18+
18+
РЕКЛАМА
Город, Томск исторический, Аварийный Лицей – спасут ли лучшую школу Томска? Аварийный Лицей – спасут ли лучшую школу Томска?

Аварийный Лицей – спасут ли лучшую школу Томска?

В этом году свое 15-летие отметит Томский Гуманитарный Лицей. Кому-то это название ничего не скажет, кому-то – наоборот, скажет очень и очень многое…

Мне запомнился один разговор, услышанный довольно давно. Когда в 1992 году я получала справку в детской поликлинике, которую нужно было подать с другими вступительными документами в Лицей, медсестра спросила у врача: «А что это за лицей-то?». На что врач с презрительной гримасой ответила: «Да это сейчас всякие ПТУ переделывают, и обзывают их колледжами да лицеями…». Это покоробило еще тогда, до знакомства непосредственно с объектом обсуждения. И та вскользь брошенная фраза коробит меня и до сих пор. Потому что слишком велик был контраст между не то что ПТУ, а и обычной совковой школой, и - ЛИЦЕЕМ. Заведением, которое я по сию пору считаю своим и единственным, не смотря на то, что проведены в его стенах были лишь три последних года стандартной десятилетней школьной программы обучения.

Его основали 15 ноября 1990 г. В роли учредителей выступили Управление образования мэрии г. Томска и один из старейших ВУЗов Сибири - Томский государственный университет. Соответственно, и преподавали в стенах Гуманитарного лицея, в-основном, преподаватели ТГУ и других ВУЗов города. Трудно с первых же минут сформировать стиль и образ жизни почти 300 человек – и учителей-преподавателей, и школьников-студентов, но в Лицее это удалось сделать. И, наверное, не зря так выпала карта, что находился Лицей не в типовом здании советской безликой школы, а в старинном доме на берегу Ушайки. Который не в последнюю очередь помог создать в новом учебном заведении ту атмосферу, которая в корне отличалась от привычной для многих школьной, «уравнительно-хамской». А потом, как это почему-то и бывает в жизни, сказка вдруг взяла и закончилась. Здание Лицея закрыли на давно назревавший капремонт. С того момента прошло уже три года. Сейчас здание (которое находится практически напротив областной администрации) печально смотрит на нас пустыми глазницами окон с торчащими осколками стекла, и медленно разваливается. А Лицей, как учебная организация, ютится в школе №57 на Иркутском тракте, пытаясь как-то сохранить свой дух, традиции и все-то, что удалось наработать за пятнадцать прошедших лет. Подробнее о том, как обстоят дела, рассказал бессменный директор Томского Гуманитарного Лицея – Сергей Викторович Алифоренко:

- Когда начались Ваши мытарства?

- Первым в чужой школе стал 2002-2003 учебный год. Строительство нашего «родного» здания началось в 1902 году, было окончено в 1904, соответственно, зданию практически 100 лет. Ни одного капитального ремонта за это время не было, кроме того, все перекрытия в Лицее - деревянные, что сейчас, собственно говоря, запрещено в учебных заведениях. То есть надо менять все это дело сверху донизу, ну и естественно, когда было дано заключение о том, что здание аварийное, встал вопрос, что делать дальше. Естественно, что учеников в этом помещении оставлять было нельзя, и нас перевели сюда, в 57-ю школу. Мы, конечно, получили не столько учебных помещений, сколько требовалось, но, по крайней мере, здесь все классы были вместе. Нам выделили отдельное крыло - только небольшую его часть оставили за 57-й школой. А в других школах мы были бы разбросаны, Лицей бы просто растворился. Сейчас он все-таки сохраняет свое лицо.
Два года здание Лицея просто простояло закрытым, в связи с тем, что не было финансирования. В планы капитальных ремонтов мы никак не попадали, и вот, только в этом году наконец-то о нас вспомнили. И то - денег выделено недостаточно, как считаем и мы, да и подрядчики. Наверное, те, кто выделял эти деньги, тоже знают, что таких средств недостаточно.

- А кто выделил средства, и кто вообще должен их выделить?

Ну, получается так, что ремонт лицея на паритетных началах должен финансироваться и городской, и областной администрациями. Те деньги, которые выделены, пришли от администрации области, что будет дальше с финансированием – неизвестно. Ремонт в этом году наконец-то был начат. Сначала у нас были одни подрядчики – фирма «Томскремстрой» - которые очень быстро начали все делать. Как только они вышли на работы, так душа стала радоваться. К сожалению, через две недели эту фирму сняли с проведения ремонта распоряжением мэра г. Томска. Видимо, в связи с тем, что был выбран другой подрядчик. Естественно, что все эти вопросы решались без нашего участия. Пока новый подрядчик делал документацию - прошло лето, все это время Лицей опять простаивал. Ремонт, собственно говоря, начался заново только в сентябре 2005 г.

- Кто стал вторым подрядчиком?

- Фирма «ТомскКров», руководит которой г-н Узбеков, а политическое руководство этой фирмой, как я понял, осуществляет Олег Шутеев, депутат областной Государственной Думы. Может быть, с одной стороны, это и хорошо – Дума, хочется верить, будет заинтересована в том, чтобы здание было отремонтировано, и были выделены дополнительные деньги. А с другой стороны, кажется, что допустим, у «Томскремстроя» специалисты очень хорошо подобраны – они же много школ уже отремонтировали и построили в Томске, знакомы с различными технологиями, подключают и других специалистов для решения тех или иных проблем. А проблем в здании решать придется очень много.

- Лицей относится к памятникам архитектуры?

- Он относится, но история, связанная с этими отношениями, очень сложная. Потому что сначала это здание было городским имуществом, потом стало федеральным имуществом, потом снова городским, а с 2000 года - опять федеральным. После чего город сказал: «Раз здание федеральное, пусть федералы и дают деньги на ремонт». Оказалось неважным даже то, что в здании находилось муниципальное учебное заведение. Конечно, такой ответ был продиктован еще и тем, что состояние многих школьных зданий в городе тоже довольно плохое. И властям, конечно же, пришлось решать, куда направлять деньги. Соответственно, нам всегда говорили: «У вас учится всего 250 человек, зачем мы будем на вас такие деньги тратить?». Деньги идут в те школы, где занимается 1000 – 1200 человек.

- А управление по охране памятников как-нибудь занимается вашим вопросом?

- Никак.

- Кто должен курировать работы по ремонту здания, Управление или «Томск Исторический»?

- «Томску Историческому» ничего не досталось, и там я думаю, никому другому тоже ничего не достанется, потому что сейчас опять направлены документы в Москву о возвращении этого здания в муниципальную собственность.
Как только это решение состоится, а оно должно быть принято где-то в октябре месяце, надеемся, что сразу станет легче решать все проблемы на муниципальном уровне. Опять же, в этом здании находится муниципальное учебное заведение, а по закону, если в здании находится муниципальное заведение, то сама постройка также должна отойти муниципалитету. Статус исторического из-за этого оно не потеряет.

- Ходит много слухов - не произойдет ли так, что если здание вернется в муниципальную собственность, туда после ремонта въедет кто-то другой, а совсем не Лицей? И насколько Вы от такой ситуации застрахованы?

- Я не думаю, что мы хоть как-то застрахованы от всяких разных ситуаций, но надежда всегда согревала человека. Поэтому надеемся. Еще и потому, что все, что касается планировки, архитектурной проработки, технологического оснащения, систем коммуникации – все делается по нашим заданиям, именно под школу. Если надумают заселять кого-то другого, там опять придется все переделывать. Сейчас любое помещение, конечно, переделывается очень быстро, но о нашем здании я в последнее время не слышу подобной информации. Раньше было много всяких разных слухов, но сейчас они поутихли. Ну и с другой стороны – Лицей простоял пустым уже три года, и никто не мешал его забрать, тем более что здание просто пустовало и разрушалось на глазах. Я думаю, если бы могли или хотели прибрать Лицей к рукам, давно бы уже передали его какому-либо инвестору. По сути дела, ведь это нам кажется, что Лицей - большое здание, потому что мы в нем живем. На самом-то деле, Лицей - небольшой трехэтажный дом. Всего-навсего можно выкроить 8, ну 9 учебных кабинетов, чтобы в них было нормально заниматься. Площадь здания - 2400 квадратов, по сути, даже капитальный ремонт такой площади укладывается в месяца три.

- В чем основные проблемы этого ремонта?

- Во-первых, место, где находится Лицей – не благоприятно, фундамент стоит в воде, отводы, которые были раньше и отводили грунтовые воды в Ушайку теперь заделаны, и получается, что здание набухает от влаги.

- А в случае проведения капитального ремонта эта проблема решится?

- Ну, я надеюсь, что решится, потому что все необходимые изыскания были проведены, какие-то, я думаю, технические решения должны быть приняты. Есть трещины, которые пошли по зданию, твердо стоит основная часть, а две боковые - чуть отвалились. Это связано еще и с тем, мне кажется, что когда строили рядом стоящее здание, о проблемах совместимости мало кто думал. Дом, о котором я говорю, примыкает прямо к зданию Лицея, там какие-то торговые и офисные помещения. Те, кто его возводили, сделали огромное углубление, уйдя за наши старые фундаменты, залили там большую бетонную подушку, и вот из-за этого Лицей тоже немного «пошел». С другой стороны, конечно, давит Дом Нефти. Есть еще и ряд «мелких» проблем, например, большая высота: третий этаж – это 5.50 м, следовательно, возникнет проблема с монтажом освещения – ведь там не будешь крепить точечные светильники, верно ведь? Надо что-то решать и со стропильной системой – она довольно оригинально сделана, но теперь ее, скорее всего, надо переделывать в металлическую, как и перекрытия во всем здании. У нас же везде лежит старинная лиственница. Когда все внутри здания ободрали, посмотрели на состояние стен - раньше же интересно строили, была своя система дымоходов в стенах, камины и так далее - теперь часть их заложена, часть – переделана. Соответственно, нужно предпринимать какие-то технические решения – от чего-то, допустим, избавляться. Кроме того, длина стандартного школьного кабинета – 6 м, а нашего - 7 с половиной. То есть, используя только типовые конструкции, которые приняты в строительстве школ, в Лицее с ситуацией не справиться. Это, конечно, будет задерживать окончание ремонта. И плохо то, что мы остаемся практически без пришкольной территории – она очень маленькая, все существующие проходы-проезды сделаны неудачно.

- Сильно ли повлияли на состояние здания те годы, в течение которых оно стояло без присмотра?

- Конечно, повлияли. Пока мы были в здании, мы, конечно, поддерживали там определенный температурный режим, но даже и тогда постоянно лопались батареи, все текло. Часть лицейского оборудования теперь пришла в негодность – потому что мы не смогли его вывезти. У нас не было помещений, куда бы можно было все складировать. Только с помощью Игоря Хуторянского удастся что-то спасти – он дал нам помещение у себя, в здании департамента, туда и привезем то, что еще осталось.

- Конструктивных изменений не избежать, но насколько будет сохранена или восстановлена отделка внутри здания?

- Когда мы сломали все перегородки, которые нагородило время, когда нащупали там все арки, проемы, которые были изначально, выломали все лишнее – здание стало просто потрясать! Заходишь туда, и такая наполненность чем-то неуловимым, простор, большие холлы. Если бы можно было так оставить… Но - так не будет нужного количества помещений, то есть придется делать новые перегородки. Вряд ли удастся сохранить все архитектурные вещи, печные тяги, например, или отделку потолка или стен, в учебных классах, в частности. Потому что это будет грандиозно по затратам. А что касается коридоров, то я просил архитектора, который занимается нашим проектом, максимально сохранить внутренний облик, тот, который и был. Он не такой уж и сложный, ну и, кроме того, что-то же должно зданию остаться. Большая реконструкция пойдет по подвалу – после чего он тоже будет нормально использоваться. Там мы планируем столовую, оставить ее на первом этаже мы просто не можем из-за нехватки помещений.

- Помогает ли Вам в борьбе за здание ТГУ, один из основных учредителей и вдохновителей всего лицейского проекта?

- Университет нас всегда поддерживал, и в борьбе за здание, и в борьбе за ремонт – там, где мог, и в мэрии, и в областной администрации, через заместителя губернатора В. Зинченко. Но, к сожалению, ТГУ обладает не таким бюджетом, чтобы самому ремонтировать муниципальные учебные заведения. Поэтому поддержка была всегда на другом уровне - во властных коридорах. Кроме того, мы и Дни Рождения Лицея проводили в актовом зале Университета. И в плане будущего оснащения проректора ТГУ обещали всяческую поддержку, особенно в той части, которая касается компьютерного и сетевого обеспечения.

- Пытались ли как-то помочь Лицею выпускники, или родители учащихся?

- Некоторые пытались, но я не сказал бы, чтобы это было очень активно. Год назад родители сильно возмущались, была даже передача по ТВ, встреча с И. Хуторянским. Но нам как обычно, сказали: «Вы муниципальное учебное заведение, и вот что мэр сказал, то мы и будем делать. И другого нам ничего не дано». Нам много раз предлагали – ну что же вы, столько много родителей ваших учеников где-то в бизнесе и так далее, давайте, пусть они денежки соберут, а мы отремонтируем. Но я не думаю, что у этих людей такой бизнес, чтобы они могли так просто выдернуть из него 20-30 млн. рублей, согласитесь. Следовательно, надо было искать какого-то крупного инвестора, скажем, такого уровня, как компания ЮКОС, или наши газовые гиганты. Был разговор с «Востокгазпромом» по этому поводу, но и там нам ответили, что это «сильно большие деньги». Отремонтировать это вскладчину, собрав по городу – тоже нереально. Но в дальнейшем, я думаю, что нам помогут в оснащении Лицея некоторые из наших выпускников, возможно, найдутся какие-то спонсоры из их числа.

- Ну и теперь, собственно, о самом Лицее, как учебной организации. Что осталось за время Ваших скитаний, что разрушилось? Насколько переезд сказался на преподавательском составе Лицея?

- На преподавательском составе он сказался разве что в плане настроений. Во-первых, когда нас сюда перевели, изменились все маршруты. Если человек, который работает в Университете, раньше мог за 15 минут даже пешком дойти до Лицея, а потом так же быстро вернуться обратно, то сейчас это превратилось в проблему. Но меня радует то, что преподаватели от нас не ушли. Мы все равно развиваемся, идем вперед. Конечно, у нас нет материальной базы – ни библиотеки, ни компьютерного класса, ни сетей. Информатикой мы занимаемся на базе 4-й школы, ребятишки туда ездят для выполнения практических занятий, а теория им дается здесь. На ученическом коллективе переезд, конечно, сказался. От нас оказались отрезаны Кировский и Советский районы, большая часть учащихся из района, в котором находится 57-я школа. Это сказалось на уровне подготовки учеников – они слабее. В этом году мы даже пошли на революционный в своем роде шаг - перестали брать 9-классников, они очень слабые, 51% поступающих на этот поток пришлось отсеивать практически сразу. Пока переход на 2-х курсовое обучение был экспериментом, со следующего года это уже будет полноценный переход. Он обусловлен еще и тем, что школа сейчас фактически «разваливается» на две части: основная – 9 классов, и профильная – 10-11 классы. Вводится профильное обучение. Ну а мы, уже 15 лет, именно этим профильным обучением и занимаемся. У нас всегда было гуманитарное направление, есть своя ниша, никто лучше, чем мы, гуманитарное образование не ставит. И далеко не каждая школа может организовать такой полноценный профиль. Кроме того, в Лицее налажена система воспитательной работы, в первую очередь, у нас другие отношения между учителем и учеником. Может быть, мы имеем перспективу и как городской центр гуманитарного образования.

- Насколько трудным стало сохранение духа Лицея в чужих стенах?

- Сохранить - трудно, но он все-таки сохраняется. Все традиции, все то, что у нас появилось за 15 лет – все это по-прежнему есть. Недавно, 3 сентября мы вернулись из нашего осеннего похода, который всегда проводится в начале учебного года. Для многих поступивших учеников это оказалось неожиданностью – за все годы обучения в обычной школе, они никогда не ходили в походы, они пока не знают, что есть праздник Посвящения в лицеисты, и многие другие важные для нас даты. Но им это нравится, и их это удивляет. И самое главное, что удивляло всегда, и удивляет теперь – это отношения с учениками, как с коллегами. Это действует – заставляет учиться не из-под палки, а с желанием.

- А как складываются отношения с хозяевами, 57-й школой и ее коллективом?

- Мы живем в автономном режиме, и особо с 57 школой не общаемся. Слияния нет – ведь у нас разные концепции, разный режим занятий. По этому поводу первоначально были некоторые трения, но все более-менее решилось. Сколько мы ни приглашали хозяев на наши мероприятия или семинары – ничего из этого не получилось. Но открытой конфронтации или каких-то хулиганских выходок тоже нет. Мы благодарны этой школе и ее директору, ведь здесь получились более-менее приемлемые условия для нашей работы. Но… Такие учреждения как наши, все-таки должны находится в центре города, вокруг них должна существовать определенная атмосфера. Сюда готовы и могут ездить далеко не все.

- Состоится ли в свете всех этих не особо обнадеживающих перипетий, юбилейное празднование?

- Конечно, хотелось бы встретить 15-летие в своем здании, раз уж появилась надежда, что все-таки оно будет снова нашим. Сроком сдачи стоит 1 января 2006 г, но вряд ли он будет соблюден. Если бы в марте-апреле 2006 года Лицей все-таки сдали, было бы хорошо. За май–июнь мы бы оснастили школу, а к сентябрю устроили грандиозный праздник. Конечно, можно попробовать отметить его и вне стен Лицея – но это очень большие затраты. Только аренда помещения составит порядка 40-50 тысяч рублей, 25 тыс. – обслуживающий персонал, если делать банкет – еще тысяч 50…

Но в любом случае, организовать вечер встречи все-таки хотелось бы. Поэтому мы будем решать – сделаем ли мы праздник в чужом помещении, или будем ждать возможности провести его в своем доме. Потому что все соскучились по нему – ведь столько лет и преподаватели, и выпускники лишены возможности встретится именно там. В любом случае, скоро этот вопрос решится. Будем искать спонсоров, если надумаем все-таки провести праздник в ноябре. Когда отмечали 10-летие, нам очень помогли друзья – тот же Драмтеатр, который не взял с Лицея денег за аренду, надеемся, что и в этот раз мы не останемся без поддержки.

Действительно, хотелось бы надеяться. На то, что и вечер встречи состоится, и здание, хоть и через 4 года, но все-таки вернут единственной в своем роде томской школе. И не будут больше укоряюще смотреть на город выбитые глазницы старого дома. И не придется в очередной раз слушать очередное высокопоставленное вранье о «Сибирских Афинах», в которых так много заботятся о сохранении разнообразных наследий, начиная от образовательных и заканчивая архитектурными. Которые всё горят, всё рушатся, всё сносятся - а мы молча стоим, и смотрим на это…

Елена Чернова