В томской Драме рассказали о том, как опасно меняться домами

Поймала себя на мысли: 31-го декабря мне хочется быть в томской Драме. Не в праздничную полночь, а чуть раньше, вечером, когда в театре будут играть новый спектакль «Мой дом – твой дом!». Его жанр – криминальная комедия, но это не мешает постановке создавать ощущение праздника, естественное после просмотра хорошего, живого спектакля. 

Премьера постановки «Мой дом – твой дом!» главного режиссера театра, заслуженного артиста РФ Александра Огарева, прошла на большой сцене 13 декабря. 

Жизнь так не предсказуема, что если с помощью интернет-сайта обменяться домами, то можно вместо отпуска в солнечной Барселоне угодить на виллу бандитов! Герои даже не успевают распаковать чемоданы, как у них начинаются неприятности…

!cut

Англичанин Иан Огилви, в прошлом актер, а ныне драматург, чьи пьесы пока малоизвестны в России, придумал именно такой сюжет. Вместо романтики в духе фильма «Отпуск по обмену» возникает криминальная история, скорее пародийно перекликающаяся с «Крестным отцом». 

В декабре в Драме собирались выпускать спектакль по пьесе «Анна в тропиках», работу не комического жанра. Но помешали некоторые обстоятельства, постановку отложили на будущий год, а пока внимание обратили на «Мой дом - твой дом!». И театру был нужен комедийный проект, и режиссера интересовала эта история:

- Она из тех пьес, что мне по-настоящему нравятся, - признается Александр Огарев. – Это фирменный английский черный юмор. Он не имеет излишней сладости, нет у него и «чернушной» основы, хотя сюжет и завязан на «мертвяках», но погибают в пьесе только злые люди, преступники. Косвенными причинами восьми смертей становятся три ангела, прибывших на виллу - английские путешественники.

«Мой дом – твой дом!» - комедия, основанная не на нелепых положения, пошлых сценах и банальных «любовных треугольниках». Это своеобразная история, наполненная абсурдом, нелепостью и в то же время узнаваемыми жизненными моментами. Вот Сьюзан (Екатерина Мельдер) делает селфи в новой обстановке, едва прибывает на виллу. И после она даже в некоторые очень напряженные моменты не забывает фотографировать на смартфон. А ее муж Брайн (заслуженный артист РФ Евгений Казаков, Северский театр для детей и юношества) говорит по телефону и игнорирует все окружающее настолько, что только минут через пять замечает труп, выпавший на Сьюзан из шкафа. Хозяин бандитской виллы Пол Добсон (Иван Лабутин) и после десяти объяснений не способен запомнить, кто такая Сьюзан.   

Начало комедии по-английски неспешно, зато потом события начинают развиваться стремительнее, один преступник за другим спешат в виллу, где их не ждет абсолютно ничего хорошего. О чем, собственно, никто и не жалеет, поскольку про каждого из погибших бандитов герои могут смело сказать: «Без него этот мир стал лучше!». 

Но не будет слишком раскрывать подробности сюжета, лучше скажем о ярких актерских работах, поскольку в спектакле немало очень колоритных, и, главное, живых образов. Сьюзан Екатерины Мельдер сочетает в себе очарование, щепетильность с наивностью «классической» блондинки и отзывчивостью.  Непривычно видеть в комической роли Евгения Казакова, впрочем, у его Брайна иногда проскальзывают интонации грусти. Брат Сьюзан Джереми у Александра Рогозина инфантилен, экзальтирован и неуемен. Особенно смешной в исполнении семьи англичан получается сцена, когда они пытаются выдать себя за помощников хозяина дома. Стукачка, Скотобой, Джокер – новые образы позволяют удивлять и измененными голосами, и мимикой, гротескными и чрезвычайно забавными.   

Бывшая подружка хозяина виллы Корал (Александрина Мерецкая)  контрастирует со Сьюзан - это девушка грубоватая, непосредственная, постоянно присматривающая себе жениха, запоминающаяся выразительными, располагающими к пародиям интонациями во фразах «О! Привет!», «Мур-мяу!».

Пусть небольшие, но запоминающиеся эпизоды получаются у Сидни (Артем Киселев) и Гарри (Антон Антонов). Синди оказывается удивительно душевным, приветливым бандитом, с вдохновением, под музыку, готовящийся к процессу скрытия своего преступления. С застукавшими его гостями он общается словно с добрыми друзьями. Гарри-кувалда — образ гротескный. Грозный преступник оказывается нескладным, забавным и постепенно все более восторженным.

Заметную роль в спектакле играет музыка. Она в комедии очень разнообразна, это и произведения XIX века, и морской фолк, и рок-н-ролл, и просто красивые композиции. Герои немало танцуют (режиссер по пластике Эдуард Соболь).

Обращается режиссер в этом спектакле и к видео. Экран позволяет выходить за пространство виллы (художник спектакля Дмитрий Гребенкин), а также напоминать о «Крестном отце», фильме, с героями которого сравнивает себя и свою команду хозяин виллы. 

Важное предупреждение для зрителей: на спектакль «Мой дом - твой дом» опасно приходить голодным! Слишком уж аппетитен запах жаренного мяса, витающий в зале после того, как Скотобой готовит эскалопы. 

Впрочем, перед Новым годом мечтать о еде уместно. 

Интересно, как в Томске отнесутся к идее предновогоднего посещения спектакля. Для нашего города это пока экзотический вариант, хотя для многих театров – хорошая традиция:

- В московских театрах играют 31-го декабря, в Ярославле и других городах тоже идут спектакли. Обычно люди приходят нарядными, собирается полный зал, - говорит Александр Огарев. - Я удивился, что в Томске такого нет.   
    
Надо отметить, что когда-то томичи любили встречать Новый год в театрах, в этом легко убедиться, если посмотреть афиши начала ХХ века. Спектакли и маскарады переходили в праздничный ужин.  

«Мой дом – твой дом!» появился в репертуаре томской Драмы достаточно неожиданно, его премьеры в этом сезоне не обещали. О следующем, 2015-м, в театре пока говорят с осторожностью, поскольку пока никто не представляет, насколько изменится из-за экономического кризиса финансирование. Но если все будет нормально, то весной в Драме пройдет несколько премьер: 

- Андрей Черпин, режиссер из Петербурга, в начале марта собирается закончить работу над спектаклем «Роман с кокаином». Мы предлагали ему взять не столь раздражающее слух название, он приехал к нам ставить «Таню» Арбузова, но уговорил всех на «Роман с кокаином», - объясняет Александр Огарев. - Художнику не прикажешь, тем более, это произведение давно интересует Черпина. Несколько лет назад я видел на режиссерской лаборатории его хороший, смешной эскиз по «Роману с кокаином». Потом, если в театре имени Станиславского состоится премьера «Анны в тропиках» (у них право первой постановки в России), то в середине апреля мы выпустим спектакль по этой пьесе. Также весной мы ждем режиссера Александра Сазонова, он будет ставить «Утиную охоту». 
    
Так выглядят скорректированные планы на вторую половину сезона. А перед ними театр ждет «сказочный период», посвященный новогодним представлениям для детей. 

Текст: Мария Симонова
Фото: Мария Аникина