«Деревья умирают стоя»: Упрощенная история

Упрощенная история

Томский драматический театр продолжил сезон неожиданной премьерой. Зрителям представили спектакль «Деревья умирают стоя». Это мелодрама испанского драматурга Алехандро Касона, написанная еще в 1949 году. Пьеса была очень любима советским театром лет 30-20 назад, ее ставили буквально по всей стране. Сложно найти город, где ее никогда бы не играли, или театрала со стажем, который не видел хотя бы одной версии этой душещипательной истории.

Не исключение и томская Драма: здесь «Деревья умирают стоя» шли в 1990-е под названием «Ателье иллюзий». И любители театра до сих пор вспоминают, как великолепны были в той постановке Юрий Кисурин, Аркадий Аркин, Елена Козловская и другие актеры.

!cut

Выбор именно этой пьесы в наши дни несколько удивил. Главный режиссер театра, постановщик спектакля «Деревья умирают стоя» Сергей Куликовский объяснял свое решение на традиционной для Драмы осенней встрече со зрителями.

Оказалось, что спектакль был задуман как бенефис заслуженной артистки РФ Ольги Мальцевой. В театре рассчитывали, что ей вот-вот дадут еще более высокое звание – народной артистки. Процесс получения официального документа затянулся из-за бумажной волокиты, и повода для бенефиса не появилось. Но в театре не стали корректировать постановочные планы.

До премьеры можно было ожидать, что «Деревья умирают стоя» окажутся «беспроигрышным вариантом». Простым, понятным мелодраматичным спектаклем, который необходим в репертуаре. Постановкой, дарящей зрителям яркие эмоции, с запоминающимися актерскими работами. Увы, этого пока не происходит.

Постановка

Интрига пьесы Касона проста: сеньор Бальбоа (заслуженный артист РФ Геннадий Поляков) когда-то выгнал единственного внука из дома, тот уехал за океан.

Бабушка (заслуженная артистка РФ Ольга Мальцева) очень переживала из-за этой истории, и ее муж начал писать письма от имени юноши, где создал образ исправившегося человека, любящего своих родных, рассказывает о его чудесной жене. Женщина поверила в эту идиллию.

Внезапно, спустя пару лет после изгнания, семья получила телеграмму от реального внука, с радостной новостью о его скором прибытии. Пока Бальбоа раздумывал, что делать, случилось несчастье: пароход, на котором плыл внук, затонул.

От бабушки сообщения об этой трагедии скрыли, а настоящего внука заменили человеком из агентства добрых дел (Антон Антонов), его жену пришлось сыграть Изабелле (Олеся Латыпова).

Бабушка была счастлива, ее гости тоже прочувствовали атмосферу любви, царящей в доме. Но, как и полагается в мелодраме, в самый неподходящий момент объявился настоящий внук (Виталий Огарь), живой, невредимый и, в отличие от остальных героев, очень неприятный. Между тем, у бабушки больное сердце, и допустить их встречи нельзя…

Пьеса в интерпретации Куликовского заметно изменилась. Первая часть «Деревьев» заметно сокращена, в итоге из спектакля исчезло множество второстепенных, но колоритных героев, вроде пастора, который в образе моряка поет на пристани матросам старинную песнь об их родине или вора, умудряющегося воровать у других мошенников ради того, чтобы вернуть краденое хозяевам.

Не осталось в спектакле и важной для сюжета трогательной истории знакомства Изабеллы с Маурисьо (Антон Антонов), а также и всей завязки, объясняющей, зачем странная контора совершает экстравагантные и добрые поступки.

В начале спектакля впервые смотрящий постановку зритель вполне может запутаться. На сцене параллельно развиваются два сюжета: в одном углу «работает» непонятная контора Маурисьо, куда с просьбой срочно сыграть 20 лет назад отлученного от дома внука обращается сеньор Бальбоа. Остальное пространство, долгое время частично отделенное от зрителя окнами, это дом Бальбоа. Там его супруга спешно наводит порядок и нетерпеливо ждет непутевого внука.

Для постановки пьеса сокращена, но действие все равно развивается неспешно. Весь спектакль, увы, оказывается очень ровным, даже монотонным. От страстной Испании в нем остаются только красивые имена героев. От тайной влюбленности – жалобы на невнимательность. Даже негодяй-внук получается особо ничем не примечательным, не вызывающим ни гнева, ни раздражения. Из актерских работ наиболее убедительна пока Бабушка Ольги Мальцевой - с ее сочетанием внимательности и заботливости (свойственных, скорее, русским бабушкам) с несгибаемым характером.

Перспективы

Возможно, «Деревья умирают стоя» станут последней работой Сергея Куликовского на большой сцене Томской драмы в качестве главного режиссера. Сейчас он репетирует моноспектакль Олеси Латыповой по пьесе Дианы Балыко «Pine bar», идти постановка будет на малой сцене. А после Нового года в драматическом театре, вероятно, появится новый главный. Сергей Куликовский давно говорил о том, что хочет проводить больше времени в родной Белоруссии, чем может позволить при нынешней томской должности.

Есть шансы, что его место займет Александр Огарев, ученик знаменитого режиссера Анатолия Васильева. Долгие годы Огарев участвовал в проектах известного столичного театра «Школа драматического искусства». В 2011-2013 годах Александр возглавлял Краснодарский академический театр Драмы.

Пока решено, что весной он поставит в Томске спектакль, известно, что это будет серьезная, масштабная работа, а подробности пока не сообщаются. Если Огареву и труппе удастся найти общий язык, то именно он, возможно, станет новым главным режиссером томской Драмы.

Текст: Мария Симонова
Фото: Мария Аникина