18+
18+
РЕКЛАМА

Персональное кино: новая криминальная волна

"Убить Зои" ("Killing Zoe") США - Франция, 1994
режиссер: Роджер Эйвэри
в главных ролях: Эрик Штольц, Жан-Юг Англад, Жюли Дельпи

Смотреть этот фильм стоит ради долгого трэвеллинга по парижским улицам, снятого через лобовое стекло автомобиля. А также ради обреченного психопата, наркомана и налетчика Эрика (возможно, лучшая роль Англада). Эрик - один из двух главных героев фильма, вызывает в Париж Зеда (Штольц) - своего друга детства - типичного олуха со Среднего Запада, каким-то чудом освоившего трудное ремесло "медвежатника". Вызывает, естественно, не достопримечательности осмотреть, а для того, чтобы Зед вскрыл сейф Французского резервного банка. Начало своей первой ночи в Париже Зед проводит с девочкой по вызову (трахаясь с ней под аккомпанемент идущего по телеку фильма "Носферату. Симфония ужаса"), а все оставшееся время до утра - в компании Эрика и его бандитов, которые отчаянно веселятся в мрачных кабаках парижского андеграунда, гоняют на машинах по вымершим улицам и пускают героин по исколотым венам.

На следующий день банда совершает налет на банк. Все как обычно: вырубают охрану, размахивая автоматами укладывают всех мордами на пол, и после этого Зед со своим оборудованием отправляется в подвал колдовать над сейфом.

В большинстве фильмов с подобным сюжетом операция налета на банк занимает большую часть времени и является полем, на котором развертываются драматические события. "Убить Зои" в этом смысле не исключение, но в этой картине все внимание сосредоточено только на банде отъявленных подонков; в сюжете ей не противостит команда хороших парней из полиции, которой положено, проявив все дежурные чудеса храбрости вместе с набором "военных хитростей" в финале загасить грабителей. Полицейские берут захваченный банк в окружение, но они абсолютно безличны и никто из них даже не показывается в кадре, их действия никак не проявляются в фильме.

Зед вскрывает сейф, они с Эриком добираются до огромной телеги с золотом, но уже становится понятно, что живыми из банка не уйти. Эрик знал это с самого начала, он спланировал и осуществил ограбление не для того, чтобы забрать добычу и скрыться. Для него налет на банк - это кровавый спектакль, безумное развлечение садиста и сцена для собственной красивой смерти. К началу полицейского штурма Эрик застрелил уже, наверное, половину заложников, потерял нескольких своих людей и вступил в схватку со своим другом, защищающим ту самую проститутку Зои (Дельпи), с которой он переспал ночью и которая днем подрабатывала машинисткой в этом самом банке.

Финал картины, когда Зед и Зои благополучно сматываются из банка и, влюбленно обнявшись, едут чуть ли не на прогулку по Елисейским полям, мне не понравился своей фальшивой закругленностью. Если не правдивее, то сильнее было бы такое завершение фильма, когда, пройдя с помощью Зои через полицейское окружение, Зед убивает ее, а потом, благополучно забрав вещи из гостиницы, улетает обратно в Америку. Хотя, черт его знает, может быть он именно так и поступил -- за финальными титрами.

Фильм "Убить Зои" принадлежит к "новой криминальной волне 90-х", которую составляют картины, вернувшие на экран грязные улицы городов вместо голливудских декораций, сцены реальной жестокости вместо красивых фейерверков и героев, которые не укладываются в примитивные стандарты хороших и плохих парней. Я смотрел, наверное, около десятка фильмов такой масти, перечислю те, которые вспомнил "на раз": "Бешеные псы" (разумеется. Его все смотрели.), "Гонин" (режиссер - Такаши Миике, Япония, 1995), "Смотрите как падают люди" (Жак Одиар, Франция, 1995), "Ненависть" (Кассовиц, Франция, 1995), "Сонатина" (Китано, Япония, 1992), "Обычные подозреваемые" (Брайан Сингер, США, 1996), "Фарго" (Коэны, США, 1995), "Король Нью-Йорка" (Феррара, США, 1990). Фильмы "новой криминальной волны" пропитаны отчаянием, пессимизмом и жестокостью, они напоминают нам, что все это существует в мире, где мы живем, в благополучном западном мире, который ежедневно с помощью телевидения, рекламы и кинематографического мэйнстрима создает иллюзии потребительского рая.

Никита Гребнев