Премьера ТЮЗа «Как я стал…» о герое нашего времени

Премьера ТЮЗа «Как я стал…» вызвала особый интерес: это первая постановка в Томске нового главного режиссера театра Ильи Ротенберга. Начать свою работу в нашем городе он решил с современной пьесы молодого, но уже известного в России и даже за ее пределами, драматурга Ярославы Пулинович. Спектакль идет на малой сцене.

!cut

Не секрет, что хотя Томск и принято считать студенческим городом, в местных театрах нет современных пьес о молодежи. Это сложно считать нормальным положением вещей:
- Такие пьесы нужны в театрах, более того, именно они должны составлять как минимум 50% репертуара, - считает главный режиссер ТЮЗа Илья Ротенберг. – В них мы видим героев, похожих на нас, они помогают нам разобраться в себе. Классика тоже необходима, но у нее несколько другие функции.

Наверное, Илья Ротенберг, и в своих предыдущих театрах часто ставящий Новую драму, в любом случае дебютировал бы в Томске с одной из современных российских пьес. Но с выбором  «Как я стал…» связана своя история. Год назад, когда режиссер еще возглавлял Алтайский краевой театр драмы, Ярослава Пулинович приезжала в Барнаул на творческую лабораторию. Там всего за одну ночь она и написала «Как я стал…» и буквально на следующий день в рамках лаборатории устроили читку пьесы с актерами. К истории никто не остался равнодушен.

- Мой принцип выбора таков: если пьеса «про нас», то есть смысл ее ставить, - поясняет Илья Ротенберг. – Главному герою истории «Как я стал…» 24 года. И я понимаю, что в его возрасте я был на него очень похож, задумывался нал теми же вопросами.

Пьеса Ярославы Пулинович написана только в прошлом году, но ее уже успели поставить в Краснодаре и Красноярске, томский спектакль - это третья сценическая версия «Как я стал…». От многих известных современных российских пьес история отличается тем, что ее герои действительно очень близки и понятны большинству молодых зрителей. Прежде внимание авторов часто привлекали маргиналы, главными в историях оказывались наркоманы, алкоголики, бездомные. И при обсуждении таких постановок порой возникали дискуссии о том, что герои этих спектаклей не ходят в театр, а тем, кто действительно собирается в зале, действующие лица оказываются не слишком близки.

Узнать себя в «Как я стал…» современному молодому поколению гораздо проще. Можно искать в пьесе литературные параллели, перекличку с классикой (текст многослоен). А можно в этой истории, разворачивающейся в камерном пространстве малой сцены, где четверо актеров находятся поразительно близко к зрителям, обнаружить подозрительно знакомых героев. Это люди, которые ничего не успевают, поскольку постоянно заняты работой, бросают учебу в университете из-за долгов, влюбляются, расстаются, влюбляются снова «назло» и фантазируют о будущих успехах, славе из-за которых разлюбившие их, несомненно, поймут свою ошибку, но уже будет поздно. Или люди, отчаянно пытающиеся определиться, считающие себя талантливыми, но непонятыми творцами «поэтами для художников и художниками для поэтов», и переживающие: «Но я не Пушкин, не Ван Гог, не Цой». Это поколение инфантильных, не готовых отвечать за свои поступки и по-своему несчастных, лишенных незыблемых ценностей людей.

Пьеса написана в форме дневника, исповедального рассказа Саши (Владимир Бутаков). Искренний рассказ безо всякой театральности определяет в этом спектакле и актерскую манеру: они на сцене выглядят максимально естественно, словно проживают, а не играют историю своих героев. Удивительно трогательной, трепетной, хрупкой получается Маша (Дарья Ротенберг), чью устоявшуюся нелепую жизнь переворачивает Саша. Эта обаятельная героиня вызывает симпатию, но в духе своего поколения оказывается инфантильной, перекладывает ответственность и важные решения на Сашу.

А этот герой нашего времени тоже далек от продумывания своих поступков и их последствий. Он часто подменяет реальность миром своих грез, и даже как натура творческая и впечатлительная убеждает себя, что слышит пение эльфов. Он страстно влюблен в Майю (Ольга Райх), которая великолепно умеет им манипулировать.

Есть в спектакль «Как я стал…» нарочито-театральный персонаж, но он неслучайно выделяется среди «естественных» героев. Это экзальтированная, причудливая мама Маши Арина Аркадьевна (Ольга Никитина). Но такое решение неудивительно – по пьесе она актриса, уволенная из театра, где служила всю жизнь, одинокая и отчаянно желающая внимания. Арина Аркадьевна с ее своеобразными манерами, странными одеяниями и неравнодушным отношением к своему бывшему театру могла бы быть еще колоритнее благодаря своей любви к нецензурной лексике, но текст пьесы пришлось заметно отредактировать, иначе у театра возникли бы проблемы с законом.

Всю историю герои рассказывают с минимальной помощью визуальных средств (что, впрочем, очень органично для постановок современных пьес). Самая сложная декорация в спектакле – маленький макет страны эльфов.

- Спектакль идет в малом зале, это камерное пространство, не было желания его загромождать, - поясняет Илья Ротенберг. – Для меня очень важна функциональная значимость декораций. Многое рождалось во время репетиций. Например, так появилось хождение по парапету.

Жанр «Как я стал…» обозначен автором как «пьеса для кино». В спектакле немало красивых,  и напоминающих о кинематографе сцен, которые легко можно представить и на экране. Простым и в тоже время волшебным получается момент прогулки героев, когда после их объяснения влюбленная и счастливая Маша легко, словно взлетает, запрыгивает на парапет.

Финал истории, как выяснилось уже на обсуждении после предпремьерного «закрытого показа» спектакля для прессы, зрители воспринимают по-разному, что совершенно нормально. Одного варианта здесь и не может быть. А от первой томской постановки нового главного режиссера пока возникает ощущение обещания и предвкушения. В ТЮЗе наконец появилась современная пьеса, и, вероятно, стоит ждать заметных изменений в репертуаре и совершенно новых спектаклей.

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина