Микроминиатюрист Анатолий Коненко: «Повторяться мне неинтересно!»

«Сибирский Левша» Анатолий Коненко творит настоящие чудеса. Он способен подковать блоху и сделать скрипку для кузнечика, поместить в игольное ушко не только караван верблюдов, но и целый ракетоноситель, а в кедровый орешек может запрятать казачью шашку.

Работая под девизом «Великое в малом», художник-микроминиатюрист создал уже не один десяток самых маленьких вещей в мире: от валенка и пасхального яйца до бадминтонной ракетки и вполне «работоспособной» мышеловки. Некоторые из этих удивительных работ томичи в течение двух ближайших месяцев смогут увидеть на выставке МИКРО-ДИВО в Первом музее славянской мифологии.

А на открытии своей выставки Анатолий Коненко рассказал нам о том, как сделать микроскоп, зачем ему пришлось осваивать особую технику дыхания, и почему он решил издать Ленина.

!cut

Анатолий Иванович, посмотрев вашу выставку, кажется, что вы освоили уже все возможные жанры (от ювелирного мастерства и микроживописи до вышивки) и создали самые немыслимые миниатюры. Чем будете удивлять дальше?

- Впереди еще многое! Я собираюсь освоить все виды прикладного искусства. Например, я хочу сделать витражи, так чтобы в микроскоп или даже в лупу человек мог видеть игру цветного стекла, все прожилки из металла. Возможно, я возьму за основу своей работы витраж из какого-нибудь известного католического храма, а, может быть, сам что-нибудь придумаю.

Есть целые направления, над которыми нужно работать. Ведь любая вещь, сделанная в миниатюре, заставляет к себе по-другому относиться. Увидит, например, человек руну, написанную на срезе человеческого волоса, удивится, а потом задумается и захочет узнать, что это такое. А мне хочется пробудить у людей интерес к истории, к культуре.

И славянская тематика будет продолжаться обязательно. Можно сделать миниатюры вещей найденных при раскопках, например, золотых изделий скифов.

Все мои работы очень разные по технологиям и материалам. Мне неинтересно повторяться, я постоянно придумываю что-то принципиально новое. Так, например, в августе мы с сыном смастерили самый маленький в мире мангал высотой всего в 16 мм, на котором приготовили настоящий шашлык. А до этого создали настоящий аквариум объемом всего в 10 миллилитров, но с водорослями и живыми рыбками.

А на какую работу ушло больше всего времени?

- Много времени требуется, когда ты еще не знаешь технологию. Для того чтобы подковать блоху я искал технологию семь лет, микроживопись осваивал двенадцать лет. Никак не получались у меня миниатюрные картины. Большие писались, а маленькие – нет. А найдя технологию, делаешь уже все быстро.

Какие из ваших произведений представлены в Музее миниатюр мира во Франции?

- В музее, находящемся в городе Монтелимар, есть Эйфелева башня в усике комара, миниатюрные копии картин Сальвадора Дали, надписи на колоске на французском языке, ювелирные изделия и так далее. Моих работ там не так много, но они занимают весь первый этаж этого музея и экспонируются там уже в течение пятнадцати лет.

Есть мои произведения и в музеях Испании, Чехии. Буквально на днях мой друг-путешественник с удивлением сообщил мне, что в маленьком городке в Северной Каталонии ему подарили открытку с моей работой. Постоянная экспозиция моих микроминиатюр есть и в Омском областном музее изобразительных искусств. Мне недавно рассказывали, как в музей привели группу иностранцев, провели их по всем залам и, когда в конце они попали на мою экспозицию, то сказали: «Не надо было нас водить по всему музею, надо было сразу привести только сюда». Мои работы во всем мире воспринимают с огромным интересом, потому что такое редко, где удается увидеть.

Редко, потому что мало художников-микроминиатюристов?

- Не просто мало, а очень мало – всего три-четыре человека в мире.

А современным технологиям удалось превзойти секреты древних мастеров?

- Некоторые технологии непонятны до сих пор. Есть работы, которые никто не может повторить. Например, фигурки полностью покрытые миниатюрными золотыми шариками. Как это делалось – непонятно, все должно было расплавиться.

Талантливая ювелирная миниатюра была уже в глубокой древности. И микроскопы - тоже. Кстати, микроскоп делается легко и просто: капните прозрачным маслом на стекло и уже получите двадцатикратное увеличение. Поставьте две-три штуки друг над другом, и получится микроскоп.

Одно из любимых направлений вашего творчества – микрокниги. Вот и в Томск вы привезли книги нового формата, которые в закрытом виде выглядят, как деревянные чурочки.

- Они называются «Книги Друидов». Я хочу, чтобы их название ассоциировалось с лесом, природой и чем-то древним. А под деревянными обложками – былины славян, стихи Есенина, Пушкина.

Кстати, книги с произведениями Пушкина пользуются большим спросом у коллекционеров, и я сейчас работая над ними, стараюсь писать текст от руки, таким почерком, как писали во времена Петра I.

А еще я сейчас работаю над созданием серии микрокниг, представляющих творчество поэтов разных стран мира с текстом на их родном языке. Они будут размером 1 х 1 мм - это уже легкий для меня размер.

В Книгу рекордов Гинесса вы попали в 2002 году как создатель самой миниатюрной книги. Насколько это было важно для вас?

- Любая книга рекордов – это некий показатель. Если ты попал туда, значит, ты чего-то добился. Просто так ты туда не попадешь, прежде чем меня занесли в эту Книгу, прошло семь лет. Сейчас у меня очень много мировых рекордов, но я пока больше не подавал туда заявки. Надо будет этим заняться!

Вы и в разделе «Самая маленькая книга» уже многократно побили собственный рекорд. Почему не регистрируете новые достижения?

Дожидаюсь, когда появятся новые официальные рекордсмены, иначе ведь неинтересно. Мы сделали книгу размером 0,9х0,9 мм, и за пятнадцать лет это не смог повторить никто в мире. В Японии даже целую фирму создали и, наконец-то, только весной этого года побили мой рекорд, сделав книгу размером 0,75х0,75 мм. И вот теперь-то я могу подавать новую заявку на рекорд, представив книгу 0,6х0,6 мм. Хотя на самом деле я уже делаю супермикрокниги размером 0,1х0,1 мм.

Вы выпускаете книги с произведениями классиков: Пушкина, Лермонтова, Есенина, Чехова, Шекспира. Увидеть в списке ваших изданий миниатюрную книгу со статьей Ленина было довольно неожиданно. Как появилась такая идея?

В апреле у меня проходила выставка в Ульяновске, и я, попав в музей-квартиру Владимира Ильича, в шутку поинтересовался, где то знаменитое письмо, которое Ленин написал молоком? (По воспоминаниям Анны Ульяновой Ленин, находясь в тюрьме, чтобы перехитрить надзирателей писал революционные тексты молоком, макая перо в чернильницу из хлеба. Прочесть написанное можно было, нагрев бумагу). Сотрудники музея мне ответили: «Нет такого письма». Как так – нет?! Мне бы вот очень хотелось его увидеть, и поэтому я решил его сделать сам! В итоге появилась миниатюрная книга, написанная молоком и проявленная на свече. Обложка для нее сделана из кедровых дощечек тоже обожженных на свечах.

И всем так интересно было, когда я только сделал эту книгу: собирались школьники, мы брали молоко, писали текст и проявляли его, нагревая бумагу на свечках, а потом выпивали оставшееся молоко все вместе. Ребятишки были в восторге.

Ваша кропотливая работа – это огромная нагрузка на глаза. Как вы заботитесь о своем зрении?

- Сейчас у меня точно такое же зрение, какое было в девятом классе. Оно не падает. Для этого есть специальные методики и упражнения, и их, конечно, надо делать.

Вы как-то упоминали, что при создании микроминиатюр вам приходится использовать особую технику дыхания. Почему?

- Тот, кто так работал, знает: вместе с дыханием и биением сердца у тебя обязательно чуть-чуть дергается рука. И при большом увеличении, при работе с микроинструментами очень сложно, например, провести точную миниатюрную линию. Поэтому приходится работать в измененном сознании, замедлять дыхание. Когда я пишу кистью, например, я делаю мазки между ударами сердца. Я этому специально научился.

У вас творческая семья?

- Да. Многие работы мы делаем вместе с сыном. Часто сидим с ним вдвоем, что-то обсуждаем, и, слово за слово, рождается новая идея.

И жена мне помогает во всем. Мы с ней все время вместе, почти не расстаемся. Существует мнение, что супругам надо отдыхать друг от друга. Однако мы с женой постоянно рядом уже около сорока лет, и без проблем. Дочь у нас живет в Германии, но тоже нам помогает. У нас постоянно включен скайп, и как-только появляется какая-то идея, мы обговариваем ее всей семьей.

Текст: Наталья Бабенко

Фото: Мария Аникина