18+
18+
РЕКЛАМА
Индустрия гостеприимства, Томские новости, Эксперты: Нужна ли обязательная система классификации и сертификации российских гостиниц Эксперты: Нужна ли обязательная система классификации и сертификации российских гостиниц

Эксперты: Нужна ли обязательная система классификации и сертификации российских гостиниц

Разговоры об обязательной системе классификации и сертификации услуг в российской туриндустрии активизировались этой осенью, в связи с приближающимся рассмотрением Правительством РФ соответствующей ФЦП. Концепция Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2016 гг." была рассмотрена на расширенном заседании коллегии министерства 20 октября, где было принято решение её поддержать, сообщил в ноябре "Интерфакс-Туризм" со ссылкой на заместителя директора Департамента туристской деятельности и международного сотрудничества Минспорттуризма Игоря Еремина. Концепция также уже согласована в 6 министерствах и ведомствах, и Минспорттуризма надеется представить программу на рассмотрение Правительства уже до конца этого года.
 

В ней, наряду с механизмами поддержки туриндустрии и ее предприятий, должны определяться и способы реализации государственного механизма финансирования и регулирования в сфере туризма. Ранее Надежда Назина, директор Департамента туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики уже озвучивала тот факт, что "есть поручение правительства – создать обязательную систему классификации и сертификации услуг в туриндустрии". До сих пор сертификация гостиниц, пляжей, горнолыжных комплексов носила добровольный характер. Поэтому за последние пять лет было классифицировано только 400 российских гостиниц. Сейчас, по словам Н. Назиной, подготовлен проект постановления правительства, по которому классификация гостиниц станет "государственной услугой", за которую будет отвечать Ростуризм.

Как сами представители отрасли комментируют перспективы "обязаловки" в части прохождения процедуры классификации? 

Директор департамента администрации, эксперта по классификации гостиниц и других средств размещения Российской гостиничной ассоциации (РГА) Владимир Ефимов (Москва):

- Как только говорят «обязательная» то тут же появляется слово «принудительная». Первое что надо сделать - это спокойно присмотреться к этой проблеме, без каких либо эмоций.

Вы знаете, система классификаций, система «звездности» - она не первый год существует. Причем в странах, на которые мы постоянно поглядываем, она существует уже десятилетия - потому что это самый надежный источник информирования потребителя.

При чем здесь государство? Государство отвечает за все, что делают на его территории, в том числе, отвечает и за гостиничный бизнес, представляя его на международном рынке и на собственном - для своего потребителя. Оно должно создать механизм, по которому потребитель, в первую очередь, получит то, что ему положено: это информация об услуге, в первую очередь о том, сколько у гостиницы «звезд». Если он знает, сколько «звезд», то он может предположить, чего ожидать.

Весной 2009 г. ФАС вышел с предложением по классификации - сделать это систему обязательной. На наш взгляд, на взгляд Российской ассоциации, вероятность того, что такое решение будет принято, весьма значительна. И на мой взгляд, если даже будет принята обязательная система самое главное, что должно волновать отельеров - это то, чтобы такая государственная система не стала источником зарабатывания денег.

Если классификация будет проводиться рационально, она может и быть обязательной. Она может оставаться и добровольной, но при этом, на мой взгляд, надо соблюсти несколько условий. Первое условие - система должна быть единой и национальной. Второе- оценивать должны профессионалы. В-третьих, присваивать категории, на мой взгляд, должны не чиновники, а именно коллегиальный орган или специалист. Для тех, кто захотел получить соответствующий сертификат - это и маркетинговый ход, и представление на международном рынке. Все остальные должны быть безкатегорийные гостиницы, и в этом случае - сам не рисуй, левую звезду не вешай, а если сделаешь такое, то должны быть предусмотрены строгие санкции.
 

Николай Бабкин, гостиница Бон АпартНиколай Бабкин, директор ООО «Бон Апарт» (гостиница "Бон Апарт", член РГА, Томск):

- Отель "Бон Апарт" прошел процедуру классификации по единой государственной системе классификации гостиниц в 2009 г. и получил "4 звезды". Мне все требования и процедура оценки были понятны с первого прочтения, другой вопрос – что не со всеми требованиями я согласен - и как отельер, и как потребитель гостиничных услуг. Но в целом, считаю что система хорошо продумана и даёт адекватную оценку категории гостиницы.

Кстати сказать, сама процедура аттестации не сложная, гораздо сложнее подготовиться к получению «звезд». Для примера, чтобы наш отель «Бон Апарт» был достоин "4 звезд", нам пришлось построить лифт, провести реконструкцию и ремонт холла и других помещений, переоснастить номера, ввести ряд дополнительных услуг для наших гостей. И это при том, что отель относительно молодой (нам в этом году исполнилось 5 лет) и строился уже с учётом современных строительных норм и требований к системам вентиляции, отопления, электроснабжения. 

А гостиницам, чьи здания построены еще в советские времена, бывает сложно получить даже "3 звезды", так как раньше были абсолютно другие требования хотя бы даже к площади номеров. Ведь система классификации оценивает всё – от состояния покрытия стен и полов до организации сервиса. При этом есть требования, обязательные для каждой категории (без выполнения которых ее нельзя получить), а есть желательные (по ним набирается определенное количество баллов).  

Вообще, новая система классификации возникла в связи с тем, что ранее гостиницы могли получать «звезды», проходя процедуру оценки соответствия по разным системам сертификации, в основе которых лежала различная нормативная база, о которой потребителям было неизвестно. В итоге складывалась ситуация, когда гостиницы, имеющие одинаковую категорию (т.е. количество «звезд»), существенно различались по уровню комфорта. Вследствие этого потребитель, ориентировавшийся при выборе гостиницы на её категорию, чувствовал себя обманутым.

С другой стороны, существовало множество органов по сертификации. В результате, гостиница, желавшая получить, например, четыре «звезды», во-первых, в случае отказа в желаемых «звездах», могла пройти оценку соответствия по другой системе, а во-вторых, если и это не удавалось, - обратиться в другой орган по сертификации и в результате все-таки добиться желаемых ею «звезд». Единственным пострадавшим всегда оказывался потребитель. 

Поэтому на мой взгляд, появление единой системы классификации - просто необходимо. Что касается обязательности прохождения такой системы, то для потребителя это было бы, безусловно, удобно: при выборе средства размещения он бы опирался не только на рекламу, но и на реальную категорию, отображенную в количестве "звезд". 

Но принимая такое решение на законодательном уровне, нужно учесть немало факторов, в частности - стоимость классификации для отельеров. Ведь помимо оплаты самой услуги классифицирующего органа, приходится нести затраты на подготовку к этой процедуре, что может быть не всем средствам размещения по карману. У нас существуют мотели, удаленные от центра деловой жизни недорогие гостиницы и санатории, которые не всегда могут найти соответствующие суммы. 

Считаю, что на данный момент этот процесс регулируется рынком: если гостиница желает показать своему потенциальному потребителю своё истинное лицо и честно заявить о своей категории, даже если это всего одна или две "звезды", она проходит систему классификации. Если же гостиница не прошла данную аттестацию - тут у потребителя должен возникнуть вопрос: а нет ли подвоха в рекламных зазывающих фразах? Поэтому грамотный потребитель должен выбирать аттестованный отель, а грамотный отельер - пройти систему классификации, даже если она добровольная.

 

Материал подготовили: Максим Козырев, Елена Фаткулина 

Томские новости

Томичей приглашают на благотворительный забег «Мохнатый кросс»

22 марта 2024
Томские новости

Депутаты областного парламента поздравили многодетных томичек с Международным женским днем

4 марта 2024
Томские новости

В Томске отметят «Масленицу по-профессорски»

6 марта 2024
Томские новости

В Томске выбрали подрядчика для ремонта в доходном доме купца Деева

25 марта 2024
Томские новости

На чердаке томской поликлиники нашли лопатку времен Первой мировой войны

12 марта 2024
Томские новости

Томичей приглашают поучаствовать во всероссийской переписи воробьев

4 марта 2024
Томские новости

Краеведы и архитекторы из городов Сибири обсудят сохранение исторического наследия на очередном «Лекционе»

12 марта 2024
Томские новости

Томскую область в 2023 году посетили почти 500 тысяч туристов

6 марта 2024
Томские новости

Томские ученые представили «умные» медицинские технологии в павильоне Сбера на выставке «Россия»

18 марта 2024