Ужель та самая Павлинка?! Томск посетил белорусский театр имени Янки Купалы

Увидеть спектакль, премьера которого состоялась 70 лет назад – это не фантастика! В репертуаре старейшего белорусского национального академического театра имени Янки Купалы комедия «Павлинка» бессменна с 1944 года. А поставил эту историю режиссер Лев Литвинов в Томске, куда театр был эвакуирован во время Великой Отечественной войны. 

Накануне юбилея Томской области губернатор решил пригласить белорусов на гастроли в наш город. Легендарный спектакль сыграли в драматическом театре.

!cut

Нынешняя встреча купаловцев и Томска уже четвертая. Все началось в 1941 году. Вскоре после начала войны местный театр был переведен в Кемерово:

- Их мобилизовали вдохновлять шахтеров, - рассказывает Мария Смирнова, заведующая литературной частью томской Драмы. – Фантастически, но тогда люди практически сутками работали на военных предприятиях, но, несмотря на все жизненные трудности, постоянно ходили в театр. А белорусский коллектив эвакуировали в Томск из Одессы, где он гастролировал летом 1941 года. Люди приезжали в Сибирь в легких летних одеждах, в босоножках. Томичи их хорошо приняли, обули, одели, поселили. На военные заводы давали заказы - делали оформление для спектаклей. Костюмы шили сами актеры.

В Томске минчане работали просто неудержимо. За 3 года восстановили 11 прежних (и перевели с белорусского на русский) и создали 14 новых спектаклей. В городе сыграли 870 постановок, кроме того, первая фронтовая бригада театра дала 65 спектаклей и 71 концерт. Нагрузки на коллектив были огромные. Сохранились письма из госпиталей: раненные восторженно писали о выступлениях белорусских актеров.

После освобождения Минска театр отправился на родину, им дали разрешение увезти с собою из Томска все, что возможно, по железной дороге. В итоге в Белоруссию поехали декорации, костюмы, даже железо с крыши. В здании остались только стены. Это был красивый жест со стороны Томска: поддержать коллектив, возвращавшийся в разрушенный после бомбежек город.  

В следующий раз минский театр прибыл к нам в 1985 году, когда отмечали 40-летие Победы. В честь праздника провели обменные гастроли: томская Драма выступала в Витебске и Минске, а в Томске в это время целый месяц играли свои спектакли купаловцы. Сохранились кадры кинохроники: как Стефания Станюта, удивительная белорусская актриса, известная по фильму «Прощания с Матерой» и другим киноработам, спускается  по трапу, рассказывает о том, как ей и коллегам жилось в Томске во время войны, вспоминает, как ей было здесь хорошо… 

- В тот приезд еще были живы многие из тех зрителей, кто помнил время войны, видел постановки купаловцев, и некоторые восклицали: «Это же наш театр приехал!», - отмечает Мария Смирнова.  

Николай Пинигин, сегодня художественный руководитель минчан, прекрасно помнит те гастроли: 

- Я только пришел работать режиссером в этот театр, как мы отправились в Томск. Это были те советские времена, когда выезжали на целый месяц. По традиции, мы открыли гастроли «Павлинкой». Принимали томичи нас очень хорошо, мы даже назначали дополнительные спектакли. 

Одно из ярких воспоминаний режиссера о той поездке – это «сухой закон»: 

- На улице Обруб была очередь 3 км, я такого никогда не видел, чтобы на весь большой город был всего один магазин со спиртным, - поражается Николай Пинигин. – Но нас томичи очень хорошо встречали. Мы когда только прибыли, то нас спросили: у вас есть какие-то мероприятия во время гастролей, вам алкоголь нужен? Мы заявили: «У нас у всей труппы дни рождения в августе!». Тогда нам привезли целый микроавтобус или даже грузовик, полный ящиков с водкой.  

Также участникам гастролей запомнилось, как ходили в лес, собирали грибы, ловили рыбу. Стал событием и футбольный матч с командой томских журналистов «Фомич».  

В 2000 году томская Драма праздновала свое 150-летие, в честь круглой даты в гости позвали многие интересные коллективы, среди них был и театр имени Янки Купалы. Они, естественно, сыграли «Павлинку», а также комедию Островского «Лес». 

На сей раз многие минчане прибыли в Томск впервые, но отношение у них к этому городу особенное: 

- Мы, молодое поколение купаловцев, прежде не видели этот город, но в театре все с первых дней работы узнают о Томске, - подчеркивает Диана Даражок, начальник отдела международных связей.

- Страшно смотреть кинохронику разрушенного Минска. В 1944 года здание театра – одно из немногих уцелевших в городских руинах. Его крышу проломила бомба, но она не взорвалась. Труппа вернулась в разрушенный город. А Томск сохранил жизнь коллективу. Приезжать в этот город волнительно. У нас богатая гастрольная география, но здесь особенно остро чувствуешь свою ответственность.

Один из самых известных своих спектаклей минчане поставили именно в Томске. Вероятно, в Сибири они очень скучали по Родине. А в 1942 году труппа получила весть о смерти легендарного поэта, национального классика Янки Купалы. Тогда и появилась идея взяться за его «Павлинку». Эту пьесу он написал летом 1912 года, говорили, его вдохновила девушка-шляхтянка, живущая по соседству с ним. Стройная, красивая, с гребешком в длинных волосах, она стала прототипом главной героини.

- Так сильно скучали по Минску, по тихому, спокойному, семейному быту, что режиссер Лев Литвинов взялся за эту постановку, - полагает Диана Даражок. – А вскоре находившийся в Томске театр обратился в Белоруссию с просьбой присвоить ему имя Янки Купалы. И с 1944 года коллектив каждый свой сезон открывает «Павлинкой».

Сегодня спектаклю уже 70 лет. Через его массовку спектакля прошли почти все купаловцы, ныне - известные артисты. Когда-то танцевал и пел в этой постановке даже министр культуры страны.

За 70 лет спектакль изменился не сильно, но определенные новые нюансы можно заметить: 

- Недавно спектакль обновили, он пережил свое очередное рождение, стал свежим, молодым, задорным, - объясняет Мария Пушкина, заведующая литературной частью театра. - Раньше актрисы играли Павлинок долгие годы. Теперь эта роль достается молодым артистакам. Мы отслеживали, как менялся текст. Известно, что изначально пьеса не была комедией, у нее трагический финал. Но в военное время, когда требовалось внушать людям оптимизм, решили историю закончить иначе. Мы финал не меняли, у Павлинки все хорошо, ее ждет счастливое будущее.

- Внимательные зрители увидят изменения, касающиеся декораций и костюмов, - сообщила Диана Даражок. – «Павлинка» всегда игралась в национальных одеждах с красной вышивкой. Наш художественный руководитель, обновлявший спектакль, увидел сцены из жизни шляхты в несколько ином ракурсе. У молодой талантливой белорусской художницы Валентины Правдиной заказали костюмы, которые более органичны для дворянской шляхты.

Это позволило «Павлинки» из бытовой истории превратиться в легкий фарсовый жанр.

В Томске Павлинку играла Марта Голубева.

- Я в театре Янки Купалы третий сезон, для меня эта роль стала первой серьезной работой, - рассказывает актриса. – Конечно, чувствую большую ответственность, поскольку это знаковый материал для нашей страны, для белорусской культуры. В то же время «Павлинка» - легкая приятная пьеса из жизни девушки, о ее любви, о переживаниях. Эта близкая мне роль, мне понятны мысли и чувства моей героини, я сама еще молода и прекрасно помню себя в 19 лет. Люблю творчество Янки Купалы и горжусь тем, что занята в этом спектакле.

Не превратить старинную постановку в холодный музей, сохранять в ней жизнь, по мнению Марты, помогает вмешательство режиссера:

- Когда за дело взялся Николай Николаевич, то он оставил в пьесе национальный колорит, чтобы она была архаичной, но в образ героини привнес много современных моментов. Ее манера общения, выражения эмоций не смотрится устаревшей. Наверное, поэтому спектакль до сих пор живой. Тем более что эта история актуальна для любого десятилетия: разделенная любовь, проходящая через разные препятствия и добирающаяся до логического счастливого завершения.

Как же относится к спектаклю с историей молодое поколение – и артистов, и зрителей? 

- Театр - дело разнообразное, не все время же авангардом заниматься и формальным творчеством, - уверен Николай Пинигин. – Такого абсолютного реализма, как в «Павлинке», вы сегодня не увидите нигде. Мы не вторгались в спектакль, ничего в нем принципиально не меняли. Народный дух в нем и сегодня есть! Молодой зритель в Минске на «Павлинку» ходит с удовольствием. Ее дух не определяется концепциями и формой. Зрители смотрят спектакль и вспоминают своих бабушек, дедушек.

В Томске простую, но наполненную заразительной живой актерской энергией «Павлинку» тоже приняли тепло зрители самых разных возрастов. И что уж говорить, мысль о том, что очень похожий спектакль с практически такой же сценографией томичи смотрели и 70 лет назад, усиливала яркие эмоции от постановки. 

Кроме легендарной комедии, гости сыграли в Томске «Ночь перед рождеством» и «Офис».

- У нас в репертуаре много спектаклей, сложно было выбрать для гастролей всего три, - не скрывает Николай Пинигин. – «Ночь перед рождеством» - мой спектакль. Это классика. Он веселый, праздничный, наполненный песнями и танцами… А «Офис» - это современная история по немецкой пьесе, постановка нашего молодого режиссера Екатерины Аверковой. Мы показывали его на многих фестивалях.

Свою репертуарную политику театр сегодня строит, сочетая современные работы и продолжая сохранять традиции, национальный колорит. 

- Мы старейший национальный театр в стране, чем сильнее становится глобализация, тем больше растет интерес к своему этносу, культуре, - считает художественный руководитель. - Люди не хотят раствориться в глобальном мире.

Все спектакли в театре идут на белорусском. Исключение только «Свадьба» - этот спектакль по произведению Чехова московский режиссер Владимир Панков поставил на двух языках, реплики повторяются и по-русски, и по-белорусски. 

Для гастролей в Томске специально готовили субтитры на русском языке. Сейчас в театре идет работа над синхронным переводом своих спектаклей на английский язык: иностранный зритель минчанам интересен. Тем более что недавно, пока старинное (120 лет) здание театра серьезно реконструировали, коллектив гастролировал, в том числе выступал в Европе - Париже, Лондоне, Барселоне… 

Впрочем, на зрителей белорусы не жалуются: средняя наполняемость зала 95%, билеты советуют брать за 2-4 месяца до спектакля. 

В Томске залы тоже были полными. 

Текст: Мария Симонова
Фото: Мария Аникина