18+
18+
РЕКЛАМА
Город, Магазины, Томский магазин-2006: «Вязаный заяц». Магазин, выполненный вручную Томский магазин-2006: «Вязаный заяц». Магазин, выполненный вручную

Томский магазин-2006: «Вязаный заяц». Магазин, выполненный вручную

Магазин ручных вещей «Вязаный заяц» - молодой во всех смыслах слова. Ему не исполнилось еще и трех месяцев, а его хозяйки с трудом попадают под определение «бизнес-вумен». В общем, куда ни глянь – сплошной нестандарт.

Ручные или hand made вещи полностью составляют ассортимент магазина. Все – от открыток до подушек – сделано вручную, силами его создателей Катерины Томских и Виктории Черновой, а также их друзьями-подругами. Начиналось все несколько лет назад, когда Катя работала в магазине «Художник» и специализировалась на росписи по тканям. Расписывала футболки, сейчас берется уже и за купальники для художественной гимнастики. Насмотревшись на свою молодую хозяйку, Катя решила, что собственное дело – это интересно. И придумала «мобилки», т.е. наклейки для сотовых телефонов, которые пользуются бешеной популярностью до сих пор.

- Мы начали их делать и раскидывать по университетским магазинам, - рассказывает Катя. Но так бегать по магазинам – это не только мелко, но еще и муторно. И я начала думать над тем, что бы такое сделать более основательное. Вынашивала-вынашивала идею, рассказала ее Вике, она зажглась. Прописали план, и летом уже начали работать над созданием «Вязаного зайца».

Кредит для первоначального капитала студентка Катя и молодой дипломированный специалист Вика брали на родителей. Помещение искали около месяца: говорят, что везде люди пугались словосочетания hand made и приравнивали это чуть ли не к поделкам из пластилина. Обыскав весь город, пришли в «Детский мир». Правое крыло цокольного этажа «Детского мира» и стало первым домом «Вязаного зайца». Первым – потому что девушки намерены расширять свое дело и ищут возможности вывести его в центр. «Детский мир» не устраивает их не только цокольным этажом, куда заходит не так уж много покупателей, но и жесткими условиями оформления магазина.

- Все, вплоть до цвета оборудования, определяют они, - говорит Катя. – Мы ведь сначала хотели и оборудование себе сделать сами.

- Мы придумали себе дизайн магазина, соответствующий названию, - объясняет Вика. – У нас там должны были стоять ящики деревянные, нитки должны были быть разбросаны – все вязаное и «зайцевое». Но из-за того, что «Детский мир» нам поставил условие из двух слов – «светлый бук» - нам пришлось отказаться от всего, что мы задумали.

В итоге получилось по-домашнему, но не «зайцево». Придя в магазин первый раз, удивляешься – при чем здесь заяц? На одной витрине вывешены всевозможных цветов бусы. Под ними – открытки. Есть отдел «Заморские штучки» (единичные вещи, привезенные знакомыми из Чехии, Германии и др.), отдел «Центр связи» (вязаные вещи), отдел «Вещи и сны» (подушки, очки для сна и проч.). Зайцев нет нигде. Девчонки объясняют – их раскупили первым делом.

Ассортимент товара, по словам Кати и Вики, небольшой, в том смысле, что если вещь покупают, проходит какое-то время, прежде чем на витрине появится ее аналог. Склада товаров пока нет.

- Для того чтобы он появился, нам нужны руки, - говорит Вика. – Вообще они сами приходят: некоторые покупатели предлагают свои вещи, которые они сами делают. Мы не отказываем, говорим, давайте, приносите – мы с удовольствием все посмотрим. Но все скромные какие-то, дошло только 2 человека из десяти…

- Мы рассчитываем на то, что они будут приходить, - продолжает Катя. – Главное, чтобы они возвращались. Так, например, мы хотим в будущем сделать еще и Интернет-магазин «Вязаный заяц», но без базы это невозможно. Мы посчитали, и получилось, что у нас должно быть товара в магазине в 3 раза больше, чем есть в данный момент.

Сейчас штат людей, поставляющих товары в «Вязаный заяц», сравнительно невелик. Сама Катя занимается созданием подушек и тех самых «мобилок» (которые, к слову, самый ходовой товар в магазине), Вика в их тандеме отвечает за графический дизайн. Плакаты, визитки – ее рук дело. Бусы делает Таня Папулова из Северска, батик – Светлана Калиниченко. Сестра Кати, Лера Томских, шьет, рисует, вяжет; без нее, как говорят Катя и Вика, ассортимент не заполнился бы даже на половину. Чехлы для телефонов, сумки и большие вязаные куклы, которые можно растягивать во все стороны, создает Полина Асташкина. Вообще, в «Вязаном зайце», несмотря на его «подарочную» концепцию, большинство вещей годятся в практическое употребление.

- Изначально одна из идей была в объединении людей в Томске, которые занимаются hand made’ом. Мы хотим открыть свою мастерскую, в которой было бы оборудование, и люди могли приходить и заниматься любимым делом.

Любимое дело в данном случае нельзя назвать бизнесом. Для Вики и Кати это – не бизнес, хотя они, конечно, надеются на доход в будущем. Цену на товар назначает тот, кто его сделал. Цена немного накручивается, и товар занимает свое место в магазине. Октябрь в этом смысле оказался для магазина удачным месяцем – недавно открывшийся магазин быстро заметили и покупки совершались довольно часто. В ноябре ажиотаж спал, и чтобы заплатить аренду, девушкам пришлось вложить часть своих денег.

Т.О.: Вообще, открытку за 99 рублей не каждый готов купить, будь она хоть три раза hand made… Вот вы бы купили открытку по такой цене?

- Я бы, конечно, не купила, потому что я могу ее сделать сама, - отвечает Катя. – Но если бы не могла, то купила.

- Магазин изначально задумывался для людей, которые не делают такие вещи, - продолжает Вика. – А таких всегда было большинство. Конечно, к нам приходят и те, кто занимается этим, и у них есть свой взгляд на все это, чаще всего отрицательный. «Я мог бы сделать это сам». Ну что ему на это скажешь? Идите и делайте! Мы же вам не запрещаем, мы занимаемся своим делом.

Целевую аудиторию Катя и Вика не угадали. Рассчитывали на девочек от 13 до 21 года, а получили и девочек, и мальчиков, и тетенек. Между тем, конечно, вещи hand made продаются в Томске не только в «Вязаном зайце». Многочисленные восточные отделы, береста, тот же «Художник» - примеры такой торговли. Однако «Вязаный заяц» - первый магазин, заполненный ручными вещами полностью. Соответственно и первый, кто столкнулся с такими проблемами, как нехватка времени и рук для пополнения ассортимента. Пока на повестке дня для «Зайца» - переезд в более проходное место, чем цокольный этаж, и желательно в центре. С 1 декабря на витринах появится новогодняя выкладка товаров, где преобладать будут, конечно, разнообразные свинюшки. Запланирована и акция – «Стань другом Вязаного Зайца».

- Мы хотим сделать Томск таким городом, в котором есть все, - улыбается Вика. – Когда мы были маленькие, нам все время хотелось куда-то уехать отсюда. В Питер, например – традиционное такое место, куда стекаются таланты :) Или в Амстердам, Копенгаген – что угодно. Но как-то это все прошло, поняли, что где бы ты ни был, ты все равно сам собой остаешься. Другие города – это другие города. А почему бы не делать какие-то интересные вещи в Томске и для тех, кто живет в Томске? Чтобы людям хотелось жить здесь. Считайте это концепцией нашего магазина.

«Вязаному зайцу» только предстоит занять свое заметное место среди магазинов подарков. Заметное – потому что это действительно ново. Действительно необычно. Если человек покупает подушку с котами, сделанную вручную, он может быть уверен – такой подушки больше не будет ни у кого. Даже если очень захотеть, невозможно повторить рисунок, уже сделанный однажды, один в один. Отсюда эксклюзивность ассортимента. Только создатели его идут по пока непроторенному пути: продают то, что мы не привыкли видеть в магазинах. Часто вам попадались на глаза открытки, по технике исполнения похожие на те, что дети делают в школе на уроках труда, только выполненные гораздо качественнее? Изюминка «Вязаного зайца» в том, что каждая вещь носит частичку души ее автора. И авторы эти живут, скажем, не в далекой Африке, а среди нас, в Томске.

Анна Степцюра