Премьера в Театре Драмы. Лариса и страсти

Первая постановка нового главного режиссера главного театра в области, конечно, событие. Александр Огарев начал в Томске с «Ларисы и купцов», русского вестерна по мотивам «Бесприданницы» Островского. В итоге у режиссера получился неожиданный для Драмы, дерзкий, провокационный и пронзительно красивый спектакль. 

Разумеется, эту работу будут обсуждать долго, у спектакля появятся и восторженные поклонники, и возмущенные противники. Но Огарев еще на первой томской пресс-конференции заявлял, что спорность — условие интересной режиссуры, и спектакль, не вызывающий дебатов, больше претендуют на скуку, чем на интерес. 

!cut

Скука зрителям «Ларисы и купцов» уж точно не грозит. Правда, надо иметь в виду, что спектакля, по сути, получилось два. У постановки, редкий случай, есть два полноценных состава. Новому главному хотелось по максимуму занять труппу:

- Надо было посмотреть разных артистов, всем дать шанс, понять, с кем мне комфортнее, - поясняет Александр Огарев. – В следующий спектакль, «Татуированную розу», я тоже возьму два состава, причем это уже будут другие артисты.

Расскажем о первом составе. Впрочем, ни в одном варианте зритель не увидит на сцене ничего похожего на традиционную хрестоматийную Ларису. Нет, это совершенно не та героиня, штампами о которой вроде «Она - душа города!», «Она – жертва отсутствия денег!» может быть наполнено сознание после изучения Островского в школе. Канон разбит! В спектакле очень непростая, противоречивая, возможно, раздражающая, но не застывшая, музейная, оставшаяся в далеком прошлом, а живая героиня, испытывающая сильные чувства и терзаемая напрасными мечтами. 

Само название, «Лариса и купцы», получилось провокационным. Кстати, именно так называлась недавняя лондонская постановка «Бесприданницы». Режиссер решил, что оно прекрасно подойдет и к томскому спектаклю. Наш город исторически известен как купеческий. Речь в постановке не только о торговле, умении обращаться с деньгами, но и о способности русских тратить огромные деньги на прекрасное, в данном случае на образованную, талантливую, увлеченную пением, красивую девушку.

Разумеется, название не стоит принимать буквально, в нем заложена и ирония. В самом спектакле сплелись разные жанры. Официально он заявлен как русский вестерн (именно вестерн, а не триллер, как написано в некоторых афишах). Но в этом спектакле есть и комедия, и трагедия, и фарс, а вестерн - это относится скорее к четвертому акту, где на сцене появляется своеобразный русский вариант убийцы, преследующего своих жертв. Потерявший Ларису Карандышев палит во всех без разбору. В этом есть определенная условность, ощущается гротеск и черный юмор. По-новому звучит реплика Ларисы: «Как хорошо умереть!», когда она произносит эти слова, рассматривая двух случайных жертв хаотичной стрельбы Карандышева. 

Главным предметом исследования стала русская душа, которая то уходит в тоскливую спячку, то празднует ярко и отвязано, борьба желаний покоя и поиска чего-то нового.

Уехать в деревню, жить спокойно, скучно, как все, смирившись… Или только сводящая с ума любовь, страсть, и не важно, какой ценой? Остаться с человеком, вышивающим в подарок сердечко крестиком или рискнуть, не раздумывая, уехать с тем, кто может за несколько секунд изменить весь мир вокруг, и заставляет слышать иную, особую музыку? Траурные портреты старших сестер Ларисы в «квартире» Огудаловых (погибших вскоре после замужества) намекают на то, что счастливого финала быть не может…

В таком богатом на страсти спектакле, как «Лариса и купцы» - много ярких, запоминающихся актерских работ.

У Ларисы (Александрина Мерецкая) своя пластика. В ней ощущается определенная надломленность, внутренняя драма. Она чувственна. Она вызывающе привлекательна. У нее есть свой герой. И как ни понять Ларису, когда в спектакле такой Сергей Паратов! В исполнении заслуженного артиста РФ Евгения Казакова (Северский театр для детей и юношества) он обладает мужской харизмой и энергетикой, которые трудно не почувствовать. Уже самое его появление в городке похоже на вихрь, под действие которого попадают все герои. Мечтающей о всепоглощающей любви девушке не спастись! Своеобразное музыкальное решение их встречи подчеркивает, как Паратов мгновенно меняет ход личного времени Ларисы, с легкостью переносит ее в прошлое, во время их любви, создает притягательную для нее атмосферу. 

Такую любовь можно поэтизировать, в отличие от отношений с приземленным, неказистым, не чувствующим своего несоответствия с мечтами Ларисы, Юлием Карандышевым. Какой неожиданный в этой роли Антон Антонов! Пожалуй, настолько многогранный образ он не создавал еще ни в одном спектакле. Он и жалок, и нелеп, и, что особенно ценно, трогательный, вызывающий искреннее сочувствие, в той сцене, когда понимает, что Лариса уехала с другими. 

Другие купцы тоже сыграны отменно. Василий Вожеватов одна из первых серьезных работ Данилы Дейкуна, о чем догадаться сложно, поскольку артист очень органичен в своей роли. Его Василий, родной для Ларисы с детства человек, обладает своим обаянием. Мокий Кнуров (заслуженный артист РФ Геннадий Поляков), напротив, получается героем не из приятных, и нежелание Ларисы согласится на его предложение неудивительно. А как выразительна Огудалова (заслуженная артистка РФ Ольга Мальцева), виртуозно выбивающая из купцов деньги, умело использующая привлекательность своей дочери! Артист Несчастливцев, он же Робинзон (Владислав Хрусталев) вообще получается героем то отчаянно комическим, то ближе к финалу уже всерьез трагическим. 

Среди артистов, задействованных в спектакле, есть и... птица. Такая ожившая метафора: Лариса демонстративно носит с собой своего двойника, бьющегося, а иногда поющего, в клетке. Это японский воробей, он живет в реквизиторском цехе, где уже освоился, полюбил смотреться на себя в зеркало. Вероятно, скоро у него появится  подружка, поскольку птицы этой породы в одиночестве долго не выдерживают. Выстрелы, которые раздаются на сцене при нем, воробей переносит спокойно. 

Кроме всего прочего, «Лариса и купцы» - визуально красивый спектакль (художник постановки Николай Чернышев). Мизансцены смотрятся гармонично, простроено, многие «картинки» запоминаются. И провокационный, и при этом завораживающий полет Ларисы в фате в красной ванной под душем. И «эротическая сцена» когда героиня сбрасывает кофточку, в одном бюстгальтере садиться на колени к Паратову, держащему в руках аккордеон.  И перекличка между красной рубашкой героя и красной помадой Ларисы...

Постановка доставляет эстетическое удовольствие. Но самое главное – на сцене поразительно много жизни, что завораживает и заставляет смотреть спектакль не позволяя себе ни на секунду отвести глаз.

Текст: Мария Симонова
Фото: Мария Аникина