18+
18+

Томская область стала одним из самых активных участников исследования уровня информатизации муниципальных образований

Томская область стала одним из участников исследования уровня информатизации муниципальных образований, проведенного Российской академии государственной службы при Президенте РФ (ИДО РАГС) при поддержке Финансовой Корпорации УРАЛСИБ, сообщает пресс-служба мэрии.

Исследование основывалось на самооценке муниципалитетов. Как отмечают в ИДО РАГС, впервые за последние годы существования программы "Электронная Россия" муниципальные образования всех субъектов Федерации, как непосредственных участников этой программы, попросили дать экспертную оценку преобразований в сфере ИКТ и обозначить приоритеты дальнейшего развития программы информатизации в России.

К участию в исследовании были приглашены 730 муниципальных образований с населением от 25 тысяч человек и выше в 84 субъектах Федерации. Заполненные анкеты прислали более 230 муниципальных образований из 50 субъектов Федерации. Томская область стала одним из самых активных участников исследования: на просьбу проректора по научной работе РАГС И.Н. Барцица принять участие в анкетировании откликнулись муниципальные образования Томска и Северска.

Состав участников

Отметили в числе лучших Томск благодаря проекту "Электронный муниципалитет", в рамках которого были созданы единая информационная система, включающая регистр населения, льготы и субсидии, муниципальное казначейство, муниципальный заказ, имущественный кадастр; система управления жизнеобеспечением; документационное обеспечение управления; обеспечено развитие Интернет-портала. Кроме того, созданы специализированные локализованные и межведомственные системы; общемуниципальные системы документационного обеспечения управления; системы документационного обеспечения управления при взаимодействии в региональном, межрегиональном и федеральном информационном пространстве и сеть "электронных киосков" с доступом к оперативной информации по мэрии и департаментам, в том числе, возможность проследить прохождение обращений граждан.

Исследование, о котором идет речь, проводилось в рамках разработки учебного модуля "Электронный муниципалилет: организация и функции", которая станет составляющей учебной программы "Всеобуч для муниципальных образований", реализуемой ИДО РАГС совместно с ФК УРАЛСИБ с 2006 года при поддержке Администрации Президента и Совета Федерации. За это время обучение по программе прошли свыше 50 тысяч муниципальных служащих.

Направлено проводимое исследование было на выявление наиболее распространенных и характерных проблем при внедрении информационно-коммуникационных технологий в работу муниципальных образований, а также поиск лучших в этой сфере деятельности муниципалитетов, имеющих богатый практический опыт информатизации как аппарата муниципального образования, так и муниципальной территории.

Состав участников

Согласно оценке участников исследования уровень внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность аппарата муниципальных образований в подавляющем большинстве случаев оценивается как "среднее", тогда как уровень информатизации территории муниципалитета довольно часто заслуживает оценки "ниже среднего". Среди причин столь низкой оценки, выставленной муниципалитетами, участники чаще всего называли дефицит кадров, связанный с финансовыми ограничениями. Лишь незначительная часть респондентов назвала единственной проблемой тот факт, что на территории муниципалитета не ведется подготовка IT-специалистов.

Наиболее распространённым электронным сервисом, предоставляемым гражданам и юридическим лицам в опрошенных муниципалитетах, является обмен документами с налоговыми органами. Вторую и третью позицию занимают "Информация о порядке оказания муниципальных услуг" и "Бланки, формы, квитанции". Причем, около трети респондентов заявили о том, что данная услуга уже предоставляется, и примерно столько же – что сервисы находятся в проекте разработки.

Что касается Многофункциональных центров (МФЦ), создаваемых по принципу "одного окна", и призванных не только облегчить и упростить процедуру предоставления государственных и муниципальных услуг, но и повысить эффективность межведомственного взаимодействия, лишь 18% участников опроса сообщили о том, что на их территории МФЦ либо создан, либо создается. 67% опрошенных планируют его внедрение и/или откладывают реализацию соответствующих мероприятий в силу различных причин, среди которых 29% называют неопределенность в порядке финансирования создания МФЦ, а 17% планируют начать создание центров только после "решения вопросов кадрового обеспечения".

Обозначая препятствия на пути внедрения "Электронного правительства", участники исследования выделили разные факторы для федерального и региональном уровней. Причем, по мнению большинства, почти все проблемы более выражены на региональном уровне. Особенно остро представители регионов ощущают недостаточный уровень подготовки ИКТ-специалистов, низкий уровень компьютерной грамотности среди населения, а также проблемы с доступом в Интернет. А вот на федеральном уровне основными препятствиями респонденты сочли "Бюрократизированность административных процессов" и "Неэффективное расходование средств ФЦП "Электронная Россия".

Косвенно оценку внедрения ИКТ в работу аппарата и муниципального образования подтверждают данные об оказываемых населению услугах посредством ИКТ, а так же уровне внедрения ИКТ в работу аппарата. Так, собственные Интернет-сайты имеет 90% опрошенных. При этом чаще всего на Интернет-сайтах размещается общая информация о муниципальном образовании (72%), контактные данные и график работы аппарата (63%), сведения о руководителях подразделений (70%). Есть также информация о муниципальных программах или стратегиях (61%) и сведения о тендерах и конкурсах (60%). При этом такие важные информационные блоки, как сведения об исполнении бюджета и сведения по работе с обращениями граждан размещают только около трети опрошенных муниципалитетов.

Большинство респондентов отметили в качестве приоритетных при создании "Электронного правительства" оптимизацию административных процессов и сопряжение информационных систем, которые являются базовыми условиями для развития электронных муниципальных (как и государственных) услуг. Одновременно участники опроса сочли наименее приоритетным создание инфраструктуры удостоверения "цифровой подписи". Между тем, за рубежом цифровая подпись является наиболее распространённым инструментом обеспечения юридической значимости электронного документооборота. Также низкий приоритет, по мнению респондентов, у такого малозатратного способа повышения качества муниципальных услуг, как "раскрытие информации о порядке их оказания" на официальных сайтах.

В ходе исследования была также поставлена задача определить, как муниципалитеты понимают задачу информатизации управления и каково их видение задач "Электронного правительства". Участникам опроса было предложено дать ответы на ряд вопросов, касающихся данных направлений. Ниже даётся представление о том, какие, по мнению респондентов, сферы муниципального хозяйства наиболее остро нуждаются в информатизации.


Сферы, нуждающиеся в информатизации
 

Результаты исследования в полном объеме разработчики планируют опубликовать в октябре 2008 года на Общероссийской конференции, посвященной практикам внедрения ИКТ в работу муниципалилетов и ключевым направлениям развития информатизации в муниципальных образованиях. В работе конференции самое активное участие так же примут те муниципальные образования, которые располагают успешным опытом внедрения ИКТ в работу муниципалитетов.

Тэги/темы: