«День Х»: традиционный спектакль на сцене томского ТЮЗа

Томский театр юного зрителя продолжает выпускать премьеры. На сей раз «День Х» по пьесе Григория Берковича «Носки» на малой сцене поставил Всеволод Трунов, заслуженный артист Бурятии, актер ТЮЗа. Спектакль получился традиционным, выдержанным в русле психологического театра. Даже очень консервативные зрители могут смотреть его безо всяких опасений — ничего в этой работе их шокировать не должно.

«День Х» — дипломная работа Всеволода Трунова. Артист учится в Академии переподготовки работников культуры и искусства в Москве.

!cut

— Они набрали режиссерский курс последний раз, затем произойдет слияние с институтом культуры, Академии больше не будет. Получается, я заскочил в последний вагон, — поясняет Всеволод Трунов. — Интерес к режиссуре возник не внезапно. У меня первое образование формально актерское, но учился я на режиссера, просто в тот год кроме меня все выпускники были актерами, из-за одного человека лицензию продлевать не стали, и выпустили меня с дипломом «Художественный руководитель театрального коллектива». Режиссерский опыт у меня был: я ставил спектакли в Бурятии, сказку в профессиональном театре, «Эй, кто-нибудь!» Уильяма Сарояна в студенческой студии. В Томске проявить себя в этом качестве не получалось, хотя идеи у меня были давно. Но то в меня не верили, то времени не было. Когда пришла пора ставить дипломный спектакль, я спросил директора ТЮЗа, возможно ли выпустить работу в нашем театре, и он согласился.

Пьесу Всеволод Трунов искал для конкретных артистов, выбирал из современных текстов, хотел уйти от пошлости и матов, поэтому и заинтересовался семейной историей, рассказанной в «Носках» Григория Берковича.

История проста и узнаваема. Главные героини — пожилая мать (Елена Ильина) и ее дочь (Екатерина Костина). Обе женщины одинокие. У старшей муж погиб, у младшей брак не сложился, она развелась, одна вырастила сына. Живут вместе, часто ссорятся по мелочам, хотя, конечно, любят друг друга. Мать и манипулирует дочерью, и мечтает устроить ее личную жизнь. Интересно, что взаимоотношения «дочки-матери» в центре внимания в двух премьерах ТЮЗа этого года, в «Марте» речь тоже шла в том числе и о непростых отношениях двух женщин.

Поставлен спектакль в традиционной манере — никаких экспериментов, загадок, многозначности. История раскрывается главным образом с помощью актерских работ:

— Я люблю театр классический, психологический, — признается Всеволод Трунов. — Люблю, когда артисты не проваливаются, держат внимание весь спектакль. Для меня важнее формы всегда содержание. Хотя режиссерские задумки у меня есть разные.

«День Х» начинается задумчиво, негромко, неспешно и лирично. Пока зрители размещаются в зале, мать и дочь уже на сцене. Сидят на скамейке и под меланхоличную музыку дочь читает книгу о доме престарелых, о его одиноких увядающих жильцах. Возникшее с этого вступления к истории светлое чувство грусти сохраняется до финала «Дня Х».

Один из постоянных образов спектакля — надувные шарики. Они то обозначают в истории носки, сортировать и штопать которые необходимо хозяйкам, то становятся символом Дня рождения, подарков, то, воздушные и хрупкие, словно подчеркивают зыбкость и иллюзорность жизни.

В «Дне Х» режиссер вывел на первый план артистов, и их работы получились достойными. Сложно узнать Екатерину Костину. Обычно роковая, эффектная, соблазнительная, в новом спектакле она играет утомленную жизнью, внимательную, не ощущающую своей привлекательности женщину. Елена Ильина — властная, немного ироничная, мудрая и по-матерински заботлива. В пьесе «Носки» только эти две героини, но в ТЮЗе текст заметно изменили.

— Автор — он поэт, прозаик, не драматург, поэтому в его пьесе юмор в основном заключается в тексте, для сцены нужно было сделать что-то с этой особенностью, чтобы не началась «болтология», — говорит Всеволод Трунов. — И поэтому я решил вывести персонажей, с которыми мать говорит по телефону, на сцену.

Поздравить мать с 65-летием звонят разные люди. В пьесе были только ответные реплики именинницы. Артист ТЮЗа Сергей Парфенов дописал телефонные диалоги. И собеседники стали появляться перед зрителями.

Эффект «разговора» достигается на акустическом уровне с помощью микрофонов, которые надевают артисты во время «телефонных звонков».

Персонажи получаются выразительными, слегка гротескными даже на визуальном уровне, они оживляют историю, придают ей красок. Нелепая экспрессивная тетя Алла (Жанна Апарина) в валенках, шляпке и сумочкой в ретростиле, любопытная, интересующая всеми новостями и жаждущая их обсудить.

Несуразный шеф дочери (Кирилл Фриц) в старомодном костюме, с забавными усами, который оказывается не циничным начальником, заваливающим сотрудницу работой, а неравнодушным к ней мужчиной.

Девушка внука (Ольга Ульяновская) — спокойная, вдохновенная, бессловесная, но в то же время по-хозяйски осматривающая квартиру героини.

Брат матери дядя Миша (Сергей Парфенов), громкий, переполненный эмоциями, периодически смеха ради говорящий с неожиданным «грузинским» акцентом. С огромным туристическим рюкзаком за спиною — прилетевший в гости к своей сестре.

Именно эти люди собираются дома у матери в ее «День Х».

Текст: Мария Симонова

Фотографии предоставлены ТЮЗом