Он играет на похоронах и танцах: Горан Брегович в Томске

Югославский композитор Горан Брегович, знакомый читателям по музыке к фильмам Кустурицы, - уникальный сочетатель казалось бы несочетаемого. В коллективе, который он возглавляет, анархия и дисциплина сосуществуют в симбиозе, а его музыка одинаково уместна на свадьбах и похоронах. Кстати, его оркестр так и называется - Wedding and Funeral Orchestra - Свадебно-похоронный оркестр.

!cut

- Мы так не веселились с похорон матери, - говорил мне мой брат, когда мы хорошо проводили время. В Сербии по традиции все идут в дом умершего, едят там и пьют, а музыканты играют любимые мелодии этого человека. А поскольку все пьют, это в конце концов приводит к тому, что музыка сменяется на веселую. Это круговорот воды в природе, - объясняет Горан.

Большой артист маленькой страны

Жанр, в котором играет Брегович, многие определяют как фьюжн (смешение стилей) рока и этнической музыки (цыганской и балканской, в которой объединен сербский, румынский, болгарский, молдавский, греческий и турецкий фольклор). Композитора даже несколько раз обвиняли в краже музыки и нарушении авторских прав (по-моему, это все равно что наше «Золотое кольцо» заподозрить в копировании русских народных песен). Тем не менее, по мнению Горана, мы живем в прекрасное время, когда, возможно, впервые в истории, малые культуры оказывают влияние на большие. Не только в музыке, но и в литературе, кинематографе, национальной кухне...

- Как представитель столь крошечной музыкальной культуры, я невероятно удачлив в том, что стал звездой. Это – маленькое чудо.

Среди его успешных земляков помимо Кустурицы и Павича, Горан назвал лауреата Нобелевской премии по литературе Иво Андрича и посоветовал почитать его книги:

- Мне нравятся все. Рекомендую.

Цыгане – это метафора

Его последний диск называется «Шампанское для цыган». Горан объясняет, что его очень многое связывает с этим народом:

- Даже у Чарли Чаплина и матери Терезы есть цыганская кровь. Говорят, сам Элвис Пресли был чуть-чуть цыганом. Поэтому не так сложно впечатлиться цыганскими талантами. Я сотрудничал с несколькими группами – начиная с Gipsy kings и заканчивая Gogol Bordello, для того, чтобы напомнить, какое огромное влияние цыгане оказали на нашу поп-культуру. Вообще цыгане – это метафора. Это как европейские ковбои. Мне кажется, каждый из нас был бы не прочь немного побыть цыганом. Недавно я основал фонд помощи цыганским детям, поступающим в музыкальные школы в Сараево. Если вы хотите интегрировать кого-то в общество, надо начинать со школы. Для цыган главная проблема в том, что в нее нужно ходить 10 лет. Поэтому я надеюсь, что в музыкальной школе им будет немного повеселее. Мой альбом вышел в непростое для цыган время, их массово выживали из Италии и Франции, и я решил их поддержать.

При этом Брегович с удовольствием подчеркивает, что категорически далек от политики: «Это просто выпивка и танцы». То есть – родная стихия для обеих сторон.

О выпивке…

Тема «возлияний» вообще очень часто звучала в ответах моего визави.

- В местах, откуда я родом, нет классической музыки. У нас развита музыка «for drinking». Когда люди выпивают, они могут попросить музыкантов поиграть под столом или на столе, поэтому некоторое сумасшествие – часть нашего стиля. Девиз моего последнего диска: если ты не можешь поддаться маленькому сумасшествию, ты ненормальный. Как люди мы должны уметь временами «переключаться», немного сходить с ума, иначе зачем вообще жить? Я начинал играть в стриптиз-клубах. Бог сказал мне: «Брегович, ты повеселишься в этой жизни». Вот я и тусуюсь и получаю удовольствие (I`m hanging run and I`m having fun). Получается, я глубоко внутри тоже кочевой цыган. Самый большой подарок, которой мне дал Господь – это то, что я не стал профессором философии. Согласитесь, учить детей марксизму и посвятить ему жизнь – не самая счастливая судьба.

… И женщинах

На вопрос о том, какую роль в его жизни играют женщины, Брегович ответил:

- Моя первая группа называлась «Белая пуговица». В титульной песне были такие строки: «если бы я был пуговицей на твоей рубашке, я был бы рядом с …» ну, вы догадались. Вообще роль женщин всегда самая главная, как и во всей истории. Начиная с троянской войны и заканчивая сегодняшними событиями. Один из самых богатых людей на планете - Аристотель Онассис - сказал перед смертью: «самые стоящие деньги, которые я заработал в своей жизни, были деньги, потраченные на женщин». В общем, я не исключение.

О событиях на Украине никто не знает всей правды

- Как я воспринимаю происходящее на Украине? Я расскажу вам историю из моей молодости. Наше поколение росло, помня фразы, бытующие со времен второй мировой войны. Правитель Югославии тогда подписал соглашение с Гитлером, чтобы он нас не атаковал, взамен мы должны были вступить с ним в союз. И 5 апреля народ вышел на улицы с плакатами: «Лучше война, чем пакт!», «Лучше смерть, чем рабство!». Мы подписали договор «о дружбе…» с СССР, а 6 апреля немецкие войска уже скидывали на нас бомбы. Миллионы людей умерли во второй мировой. А несколько лет назад британская разведка рассекретила свои архивы. Оказалось, что эти знаменитые фразы были «изобретены» британскими разведчиками. Поэтому я думаю, что мы не знаем всей правды до конца. А когда через 50 лет они рассекретят свои архивы, и мы ее узнаем, будет уже слишком поздно. Поэтому я рад за тех, кого устраивают эти события, но боюсь, что это иллюзия.

И вновь о творчестве и свободе

Брегович уверен, что коктейль из дисциплины и анархии (его эквивалент понятия «свобода» в музыке) вполне приготовляем, и приводит в пример свой оркестр, в котором, с одной стороны, высокообразованные музыканты, а с другой «они же с трудом пишут и читают». Поэтому в музыке, ровно как в жизни, всегда необходимо искать баланс между противоположностями. Что до свободы передвижения, оказывается, он всегда хотел выступать в России, но советское посольство все время отказывало.

- Теперь я могу играть достаточно много. И вообще - не думаю, что в мире столько же артистов, которые столько путешествуют, как я. И могут сыграть на том же уровне – что в опере Сиднея, что в Карнеги-Холле, что в филармонии Томска. Я не завишу от каких-то технологий, это просто музыка. И мне нравится, что я – один из немногих, кто на это способен.

Продолжения сотрудничества с Эмиром Кустурицей Брегович не планирует:

- «Мы проработали с Эмиром 10 лет. Этого достаточно. Я написал музыку к его 3-м лучшим фильмам. Это было прекрасное время, но жизнь коротка и надо идти вперед».

Квинтессенция отношения Горана Бреговича к жизни выражается, пожалуй, в одном слове: «Оптимист».

- Я глупый оптимист. Без всяких причин. Если вы не оптимист, я даже не представляю, как можно с кровати вставать».

Из его уст это звучит как аксиома.

Текст: Анна Евгеньева
Фото: Мария Аникина, Томская филармония