Томский театр драмы: чего ждать в новом сезоне?

Томский драматический театр сейчас притягивает к себе внимание. Новый главный режиссер – это предвкушение больших перемен. О планах Драмы на грядущий сезон мы решили узнать из первых уст и отправились на сбор труппы. 

Главный режиссер Александр Огарев и директор театра Геннадий Сокуров расположились на сцене в окружении своеобразных декораций. Над их головами - лозунг «Культура нам – важна и дорога», на заднем плане можно наблюдать маленькие примитивные скульптуры советских персонажей. Никаких ретро-историй в Драме сейчас не репетируют, а такой антураж для сбора труппы придумала заведующая художественно-постановочной частью Галина Михайловская. Вероятно, образ был навеян финансовыми проблемами, которые, увы, сейчас так актуальны в театре. Сколько бы ни говорили высоких слов о годе культуры в итоге ее финансирование значительно урезали. Теперь часть проектов под вопросом. Впрочем, все равно в театре говорили о многих любопытных задумках.

 На свои спектакли Драма ждет зрителей с 11 сентября. Правда, официально открывать сезон будут в начале октября, сыграют премьеру прошлой весны «Двенадцатую ночь», комедию Шекспира в постановке молодого режиссера Ивана Орлова. 

!cut

Конечно, увидят зрители и новые спектакли. Сейчас в театре идут репетиции двух постановок. На малой сцене работают над «Четырьмя окнами»:

- Для меня это радостное событие, я слышал, что молодая группа актеров репетирует с большим увлечением, - говорит Александр Огарев. – «Четыре окна» - работа Эдуарда Соболя, балетмейстера, режиссера по пластике, известного своим творческим потенциалом на всю Сибирь. В спектакле будет пластика, а также прозвучат стихи - на русском, французском, итальянском и английском языках. Я полагаю, должно получиться интересно. Премьера намечена на начало октября, точная дата еще определяется. 

Сам Александр Огарев репетирует на большой сцене «Анну в тропиках» - это постановка по одноименной пьесе Нило Круза. Режиссер собирался работать над «Татуированной розой», но в планы вмешался финансовый вопрос.

- Из-за неустойчивой финансовой ситуации мы вынуждены все время вносить какие-то коррективы. Театр сегодня оказывается на обочине интересов, и это печалит, - констатирует Александр Огарев. -  У нас были хорошие проекты, например, в мае собирались проводить совместно с ТЮЗом режиссерскую лабораторию, в июне нас приглашали на хороший фестиваль в Сочи. Но не было денег… Теперь же возникла проблема - не выплачена зарплата художнику спектакля «Лариса и купцы» Николаю Чернышеву, поэтому мы пока не можем начинать с ним работу над «Татуированной розой». Отложили спектакль до лучших времен, и на первый план вышла «Анна в тропиках». Для этой постановки художественное решение, оформление, костюмы уже существуют, поскольку в ноябре я буду выпускать одноименный спектакль в Москве, в театре имени Станиславского. Хотя это, конечно, не лучшее решение, в Томске мы собирались сделать совсем другой спектакль. На малой сцене, более интимный, нежный. Но из-за обстоятельств на ходу меняем планы.

Премьера «Анны в тропиках» ожидается в первой половине декабря. После Нового года в театре рассчитывают все же, решив все финансовые моменты, приступить на большой сцене к репетициям «Татуированной розы».

В планах театра драмы на новый сезон и работа с приглашенными режиссерами. «Таню» по пьесе Арбузова на большой сцене будет ставить главреж новокузнецкого театра Драмы Андрей Черпин. 

- Он мне очень симпатичен – это молодой, веселый, креативный режиссер, - отмечает Александр Огарев. – Планируется, что он выпустит спектакль в конце февраля. 

Снова появится в Томске режиссер Анатолий Глухов (он поставил в Драме «Сердце боксера»). На сей раз он будет работать над очень популярной у зрителей историей «Пришел мужчина к женщине» по пьесе Злотникова. Премьера ожидается на малой сцене в апреле. 

Если позволят финансы, то 70-летие Победы в Великой Отечественной войне театр отметит новой постановкой. Позвать ставить этот спектакль собираются бывшего главного режиссера театра Сергея Куликовского. А что касается пьесы, то переговоры идут с томским писателем Владимиром Костиным.

Еще два спектакля могут появиться в репертуаре Драмы в будущем сезоне, если удастся выиграть гранты. На поддержку для молодой режиссуры претендует «Утиная охота» Вампилова в постановке режиссера Александра Сазонова. Известность ему принес «Портрет Дориана Грея» Уайльда с Олегом Меньшиковым в главной роли. Эта работа идет в московском театре имени Ермоловой. В постановке современный молодой режиссер продемонстрировал чудеса обращения с техникой. Грант помог бы воплотить в жизнь его смелые задумки и в томском театре. 

Заявляют на грант министерства культуры и проект Александра Огарева – «Метафизику труб» по книге Амели Нотомб. Спектакль рассчитан на молодого зрителя. 

В этом году 10 театров получили гранты на значительные суммы (от 4 до 20 миллионов). Но надо быть готовым к тому, что борьба будет непростой, в прошлый раз на гранты претендовали 58 коллективов. 

Только новыми постановками планы на сезон, конечно, не ограничиваются. Раздумывают в Драме над возможностью реализации предложения известного в театральном мире специалиста Олега Лоевского. Он много рассказывал о своей екатеринбургской практике – театру удалось заработать хорошие деньги, организуя по вечерам дискотеку для 7-9-классников. Многие из любителей потанцевать привыкали ходить в театр и потом становились его зрителями. 

Вероятно, будет вестись творческая работа с детьми с отклонениями в развитии, такие программы уже готовила актриса театра Наталья Абрамова.

Не все пока ясно с гастролями. Осенью Драма покажет свои спектакли в районах области. Уже ставшие привычными обменные летние гастроли при поддержке Министерства культуры по-прежнему запланированы на июнь. Но их бюджет уменьшен, поэтому сценами поменяются с соседями – с Барнаулом, Кемерово, Новокузнецком. Соответственно, драматические театры из этих городов увидят в Томске. 

Кроме того, в Министерстве культуры открыт гастрольный отдел, он решает вопрос с выступлениями московских театров в разных регионах. Возможно, в ноябре в Томске появится столичный театр на Малой Бронной. Но для этого надо найти часть финансов, полностью Министерство культуры этот проект не финансирует. 

Также от денег зависит поездка с «Ларисой и купцами» в декабре на фестиваль «Дни Островского в Костроме». Кстати, несколько лет назад там с большим успехом сыграл «Последнюю жертву» Северский театр для детей и юношества. 

Летом, если, опять же, позволит бюджет, можно посетить фестиваль в Сочи. 


    

На сборе труппы удалось выяснить, что состав творческой части коллектива не изменился. На сцене будут все те же. 

- Проблема, что нас загоняют в рамки, мы не можем делать маневры – количество ставок ограничено, их 38, приглашать артистов мы можем только на чье-то место, - объясняет Александр Огарев. – Недавно мы просмотрели группу молодых актеров из Иркутска, один очень бы подошел нам, но не знаю, удастся ли взять его в труппу. 

Директор Геннадий Сокуров рассказал, что существует некая дорожная карта, регламентирующая количество работающих людей: 

- По ней мы каждый год должны проводить оптимизацию, и до 2018 года требуется сократить 13-14 человек. Это немало. Мы стараемся творческий состав не затрагивать, поскольку такие увольнения было бы сложно возместить. 

- По моим подсчетам, к 2030 году оптимизация состава приведет к тому, что в театре останется 5 человек! – с горькой иронией заметил режиссер. 

Перспективы мрачноватые, поэтому не будем ждать 2030 года, а пойдем в театр в ближайшем сезоне, пока здесь еще внушительная труппа артистов и столько замыслов интересных постановок. 

Текст: Мария Симонова
Фото: Мария Аникина