще не определившиеся гости. Выясняют, какие действуют выставки. Если человек сомневается пойти ли ему в музей, то от эмоциональности и увлеченности советов администратора, от его красноречия, зависит принятие решения. Иногда люди просят подсказать им, какую из всех действующих выставок выбрать:

- Я прислушиваюсь к своим внутренним ощущениям, - говорит Людмила. – Обычно чутье помогает подобрать человеку ту экспозицию, которая ему понравится. Недавно пришла к нам девушка, спрашивает «Что бы мне посмотреть?». Я вижу, у нее лицо грустно, уточняю: «Какое у вас настроение?», она заявляет: «Плохо мне!». Тут же понимаю – надо предложить ей «Теплый день». Мне самой та выставка войлочной скульптуры художницы Ирины Андреевой очень нравилась. Такая она была милая, добрая, ностальгическая, напоминающая о детстве. После ее посещения люди словно менялись, начинали улыбаться. И та девушка тоже вышла другим человеком.

Сама Людмила видит выставки часто – именно она утром открывает залы, в течение дня обходит их, убеждаясь, что работа идет по плану, вечером закрывает. Экспозиции смотрит с удовольствием, нередко теперь ходит в музей и ее младший сын, хотя прежде его такое времяпрепровождение не привлекало.

Но особенно приятный момент – это торжественные открытия выставок.
- Работа моя яркая, красивая, насыщенная, весьма разнообразная, и среди самых запоминающихся событий – открытия экспозиций, - считает Людмила. - Мне нравится, что в музей приходит столько людей! Когда было первое для меня открытие, я даже растерялась, не ожидала, что увижу так много народа. Хотя по идее я должна была подсказывать людям, куда им проходить. Теперь, конечно, уже привыкла, открытия у нас проходят примерно каждый две недели. Люблю их за ощущение праздника. Собираются поэты, художники, творческие люди и другие гости. Все улыбаются, выглядят счастливыми. Кстати, многие сейчас появляются в музее с цветами.

В целом, даже и не на открытиях, гостей в музее сегодня немало. «Час пик» определить сложно. Иногда основные экскурсии приходятся на утро, иногда на вечер. Когда приводят ребятишек, школьников, то здание сразу наполняется шумом. Дети - они всегда дети, и в музее тоже ведут себя эмоционально и не всегда идеально.

Самый насыщенный день, по наблюдениям Людмилы, в музее суббота. 
- Действительно много народу собирается, особенно сейчас, когда многие семьи приходят на выставку «Подводный мир», - отмечает администратор. – Иногда за субботу у нас бывает больше тысячи человек! Некоторые посетители приходят в музей постоянно, мы их уже узнаем. Обычно это семьи, которые ходят на наши музейные программы выходного дня. 

Можно выделить предпочтения аудитории. Познавательные выставки вроде «Подводного мира», «Динозавров» любимы семьями, на них с удовольствием приводят малышей. Более серьезные экспозиции в первую очередь привлекают внимание пенсионеров и студентов. Пенсионеры очень общительны, обычно администратору приходится выслушать немало их жалоб на тяжелую жизнь. Сетуют пожилые люди и на то, что с их маленькой пенсией нечасто могут выбраться на выставки, на что администраторы замечают, что для пенсионеров в музее действуют скидки 50%, и цена билета получается совсем небольшой. Было бы желание насладиться искусством.

Интересно, как реагируют гости на огромный высокий розовый диван, который остался жить в фойе музея возле входа после томской выставки современного искусства, где он был одним из арт-объектов. Посетители очень полюбили на нем фотографироваться. Расположен диван возле места администратора, поэтому Людмиле хорошо известно, насколько популярен этот оригинальный объект:

- Пришла недавно в выходной семья с маленькими ребятишками, спрашивают – «Можно мы на диван с детьми залезем», - рассказывает Людмила. – Я советую: «Только осторожнее, он же высокий, вдруг дети упадут?». На что гости мне отвечают: «Мы аккуратно. Нам непременно надо сфотографироваться, у всех наших друзей есть снимки, где они в музее на этом розовом диване. Только у нас еще нет, решили это поправить!» Однажды получилось еще необычнее. Были у нас пенсионерки из Кировского района. Уже очень немолодые женщины, многие с палочками, ходят явно с трудом, медленно. Я им предложила на всякий случай: «Пока вы ожидаете экскурсии, можете посидеть на большим диване». Даже не думала, что их это заинтересует, а бабушки стали залезать на него, друг другу помогали, и забирались! Потом тоже фотографировались и остались довольными.

Другой привлекательный для гостей момент – это выставки, которые теперь проходят в фойе. Раньше на том месте был гардероб, а теперь его перенесли в другое помещение, и на стенах можно увидеть разные работы. Сейчас, например, представлена детская выставка, рисунки, посвященные пасхальной теме. Посмотреть эту выставку у входа в музей можно свободно любому посетителю. 

- Прежде фойе выглядело безлико, а теперь гости сразу ощущают, что пришли в музей, - считает Людмила.
…Арт-объект, небольшая экспозиция, билетная касса и приветливый администратор – с этого теперь для посетителей начинается встреча с музеем, приносящая в большинстве случаев приятные эмоции.

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина, Евгения Швецова