Четвертый фестиваль «Сибирский кот»: каким он был

Этот «Кот» восхитил с творческой точки зрения: такой богатой на запоминающиеся, талантливые постановки программы у фестиваля еще не бывало.

Четвертый Международный театральный фестиваль спектаклей для детей и подростков «Сибирский кот» прошел в Северске в первых числах июня. Там же его принимали два года назад в прошлый раз. А до этого он кочевал по городам: в 2008 году в Кемерово, в 2010 году в Улан-Удэ.

Специально для детей

Идея организовать конкурс детских спектаклей появилась у Светланы Бунаковой, в то время – директора томского ТЮЗа. Но принять «Кота» в Томске не получилось из-за ремонта здания. А когда Светлана стала директором Северского музыкального театра, то привела «Кота» за собой в закрытый город.

!cut

Фестиваль родился на свет из-за большой проблемы: хорошие спектакли для детей сегодня редкость. Не секрет, что многие театры к постановкам для маленьких зрителей относятся несерьезно, создают их по принципу «и так сойдет, детей на спектакль все равно поведут». Результат – многочисленные работы низкого уровня, что чревато большими сложностями в будущем: зритель-то формируется в детстве. Фестиваль «Сибирский кот» сразу был призван изменить такое отношение, стать стимулом для режиссеров серьезнее подойти к работе.

Четвертому «Коту» катастрофически не повезло с погодой. Если прежде участники фестиваля жаловались на жару, то 1 июня 2014 года пошел снег. Праздник-открытие буквально за час спешно перенесли в здании театра. Главными участниками действия были детские творческие коллективы, но они смогли быстро перестроиться и справиться с новыми условиями.

Пять дней фестиваля получились насыщенными: 12 спектаклей, социокультурные проекты, мастер-классы. Поводов для обсуждения было много. Так, Северский театр для детей и юношества представил кукольный спектакль «Умка». Сказка получилась очень красивой (артисты умело оставались в тени, поэтому возникал эффект оживших кукол) и трогательной.

Новоуральский театр музыки, драмы и комедии показал на фестивале свой мюзикл «Сыр…Любовь… и Волшебство» -  историю, напоминающую о Ромео и Джульетте, но только главными героями здесь стали… мыши.

Лирическую клоунаду «Лететь...» Томского ТЮЗа хвалили за многое, в том числе за удачную сценографию (основная декорация - гигантская кровать, на которой актеры кажутся не взрослыми, а маленькими детьми), и за ощущение полета, что он дарит.

Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» нашел свой необычный подход к советской сказке «Чук и Гек». Действие происходит… в студии, где ведется запись радиоспектакля. Актеры с помощью нехитрого реквизита разыгрывают «звуковой» вариант этой истории. Визуально постановка выдержана в стиле ретро.

Северский музыкальный театр вернул на сцену забытую оперу Ребикова «Колыбельная ангелу», душещипательную историю про замерзающую нищую девушку.
Кемеровский театр для детей и молодежи на «Сибирского кота» привез бумажную сказку «Что случилось с крокодилом». Это пластическая история, очень камерная и очень обаятельная.

Пермский ТЮЗ выбрал для фестиваля «Золоченые лбы». В постановке сказки Бориса Шергина, певца русского Севера, сохранился его самобытный язык, национальный колорит. При этом спектакль оказался озорным, необычно звучали известные мелодии, исполненные с помощью народных инструментов.  

Маленький зритель – на первом месте
    
Принять решения жюри в этом году было крайне нелегко. Но фестиваль, конечно, не только ради вручения призов. Обсуждалось много важных тем – среди них и уровень театров Томской области, и работа с маленькими зрителями, которые часто оказываются неподготовленными к просмотру спектакля, взаимодействие с их родителями, развитие театральной педагогики.

Принципиального отличия между московскими и провинциальными театрами, на взгляд специалистов, сейчас нет:

- Вопрос художественной удачи - это вопрос не географической прописки, - полагает Светлана Бунакова, президент фестиваля «Сибирский кот», директор Северского музыкального театра. - Талантливые люди могут жить где угодно, необязательно в большом городе. Но чтобы организовать полноценное сценическое действие, мало одного таланта постановщиков. Нужно гонорары, возможности воплощения замыслов на сцене, профессиональный театральный кадры. И большую роль играет отношение к искусству со стороны власти. Как правило, заметно, где понимается значимость этого дела и ему уделяется внимание.

О том, в каком направлении стоит двигаться театрам в спектаклях для детей, говорила театровед Татьяна Тихоновец, председатель жюри фестиваля:

- Важно осмысленное отношение к ребенку как к индивидуальности. Много денег на таких спектаклях не заработать, но зато можно воспитать зрителя. Сейчас театры обычно стремятся ребенка развлечь, оглушить звуками, задушить музыкой, дать «сладостей», чтобы он сидел и «пережевывал». И катастрофически мало спектаклей, которые заставляют детей зрителя чувствовать, включаться в творчество.


        
По мнению экспертов, немногие родители сегодня способны помочь своим детям с театральным вопросом. Сегодня малышей на спектакли приводит «нечитающее» поколение, те, кто вырос в 1980-е и 1990-е. Их родители думали в первую очередь о том, как заработать в стремительно меняющемся мире на пропитание. Тогда детям не хватало внимания старших, их не знакомили с интересными книгами, не водили в музыкальные школы и театры.

- Как эти взрослые сегодня выбирают, на какой спектакль повести ребенка? В детской литературе большинство не разбирается. Это должно быть что-то им знакомое, например «Три поросенка», - рассказывает Александра Никитина, специалист московского Центра школьной театральной педагогики. - Если «Винни-Пух» непохож на медведя из американского мультика, то они обижаются. Конечно, это проблема, которую надо решать. В Москве я работаю со школами, серьезно занимающимися развитием художественно-эстетического образования. Мы организуем родительские клубы, заново проживаем с ними детство. Читаем, обсуждаем… Но важно, чтобы инициатива исходила от родителей.

Театральных педагогов в России сегодня не готовят нигде, поскольку такой специальности в нашем  государственном реестре нет. А на Западе хорошо развиты так называемые центры «Drama Education». В России необходимость таких специалистов обсуждают с 1918 года. Пока безрезультатно.

- Официального центра театральной педагогики нет, но у кого учиться этой профессии, есть, - утверждает Александра Никитина. -  Есть Александра Петровна Ершова, кандидат педагогических наук, режиссер, ее опыт ценится за рубежом. Никто не понимает, что Петр Зубарев из Мариинска – один из мировых лидеров в области театральной педагогики, он многое умеет и понимает о становлении ребенка через театр. Драматург и режиссер из Глазова Дамир Салимзянов тоже многое может рассказать о педагогике.

Томск – нетеатральный город

Фестиваль стал поводом выяснить, какое впечатление произвели на театральных критиков томские и северские спектакли. Тем более, что некоторые знакомы с нашими коллективами не первый год.

- Я была в жюри областного фестиваля  «Маска», - напомнила Татьяна Тихоновец.  – У меня печальное представление о томских театрах. Сейчас пришли интересные режиссеры: Илья Ротенберг в ТЮЗ, Александр Огарев в Драму. У меня есть надежда, что эти люди, если им будут помогать, а не ставить палки в колеса, смогут многое поменять. Томск – это нетеатральный город, хотя это неприятно говорить. Но я могу сделать такое заявление не только по этому фестивалю, но и по детям в зале. Как я вижу, дети не готовы к восприятию театра. Родители с ними формально приходят, не смотрят 6+ или 12+ или 3+ написано на афише. И дети сидят на спектакле, который по определению не могут смотреть, плачут, всем мешают. Нет педагогической работы, которая должна вестись, и ведется в некоторых городах. Что касается художественного уровня томских постановок, то я уже много лет член экспертного совета Новосибирского транзита. Не раз приезжала в Томск смотреть спектакли, ни разу не могла ничего выбрать для фестиваля. В ТЮЗе иногда хотелось бы – в то время, когда в театре работала команда Бунаковой. А то, что долгие годы происходило с томской Драмой, это, на мой взгляд, просто катастрофа. Я очень надеюсь, Александру Огареву удастся что-то поменять. Но только если он не окажется в одиночестве, один в поле не воин. Нужна помощь. Преференции. Театр, находящийся  в кризисе, требует включения ресурса, в том числе и административного.  Ситуация в Северске немного отличается. Мы понимаем, что такое свернуть с прежнего пути театру оперетты, и пойти в современную сторону. Помню, несколько лет назад мы с Александром Галибиным были в жюри «Маски», у него от постановки северской случился просто культурный шок. Он не знал, как к этому относится. Сейчас такого уже не было бы, театр меняется. Но это длительный путь. Вдруг расцвета не будет. Нужны деньги на приглашения хороших режиссеров, обновление труппу,  материальную базу. Театр - дорогое искусство. Музыкальный - тем более.

Лучшие – Пермь и Кемерово
Но без призов томские и северские театры не остались, что дает надежды на развитие. Хотя главные награды отправились в другие города. Вот итоги Четвертого «Сибирского кота»:  
1. «Лучший спектакль большой формы» (спектакль «Золоченые лбы», Б. Шергин, режиссер-постановщик – народный артист  РФ Михаил Скоморохов).  Пермский театр юного зрителя
 2. «Лучший спектакль малой формы» (спектакль «Что случилось с крокодилом», М. Москвина, режиссер-постановщик - И. Латынникова). Кемеровский театр для детей и молодежи
 3. «Лучшая сценография»
(спектакль «Лететь» С. Козлов, художник-постановщик - С. Лавор). Томский областной театр юного зрителя
 4.«Лучшее актерское трио» (спектакль «Лететь» С. Козлов). Артистам Томского областного театра юного зрителя Дарье Ротенберг, Денису Иванищеву, Антону Черных
 5. «Лучший актерский дуэт» (спектакль «Умка» Т. Книжек). Артистам Северского театра для детей и юношества Ларисе Окишевой, Светлане Панжевой.

Постоянные участники «Сибирского кота» отметили: традиции фестиваля живы!

- Это очень здорово, что фестиваль не оказался разовым проектом, - считает Григорий Забавин, директор Кемеровского театра для детей и молодежи. - Часто бывает, что организуют событие один раз, и больше не собираются. А когда позади уже четыре фестиваля, то это хорошая традиция. На сей раз очень хорошее впечатление осталось от работ. Было больше хороших спектаклей, чем призов. Афиша получилась насыщенной. Такое редко бывает. Часто приедешь на фестиваль, и не увозишь ни одного театрального впечатления. С этого «Кота» я как минимум три увезу.

А другой кемеровчанин, член жюри четвертого фестиваля Алексей Бураченко напомнил:
- «Сибирский кот» - дело первостепенной важности. Такие проекты участвуют в формировании думающего человека.  Не знаю, где пройдет пятый фестиваль. Но по-моему, Томск должен понять: он несет ответственность за этого Кота, которого он приучил на 2 года.

Текст: Мария Симонова
Фото: Мария Аникина, с сайта ТЮЗа