18+
18+
РЕКЛАМА

Борьба регионов за ресурсы: в России создаются агломерации

Общероссийским летним политическим трендом-2009 стало движение по созданию агломераций – и в июне, и теперь уже в июле событий и обсуждений, посвященных этому "присоединительному" движению было достаточно. Не далее, как на этой неделе в Ростове-на-Дону был создан Координационный совет главных архитекторов городов и районов Ростовской агломерации.

Ростовчане начали с разработки схемы территориального развития своей двухмиллионной агломерации. Создание совета – следующий этап. Он позволит обеспечить взаимосвязанное территориально-градостроительное развитие городов и районов, входящих в агломерацию. Также при помощи совета планируется вырабатывать согласованную градостроительную политику и координировать действия местных властей. В результате создания агломерации регион рассчитывает существенно усилить собственную инвестиционную привлекательность.

Борьба регионов за инвестиции и федеральные средства, особенно обострившаяся сегодня в условиях кризиса и есть главный двигатель модной темы объединения населенных пунктов во взаимосвязанные системы. Региональным управленцам, чутко реагирующим на веяния времени, вторят и эксперты. Президент Института национального проекта "Общественный договор" Александр Аузан в интервью агентству "РИА Новости" отмечает, что "развивать инфраструктурные сети важнее, чем строить десятки, а то и сотни крупных заводов за государственные деньги".

"Кризис на время отложил задачу модернизации экономики, но вложения в инфраструктурные проекты - коммуникации, сферу ЖКХ, энергетику, строительство морских и авиапортов и так далее - не только антикризисные, но и перспективные. Это самое разумное, что могут делать сегодня правительство и банки", - отмечает Аузан, комментируя планы по созданию международного Фонда инфраструктурных инвестиций с участием России и Казахстана.

Кстати сказать, именно в эти дни проходит визит мэра Томска Н. Николайчука в Ростов – крмое участия в совещании, посвященном проблемам и перспективам развития муниципальных энергетических комплексов, он встретится с мэром города Ростова-на-Дону Михаилом Чернышёвым. Главным вопросом на встрече глав городов станет обмен опытом по работе администрации Ростова с Центром государственно-частного партнерства Внешэкономбанка, отмечает пресс-служба томской мэрии. А ЦГЧП специализируется на инвестировании именно в крупные инфраструктурные проекты.

***

Конкуренция городов за ресурсы уже давно явление общемировое – список агломераций с населением более 1 млн. человек насчитывает почти 500 наименований, начиная с гигантского японского Токио (33 800 000 жителей) и заканчивая, в том числе, и нашим Красноярском (1 020 000 человек). Глава этого региона, Александр Хлопонин, по оценкам некоторых экспертов, вполне успешно продвигает идею агломерации. Одним из камней, обеспечивших прочность фундамента объединительной идеи в Красноярском крае стало подписание межмуниципального соглашения, реализованное благодаря Хлопонину, и убедившему глав подведомственных муниципальных образований пойти на такой серьезный шаг.

Согласованные программы развития рядом лежащих территорий позволяют гораздо быстрее решать многие общие проблемы, получая, в том числе, и гораздо более серьезные средства на их решения, нежели может получить одно отдельно взятое муниципальное образование. Кроме того, специалисты выделяют и такое явление, как саморазвитие агломераций, когда с определенного момента, "как только совокупный объём рынка, совокупная численность населения приближается к одному миллиону, исходя из теории, территория начинает резко идти в плюс". И качество жизни на ней становится другим.

***

В июне в Самаре прошло 27-е заседание всероссийского Совета главных архитекторов России, где одной из основных тем стала именно агломерация населенных пунктов. Место заседания было выбрано неслучайно – Самарско-Тольяттинская агломерация может стать третьей по численности в России, центром общероссийского эксперимента по созданию агломераций. Как пишет "Самара сегодня", в этом регионе процесс объединения, с одной стороны, уже проходит стихийно, с другой – именно здесь наработано достаточно большое количество градостроительной документации. Последнее особенно актуально в свете того что в российском законодательстве пока нет документов, регламентирующих процессы агломераций.

Наработки по части градостроительной и планировочной документации в последнее имеют место и в Томске – пресловутый Генплан и "правила землепользования и застройки" в последние пару лет у всех на слуху. Именно они могут лечь в основу пакета документов, имеющих отношение к созданию подобной же городской агломерации в Томске.

Кстати, в "олимпийском" Сочи Генплан в первом приближении был принят только на днях, как рамочный документ развития курорта. Ранее событие подобного масштаба произошло в далеком 1967 году - тогда был согласован, утвержден и позднее реализован генплан развития города-курорта Большой Сочи, пишет "Кавказский узел". Теперь же принятый свеженький Генплан как раз и станет опорой для прожектов по созданию сочинской агломерации.

Параллельно работы по планированию агломераций ведутся в Перми (там достаточно спорную концепцию разрабатывают голландские подрядчики), в Обнинске – это тот опыт, который может пригодиться и Томску, учитывая, что Обнинск ориентируется на развитие в качестве наукограда. В Тихвине реализуется российско-французский проект "Управление коллективной собственностью и межмуниципальное сотрудничество" - власти этого региона активно перенимают опыт у Эрувиля Сен-Клера, входящего во французскую агломерацию Кан.

***

Объективно, Томск далеко не самый удачный полигон для того, чтобы продемонстрировать процессы формирования классической агломерации. Во-первых, объединять у нас можно разве что поселки, окружающие областной центр, во вторых, даже в этом случае население агломерации едва ли дотянет до миллиона жителей. Соответственно, и образование получится скромное, без громких союзов, как в случае с Самарой и Тольятти.

С другой стороны, в борьбе за федеральные и инвесторские ресурсы, это ничем не худший объект для приложения управленческих усилий. Учитывая тот факт, что оценивают у нас претендентов на выделяемые средства очень часто не по сути, а по форме, регионы, которые не включатся в агломерационную гонку, окажутся последними в очереди за большими деньгами. Поэтому Томску просто необходимо продолжать пробивать себе дорогу к финансовому пирогу, продвигая идею "агломерации".

Кроме того, как мы уже писали, это может стать тем самым спасительным кругом в кризисной и посткризисной ситуации, когда потребность во внешних ресурсах есть и будет очень острой. Если местные власти решатся провести комплекс мер по налаживанию межмуниципальных связей и приведению к общему знаменателю планов регионального руководства разных уровней, то постепенно объединительные планы из пустых слов превратятся в реальные программы развития территории.

Александр Белоклоков