Другой маркиз. Театр Романа Виктюка представил в Томске новый спектакль

На очередных гастролях в Томске Театр Романа Виктюка представил одну из своих новых работ - «Маскарад маркиза де Сада», фантазию по пьесе Андрея Максимова. Спектакль получился по-карнавальному ярким, провокационным, насыщенным пластическими и музыкальными сценами. Стилистика режиссера узнаваема.

!cut

То карикатурные картины, то Платон в окружении обнаженных юношей – таково решение задника. Можно возмущаться, но сложно удивляться. С театром Виктюка в Томске хорошо знакомы - уже больше пяти лет подряд он выступает здесь каждую осень. Ведущий актер театра заслуженный артист РФ Дмитрий Бозин признается, что никогда не перепутает публику этого города с другими:

- Здесь своя атмосфера. Детально не могу ее описать, но знаю, что в том же Новосибирске я встречу других зрителей, и мы сыграем иначе. Я узнаю этот город. Томск мне невероятно любопытен с точки зрения талантливых молодых ребят. Я выступал в местном музыкальном колледже, а в этом году встречался с актерами ТЮЗа, об этом попросил главный режиссер театра. У нас получился очень интересный диалог, потом артисты пришли к нам на спектакль. Не нужно даже объяснять, как много для актера значит зритель, который понимает, о чем ты говоришь, с кем ты уже договорился о чем-то на своем «птичьем» языке. Ребята в зале начинают внимательно отслеживать твою жизнь внутри музыки (в спектакле звучит ария из оперы «Орфей и Эвридика» в исполнении Эрика Курмангалиева). На встрече я много говорил о том, что целые годы потратил на «жизнь в музыке», детальную проработку каждой ноты, звучащей за моей спиной. Актеры, сами специалисты, все это замечают и такой диалог со зрителем мне невероятно дорог.

Дмитрий Бозин, прежде Саломея, Дон Жуан, Нуреев и другие главные герои спектаклей театра, конечно, маркиз де Сад. Хотя узнать в этой роли его удается не сразу. Обычно статный, поражающий своею мускулистой фигурой и взглядом гипнотизера, артист в начале постановки предстает уставшим и потерянным… Это не вызывающий герой в ореоле скандальной славы, а, скорее, замученный человек.

- Правда, наш маркиз де Сад производит нестандартное впечатление? – спрашивает после спектакля Дмитрий Бозин. - В первую секунду зрителю кажется, что «хрестоматийный» маркиз ближе и интереснее, чем этот обычный человек, который хочет создать легенду о себе. Все открытия об этом персонаже я совершал во время репетиций, причем буквально за две недели до премьеры. Тогда я понял, что он не показывает фантастическое скрытое сладострастие. Он уверен, что способен быть верным. Но когда видит, как другой мужчина, инспектор Мааре (Александр Дзюба) обнимает его женщину Лакосту (заслуженная артистка РФ Людмила Погорелова), то он испытывает не стандартную мужскую реакцию, гнев, а вожделение. Причем непонятно, кто его объект, то ли маркиз хочет сразу их обоих, то ли ее еще сильнее. Я понимал, что с этим героем мне будет непросто, но рано или поздно я доберусь до того, как в этом обыкновенным человеке проступают реакции, которые за пределом нормальных человеческих реакций. Впрочем, у мужчин часто ревность связана с непреодолимым вожделением. Это интересная тема.

В «Маскараде маркиза де Сада» у героя есть странная, но семья. Его возлюбленная Лакоста скрывается в мужских костюмах и масках, но она рядом с маркизом, и он к ней привязан. Двойник героя, инспектор Мааре - тот, кто по сути живет жизнью де Сада. Это инспектор реализует его изощренные сексуальные фантазии и извращения (в том числе – вместе с его любимой женщиной), а также пишет под его именем книги. Многочисленные поклонники маркиза ненавидят инспектора, как отправившего в тюрьму их любимца. И не догадываются, что им, возможно, следовало бы восхищаться как раз Мааре.

Маркиз де Сад в этой истории не скрывает, что главное в нем не то, что он развратник, а то, что он изощренный фантазер. Другое дело, что людей привлекают не фантазии, а распущенность. Один образ делится здесь на двоих: практик и теоретик, палач и жертва – это инспектор и находящийся в комфортной тюрьме де Сад. Но страшнее не тюрьма, а близкие: готовые уйти в любой день, разочаровавшись, собственные слуги, чьи красно-черные костюмы и маски напоминают одежды палачей, любимая, которая требует от маркиза верности, а сама увлекается инспектором и страстные поклонницы.

Отдельная тема спектакля – революция. Фанатичная революционерка Жюстина (заслуженная артистка РФ Екатерина Карпушина), мечтающая ради Маркиза убить инспектора Мааре, получается комически-карикатурной героиней. Через нее высмеиваются те, кто мечтают о переменах. На ее заявления «Наш комитет голубых лилий нужен будущему Франции!» ответом становится вопрос: «А нужен ли он настоящему?». Революция снисходительно называется «Развлечением, которое народ выбирает себе сам».

- Люблю этот спектакль за то, что в нем ярко демонстрируется человеческая глупость, над которой в зале обычно смеются, - рассказывает Дмитрий Бозин. - В первую очередь – глупость любой революции, Не было за всю историю планеты ни одного умного переворота и ни одной честной по отношению к самим революционерам. Те, кто ее совершают, сметаются первыми. И мы всегда хотим избавиться от чьего-то гнета или неправильного правления только ради того, чтобы самим прийти к власти. Это главная цель.

«Маскарад маркиза де Сада» появился в репертуаре театра Виктюка в октябре 2012 года. Но актеры не считают, что выбор пьесы был связан с политическими событиями в России и многочисленными акциями протеста.

- Пьесу Андрей Максимов написал еще 25 лет назад, он не мог предполагать, насколько она будет актуальна, - полагает Дмитрий Бозин. - Я думаю, сами главные темы, вожделение и революция, будут актуальны всегда. Кроме того, в пьесе много афоризмов, которые смешны в любые времена. По-моему, Роман Григорьевич придерживается моды только в своей одежде, а в искусстве, в творчестве, он не моден. Он естественен. Говорит о том, что он хочет рассказать и так, как хочет.

Многие взаимоотношения героев, как и обычно в спектаклях Романа Виктюка, решаются через пластические мизансцены. Двухэтажная конструкция, тюрьма героя, позволяет совершать многие рисковые и эффектные трюки – повисание на балках, поддержки, финальный спуск маркиза с лестницы кувырками. Все это зрелищно и, несомненно, опасно:

- Я не раз срывался, но, к счастью, не с этой декорации, - вспоминает Дмитрий Бозин. – А на гастролях в Израиле конструкцию сделали из более тонких, чем нужно, досок. И мое повисание на доске привело к такому большому и болезненному синяку, что я попросил ребят-монтировщиков все-таки изменить декорацию. Думал, перетерплю эти 20 секунд, но нет, это оказалось слишком больно даже для меня, привычного ко многому. Но все это мелочи, мы сами для себя находили эти трюки и мизансцены, поэтому риск наш. Виктюк не настолько жесток, чтобы для нас такое придумать. Думаю, будь его воля и режиссура, мы бы с инспектором Мааре сидели на скамеечке, пили бы кофе, беседовали, а ребята вращали бы вокруг нас декорацию. Шучу, конечно, кто бы нам такое позволил… Но, тем не менее, мы многое придумываем сами. Хотя, что из идей актеров останется в спектакле, решает режиссер по пластике Володя Аносов. Трюк трюку рознь, важен человек, который смотрел бы со стороны.

Текст: Мария Симонова

Фото: сайт Театра Романа Виктюка