Сегодня начинается показ фильма А. Звягинцева "Изгнание"

Новый фильм режиссера Андрея Звягинцева "Изгнание" стал мировой премьерой на международном кинофестивале в Каннах - 2007 и получил награду - "Золотую Пальмовую Ветвь" - за лучшую мужскую роль (Константин Лавроненко). "Первый фильм Андрея Звягинцева назывался "Возвращение", второй - "Изгнание". Оба слова имеют бытовой профанный смысл, но русский режиссер употребляет их в ином - сакральном и необиблейском. Сюжетом первой картины было возвращение блудного отца, темой второй - изгнание грешных из рая. "Райским" можно считать пейзаж с деревянным домом, одиноким деревом, умиротворяющими холмами и церковью. Но нет покоя в душах живущих здесь героев, хотя внешне Алекс, Вера и двое их детей (дочку, кстати, зовут Евой) являют образ идеального семейства дачников-землевладельцев. На самом деле супруги живут каждый сам по себе. Алекс тяготеет к мужскому миру с его брутальной аурой; законченным воплощением этого мира выглядит брат Алекса - Марк, бросивший и больше никогда не видевший своих детей. Алекс не такой, но мужской эгоизм и пресловутая мужская солидарность заставляют его мириться с криминальной подноготной брата, и это еще больше отдаляет его от Веры. Вера не видит себя в женской роли хранительницы очага, пусть даже едва тлеющего. Ее пугает бессмысленный, как будто заведенный каким-то жестоким механиком ход вещей: беременность - рождение - взросление - отчуждение - повторение участи родителей. В этой цепочке пропущен, куда-то выветрился самый важный компонент. Любовь? Сострадание? Жертвенность? Когда Вера получает через почтальона "благую весть" в виде положительного теста на беременность, это вызывает в ней бурю противоречивых чувств. Алекс же, находящийся под влиянием Марка, реагирует на известие "по-мужски", резко и грубо, трактуя смятение жены как ее признание в неверности. Сюжет адюльтера отходит на второй план перед стремительно разворачивающимися событиями, которые резко меняют курс существования героев и ведут к краху их налаженной "райской" жизни. Каждый кого-то убивает, не по злобе, а по недомыслию, из гордыни, ревности или страха перед жизнью, и каждый в прямом или переносном смысле убивает себя. Героям "Изгнания" не дано разрешить противоречий, что опутали природу человека со времен согрешивших Адама и Евы. Но кому-то из их далеких потомков все же дано постичь те истины, которые делают жизнь если не безболезненной, то все же выносимой. Фильм начинается с вида распаханной земли, в которую брошены семена будущего урожая. В финале мы видим знакомую пашню уже осенью, когда крестьянки убирают силос. Завершился целый цикл крестьянской, или христианской жизни. Быт стал бытием, история греха - мифом, а Андрей Звягинцев - режиссером, который возвращает нам вечные сюжеты, кажущиеся новыми благодаря взволнованному авторскому дыханию" (автор рецензии А. Плахов). Сам Андрей Звягинцев рассказывает, что в основе фильма лежит повесть Уильяма Сарояна, но режиссер ставил перед собой цель максимально далеко уйти от первоисточник, воссоздавая пространство и время происходящего: "Мир героев Сарояна воспринимался как настоящее "ретро": там были шляпы-котелки, паровозы и дух старой Калифорнии. Мы сдвинули все ближе к современности. Стирали следы конкретики: компьютерным способом убирали французскую надпись в баре, подделывали финские купюры, чтобы они смотрелись абстрактными денежными знаками, хотели даже отказаться от креста на церкви, чтобы избежать указания на конфессию, но в последний момент вернули. Архитектура, вывески, номера и марки машин - все имело значение вплоть до окон и оконных рам. Реквизит был куплен в Германии на блошиных рынках, и все же полностью универсальный мир в кино создать не просто. Материальная культура несет на себе ту или иную печать времени и места". Единственная нерусская актриса в актерском ансамбле фильма - исполнительница роли Веры шведка Мария Бонневи. Это актриса скандинавской школы, работавшая с Бергманом. Звягинцева поразило умение актрисы, сохраняя свою летящую, струящуюся красоту, перевоплощаться в Кроткую Достоевского: "Когда актер старается во что бы то ни стало удивить, быть выразительным, это разрушает образ. Актер должен проживать жизнь, не заботясь о том, что за ним кто-то наблюдает". Константин Лавроненко, принесший фильму "Пальмовую ветвь", снимается у Звягинцева второй раз. После "Возвращения" режиссер долго искал другого актера на роль Алекса, не желая "входить в одну реку дважды". Но, в конце концов, не нашел никого более подходящего, чем Константин. Лавроненко родился 20 апреля 1961 года в Ростове-на-Дону. В 1985 г. закончил театральный институте Школу-Студию МХАТ. С 1985 по 2002 гг. работал в театрах «Сатирикон», «Мастерская Мирзоева», «"Мастерская Клима». У актера эта награда - первая такого маштаба. На сегодняшний день для проката фильм закуплен 34 странами, среди которых: Израиль, Греция, Болгария, Румыния, Польша, Франция, Швейцария, Швеция, Бенилюкс (Нидерланды, Бельгия, Люксембург), Норвегия, Великобритания, Ирландия, Бразилия, Перу, Эквадор и другие. Прокат фильма в кинотеатрах нашей родины стратует 4 октября. В кинотеатре "Октябрь" также идут следующие фильмы: комедийное фэнтази Алека Болдуина с Энтони Хопкинсом в главной роли "Дьявол и Дэниэл Уэбстер", фильм ужасов с Миллой Йовович "Обитель зла - 3", новый фильм Никиты Михалкова "12", российский приключенческий боевик с Анастасией Заворотнюк "Код апокалипсиса" и приключенческая комедия "Остров сокровищ". Уточнить расписание фильмов можно по телефону кинотеатра 56-56-56!cut