Гастроли в Томске. Как живет омский театр куклы, актера и маски «Арлекин»

У них пятиэтажное здание площадью 7 тысяч квадратных метров, три зала (а им еще и не хватает!), зимний сад. Постоянные поездки на фестивали и гастроли, приглашенные режиссеры, очередь за билетами на всю площадь… Когда слушаешь рассказы Омского театра куклы, актера и маски «Арлекин», то даже не веришь, что это не красивые легенды, а реальная жизнь сибирского коллектива. До 22 ноября омичи выступают в Томске. Это обменные гастроли с театром куклы и актера имени Р. Виндермана «Скоморох». Мы выяснили, как живет один из лучших и известных театров кукол России.

О «Скоморохе»

Это уже четвертые обменные гастроли «Арлекина» и «Скомороха». Время сложное, но жизнь не останавливается, а поездки к коллегам всегда событие и новый опыт. Тем более театрам кукол все же проще выезжать:
 
— В Томск нас прибыло 10 человек, этого достаточно чтобы привезти два спектакля, — объясняет Станислав Дубков, директор театра «Арлекин». — Музыкальный театр минимум 120 человек ради одной постановки вывозит, им нужен оркестр, Драма — 50–70. Мы гастролируем много. Со «Скоморохом» обменялись сейчас площадками в рамках товарищества — объединения театров кукол Сибирского региона, оно с 1999 года существует. Рады, что в четвертый раз отправились в Томск. История у «Скомороха» впечатляющая, достаточно назвать только некоторые имена, связанные с этим театром. Главное из них, конечно, Роман Михайлович Виндерман, великий режиссер.

!cut
 
Спонтанно выясняется, что свои воспоминания о Романе Михайловиче есть у артистов театра, приехавших на гастроли. Дмитрий Войдак весной 2001 года был куратором гостей из «Скомороха» на региональном фестивале в честь 65-летия «Арлекина». Томск представлял там «Русскую соль».
 
— На меня хорошее впечатление и спектакль произвел, и актеры, и общение с ними, — рассказывает Дмитрий Войдак, актер театра «Арлекин». — Благодаря тому, что я был куратором томичей, мне удалось пообщаться с Романом Михайловичем, задать ему некоторые вопросы. Я столько слышал о нем, о его спектаклях, что думал, этот человек как неприступная гора, невозможно будет с ним поговорить. Все оказалось совсем иначе, меня поразило, насколько он был открытым. Еще забавный случай помню. На фестивале были актерские вечера, они проводились в гостинице. Я сидел за столиком с томичами, тут объявляют: автобус развозит омских артистов по домам. Понимаю, надо уезжать, начинаю прощаться. Роман Михайлович удивился, куда я собрался. Объяснил ему, что потом домой не попаду, а надо где-то ночевать. Тогда Виндерман взял микрофон и сказал: «Уважаемые фестивальщики, у нас есть молодой, перспективный актер из Омска, ему придется уехать домой прямо сейчас… Не приютит ли его кто-то сегодня к себе на ночь?». Правда, в итоге я все же уехал домой.

Что «Арлекин» играет в Томске

«Скоморох» представит в Омске «Фантазеров» по рассказам Н. Носова (совместная постановка с московским творческим объединением «КультПроект») и «Новые приключения Колобка». Омский театр на гастроли привез два спектакля. «Заяц, лиса и петух» — это известная сказка для малышей. А для детей постарше гости играют необычную постановку. «Приключения обычные и невероятные, или что случилось с Марком» — это история о мальчике Марке, который плохо чистил зубы. Большая часть действия происходит в огромном рту, где на глазах у потрясенных зрителей не лишенные очарования Кариус и Бактериус неистово прогрызают в зубах ребенка для себя отличные домики. А все потому, что Марк слишком любил сладости и забывал о зубной щетке! Признаться, на этом спектакль зрителям невольно пришлось вспомнить о своих зубах и стоматологах.

Эта удивительная история в репертуаре «Арлекина» уже 7 лет. Появилась она благодаря фестивалю. Омский театр постоянно приглашают на крупный форум кукольников в Брест. Однажды там они увидели польскую постановку о бактериях и зубах:

— Мы вышли после спектакля в совершенно поразительном настроении… Зубы у нас не болели — было ощущение, что их нет вообще, — смеется Станислав Дубков. — Если говорить серьезно — приятное впечатление осталось от работы. Мы видели, как дети реагировали на постановку. Потом был фуршет, мы подошли поздравить режиссера, и я вдруг, ни на что не надеясь, спросил: «Что, если бы мы предложили вам приехать в Омск (не скрыл, что это Сибирь) и поставить у нас в театре такой же спектакль?». Режиссер, пан Ярослав Антонюк, человек лет 45, моложавый. Он сразу ответил «Да!». Фуршет тогда только начался, так что это не было связано с измененным состоянием. Он по доброй воле согласился, только попросил, чтобы постановочная группа была его. И все состоялось, на следующий год они приехали в Омск, поставили «Приключения обычные и невероятные, или что случилось с Марком». В основе спектакля — текст Турбьерна Эгнера, норвежского писателя, известного нам в первую очередь по «Людям и разбойникам из Кардамона». Повесть «Кариус и Бактериус» создана давно, но долгое время ее не читали и тем более не ставили, пока Ярослав ее не адаптировал для театра. С поляками, кстати, мы дружим, потом неоднократно приезжали к ним на фестиваль «Чемодан».

Зрители

На вопрос «Как вам томские зрители», артисты отвечают «воспитанные». А затем рассказывают несколько баек. Например, однажды на гастролях в Казахстане дети смеялись через пару минут после шутки. В этом году в Петропавловске зал молчал весь спектакль, зато после громко хлопали и кричали «браво». Очень уж воспитанные дети попались. Одна из любимых историй про публику связана с недавним омским спектаклем для самых маленьких зрителей:

— Мы с актрисой ждали, когда начнут пускать детей, и услышали, что ребенок хочет попасть в зал раньше времени, — вспоминает Дмитрий Войдак. — Мама ему сурово говорит: «Не лезь туда!». Он опять дергает дверь, тогда мама не выдерживает: «Прекрати, а то тебя заберут в театр, будешь здесь работать!».

Взрослый репертуар

На гастроли в Томск вывезли только спектакли для детей — их значительно проще и экономичнее перевозить, что, увы, нельзя не учитывать при организации таких событий. Но в своем родном городе «Арлекину» есть что предложить взрослому зрителю. Сейчас в вечернем репертуаре «Ромео и Джульетта», «Ревизор», «Сон в летнюю ночь», «Ночь перед рождеством», «Вий». Недавно прошла премьера «Ворона» Карло Гоцци, ее поставил известный белорусский режиссер Олег Жюгжда (тот самый, который в 2014 создал в «Скоморохе» «Принцессу Турандот»). Среди того, что шло в театре сравнительно недавно — «Маскарад», «Золотой теленок», «Добрый человек из Сычуани», спектакли по пьесам Мольера. В «Арлекине» предпочитают классику, хотя обращались и к работе современного автора. Омский историк, тележурналист Леон Флаум написал пьесу «Следствие по делу адмирала Колчака». Главный режиссер театра Борис Саламчев историей заинтересовался. А роль Колчака очень подошла заслуженному артисту РФ Геннадию Власову. Во время томских гастролей его можно увидеть в спектакле «Приключения обычные и невероятные, или что случилось с Марком».

Далеко не каждый театр может похвастаться таким репертуаром для взрослых:

— Нам посчастливилось работать в «Арлекине» — когда мы учились в Петербурге, то однокурсники из европейской части России рассказывали о своих коллективах, — отмечает Дмитрий Войдак. — Обычно в труппе 7–10 человек, спектакли все с ширмой, для детей, играют постоянно ежиков, бабочек… А мы можем такие роли сыграть — Ромео, Хлестаков, Шура Балаганов…

Режиссеры и труппа

Главный режиссер «Арлекина» — Борис Саламчев, с его спектаклем театр еще в 1997 году выигрывал всероссийскую национальную премию «Золотая маска». Но только его постановками в Омске принципиально не ограничиваются, для более разнообразного репертуара постоянно приглашают режиссеров. В «Арлекине» идут спектакли Евгения Ибрагимова, Рейна Агура, Сергея Балыкова, Владимира Бирюкова, Олега Жюгжды и других.
 
Сегодня в омском театре 26 артистов. Удается приглашать молодых ребят — в прошлом году приняли четырех выпускников Ярославского театрального института. Жилья для них нет, театр снимает для актеров квартиры.

Чудо-здание

Всего в репертуаре театра сегодня 54 названия! Это возможно благодаря трем залам. 10 лет назад «Арлекин» получил в подарок от области новое собственное большое здание.
Правда, прежнее помещение артисты вспоминают с теплотой:

— Я работаю в театре 49 лет, — говорит Геннадий Власов. — Раньше он находился на первом этаже жилого здания. У нас актерская была одна на всех, с ширмой, разделяющей ее на мужскую и женскую половину. Места мало, зато очень уютно. Театр был как одна семья. Переехали в новое здание, а там 7 актерских. С полгода привыкали! Так было скучно в отдельных гримерках, что даже звучали требования сделать одно большое помещение для актеров. Постепенно освоились, конечно, работается нам свободно, хорошо, но с ностальгией вспоминаем те семейные времена…
— В прежнем здании работало 78 человек, сейчас со всеми техническими службами получается 190 человек, — поясняет Станислав Дубков. — У нас сегодня уникальное здание.

5 этажей. 7 тысяч квадратных метров. 3 зала.

Для театра кукол это впечатляющие объемы. Большой зал «Арлекина» вмещает 250 зрителей. Малый — трансформер, где сцену и зал можно расположить так, как нужно режиссеру. Он рассчитан на 110 мест. В третьем зале идут спектакли для самых маленьких, он вмещает 50 человек. Все залы могут одновременно принимать зрителей, поскольку у них отдельные гардеробы и туалеты.
Зал, где идут спектакли для малышей, самый камерный, и его «Арлекину» не хватает. 8 спектаклей за выходные в этом формате проходят с постоянными аншлагами, билеты разлетаются на месяц вперед за несколько дней, поэтому в театре всерьез задумываются о четвертом зале. Проблем с интересом зрителей у «Арлекина», мягко говоря, нет:

— На днях мы начали продажу билетов на новогодние спектакли, чего наши зрители, судя по их постоянным звонкам в кассу, ждали уже как минимум месяц, — рассказывает Станислав Дубков. — Обычно мы, конечно, ведем продажи онлайн, новогодние праздники единственное исключение, здесь бронирование исключено. Когда билеты появились в кассах, то с 8 утра до 7 вечера очередь была на всю площадь возле театра. Я не хвалюсь, когда это рассказываю, а объясняю, почему нам нужен четвертый зал.

Кроме залов в здании находится музей «Арлекина». Театру скоро будет 80 лет, и к истории здесь относятся трепетно. Это отдельная пристроенная часть, 200 квадратных метров. Экспозиционных площадей на 800 квадратных метров.

Есть при театре гостевые комнаты — именно там живут томские актеры, отправившиеся в Омск на гастроли.

Еще одна особенность «Арлекина» — зимний сад, 110 квадратных метров, отданных растениям, черепахам, рыбкам, попугаям… Побывать в нем могут самые маленькие зрители и те, кто запишется на экскурсии.

Как театру удалось стать хозяином такого помещения?

— «Арлекин» известен, на хорошем счету, не только в регионе, но и в России, и за рубежом. И еще так сошлись звезды, — считает директор театра. — Губернатор, который в то время был в области, уделял внимание культуре (нынешний тоже хорошо относится к театрам). Он решил, что возможно и нужно за счет Омской области построить здание для «Арлекина». Лично контролировал стройку. За 1 год и 3 месяца здание построили и оснастили. Последние 3 месяца строительные бригады работали в круглосуточном режиме. Нам обещали, что 30 декабря 2005 года мы откроем театр губернаторской елкой, так оно и было.

«В гостях у «Арлекина»

Есть у омского театра собственный международный фестиваль, их бренд и гордость. «В гостях у Арлекина» собираются около 20 театров, причем больше половины из них — из дальнего и ближнего Зарубежья. Фестиваль конкурсный, лучших на нем определяет международное жюри. За 8 дней омичи принимают около 200 гостей. Все спектакли проходят только в собственном здании театра.

 — К нам же в гости приезжают, странно отправлять их к соседям, — уверен Станислав Дубков. — Начинался фестиваль как региональный, мы его весной 2006 года провели в рамках товарищества, там и «Скоморох» участвовал. Потом поняли, что выросли из формата регионального. Обратился с предложением к губернатору, министерству культуры. Организовали в 2009 международный фестиваль. Никто не думал, что он станет регулярным. Но на церемонии закрытия возглавлявший жюри пан Хенрик Юрковский, известный польский теоретик театра, назвал наш фестиваль глобальным, одним из крупнейших среди театров кукол мира. Власти услышали и сказали: «Фестивалю быть!».

Теперь он проводится каждый два года. Гостей отбирает сам театр. География важна (в Омске выступали коллективы из Индии, Англии, Канады), но главнее уровень постановок. Желающих заметно больше, чем количество участников. Омичи приглашают сильнейших.

***
 — Театр наш живет очень насыщенной жизнью, — признается директор. — Иногда даже хочется ненадолго остановиться… Но не получается.

Текст: Мария Симонова
Фотографии предоставлены театром «Скоморох»