18+
18+
РЕКЛАМА
Городские тренды, Инновации и технологии, Климатические изменения. Денис Молотков о новом позиционировании Томска, больших проектах и выращива Климатические изменения. Денис Молотков о новом позиционировании Томска, больших проектах и выращивании самостоятельного гражданина

Климатические изменения. Денис Молотков о новом позиционировании Томска, больших проектах и выращивании самостоятельного гражданина

В конце сентября у томского мэра появился новый зам - руководитель представительства администрации города Томска при Правительстве РФ, человек, отвечающий за привлечение в город больших денег и больших людей.

Им стал известный томский бизнесмен и депутат (теперь уже бывший) Думы г. Томска Денис Молотков, по совместительству являющийся членом Генерального совета «Деловой России» и председателем Центра социально-консервативной политики «Сибирь».


Теперь именно на него оказались возложены задачи по изменению томского инвестиционного климата и новому позиционированию города на внешней арене. Ну а что именно стоит за общими фразами, Денис рассказал редактору «Томского Обзора»:  

ТО: Ну, во-первых - каковы, собственно, Ваши задачи на новой должности?

ДМ: Если говорить об основных задачах, то сейчас у меня их три. Во-первых, это взаимодействие с министерствами, ведомствами Правительства РФ и государственными финансовыми институтами, таким как Инвестфонд РФ, Внешэкономбанк, инвестфонды ведомств. Особенно для нас интересен фонд Минэкономразвития, который выделяет регионам средства для объектов инфраструктуры при строительстве эконом-жилья, малоэтажного строительства. Так, для активного развития Левобережья нам потребуются значительные государственные ресурсы, а вслед за ними на этот участок придет и частный капитал.

Вторая задача – это привлечение на территорию крупных, средних и мелких инвесторов. Вообще, этот блок можно назвать «создание уникального инвестклимата». И это должны быть не просто слова, а реальные действия и механизмы. Сегодня в этом направлении сделано уже много: работает инвестиционный комитет в администрации, обеспечено полное сопровождение инвестора в ходе решения всех административных вопросов, включая оформление земли – своеобразная «зеленая волна».

Тем самым мы и создаем действительно уникальный инвестклимат, в ситуации, когда конкуренция между регионами и городами становится все жестче. Там, где сегодня смогут предложить инвестору наиболее благоприятные условия, там и будут успешная экономика, развитие и будущее. Собственно говоря, мы ставим перед собой достаточно амбициозные планы в части  развития, поэтому для нас эта задача становится важной и наиболее приоритетной.

ТО: А что же тогда третья задача?

ДМ: Третья задач вытекает из первых двух. Это – новое позиционирование города Томска, как города с уникальным инвестиционным и экономическим климатом. Города, который стремится стать свободным от коррупции. На минувшей неделе я был на заседании Генерального совета общероссийской общественной организации «Деловая Россия» под председательством В.Путина. Основной вопрос, который стоял на повестке дня и обсуждался – это то, каким образом и какие механизмы нужно применить для того, чтобы регион, город, местное самоуправление были наиболее инвестпривлекательными. Мы предлагали совершенно конкретные мероприятия, большинство из них принято, более того, я думаю, что в ближайшее время это будет оформлено и в какие-то решения правительства. Но первое, что необходимо в качестве нового индикатора для оценки эффективности как субъекта, так и местного самоуправления, по словам премьера, это количество новых открытых рабочих мест. По сути дела, это и есть тот инвестклимат, о котором мы говорим. И это очень хорошо, когда между городами, регионами существует жесткая конкуренция. В конечном итоге от нее выигрывает потребитель.

ТО: Но существует такая точка зрения, что нам в этой конкурентной борьбе особо нечего предложить – в Томске нет крупной промышленности, нет больших денег и соответственно, перспективы у региона тоже «мелкие»…
 
ДМ: Во время своей предыдущей командировки я посетил Калугу. Сегодня Калужская область является одним из лидеров в стране среди регионов, которые привлекают инвестиции на свою территорию, не имея при этом природных ресурсов, таких как углеводороды, металлы. Мы тоже должны очень четко понять наше конкурентное преимущество, смотреть, в чем мы сильны, что мы можем сделать.

В принципе, мы должны использовать свое территориальное положение, и выстроить свою стратегию не просто в пределах города, а в рамках  треугольника – Новосибирск-Кузбасс-Томск, учитывая свою близость от двух этих крупных центров. Например, в области можно строить какие-то производства, которые будут сориентированы на ближний рынок соседних мегаполисов и располагаться территориально близко к границе региона, на пустующих сегодня землях. В этом случае стоит точечно работать и с инвесторами – объяснять перспективность тех или иных производств в свете наличия или отсутствия у них рынков сбыта, отмечать наши конкурентные преимущества. Это первое.

Второе: сегодня IT-отрасль не очень сильно завязана на такие инфраструктурные вещи, как дороги или железные дороги. Важно, чтобы у нас была одна из лучших в стране инновационная инфраструктура. Я всегда привожу пример – сегодня в Индии одно из самых динамично развивающихся направлений – это call-центры. Здесь тысячи  людей получили рабочие места, а пользуются их услугами по всему миру, это ведь удаленный секретарь, по сути дела. Индийцы  нашли свою нишу, они имеют достаточно большое количество дешевого англоязычного ресурса и используют одно из своих конкурентных преимуществ. Наша задача – найти подобные нетривиальные решения, которые и позволят нам сделать качественный скачок вперед, а прежде – создать среду, в которой они смогут появиться и развиться.

ТО: Если говорить о конкретных проектах, которыми вы уже занимаетесь, то конечно, первой на ум приходит IKEA – как на данный момент обстоят дела с перспективами ее открытия в Томске?

ДМ: Мы работаем над организацией встречи с руководителем российского филиала IKEA, сейчас требуется возобновлять переговоры уже с новой командой, которая назначена руководить IKEA по России.

ТО: А какие сложности, на Ваш взгляд, могут возникнуть при обсуждении?

ДМ: Сложности уже определились. В тех скандалах, которые прошли в Самаре и Петербурге, IKEA показали свою, на мой взгляд, очень правильную жесткую позицию. Они являются достаточно консервативным трендом, индикатором и сигналом для других инвесторов: что происходит на территории с точки зрения инвестиционного климата. Соответственно, если мы сегодня хотим привлечь IKEA, меняться нужно нам самим, а не пытаться изменить их. И это позитивно скажется как на экономике города, так и на экономике всего региона. Это с одной стороны, будет сигнал инвесторам, а с другой стороны - нам.

ТО: А что-то, кроме IKEA, сейчас есть в разработке?

ДМ: Мы сегодня разговариваем о 4-х проектах с «Внешэкономбанком», эти проекты уже заявлены. По ним я встречался с руководителем Центра государственного частного партнерства Александром Баженовым. Суть этих проектов сегодня уже можно предварительно озвучить – это горящие, важные проблемы для города. Во-первых, создание системы удаления и переработки мусора, во-вторых, транспортная инфраструктура, строительство детских садов (необходимо снять эту проблему города с повестки дня и снять ее можно, конечно, только привлекая федеральные средства) и инфраструктура водоканала, помимо того, что мы сейчас ищем оператора на это направление. Но, даже привлекая федеральные ресурсы, муниципалитет должен решать задачи их эффективного освоения. Это тоже очень важный вопрос.

Сейчас мы готовим эти проекты в детальном виде и соглашение между Внешэкономбанком и городом. Думаю, что в ближайшее время оно будет подписано. Под это соглашение мы будем создавать в Томске центр Государственного и частного партнерства, который будет работать под задачи привлечения инвестиций и под задачи, которые мы хотим решать вместе с Внешэкономбанком. Это достаточно серьезный финансовый институт. Сейчас во Внешэкономбанке отмечают необходимость принятия нами концепции в рамках стратегического развития города. И уже в рамках нее банк сможет финансировать все ключевые проекты, которые являются точками роста, от социальных до промышленных.

ТО: Кто непосредственно будет заниматься созданием концепции внешнего позиционирования Томска?

ДМ: Задача внешнего позиционирования Томска стоит перед всей командой. Здесь каждый должен внести свой вклад.

ТО: Ваш опыт работы в «Деловой России» насколько будет использоваться при этом?

ДМ: После заседания Генерального совета «Деловой России» мы разговаривали с председателем «ДР» Борисом Титовым. Во-первых, я ему рассказал о той политической воле, которая есть у нас сегодня в городе. О том, что мы не просто хотим, а меняем инвестклимат и достаточно интенсивно это делаем. В результате, мы договорились, что на сегодняшний день мы выбираем формат для проведения мероприятия «Деловой России» в Томске. Либо это будет формат расширенного Генсовета «Деловой России», либо ее Инвестклуба, а сегодня в совете этой организации - все топовые предприниматели страны, банкиры, венчурные капиталисты. Более того, все те инициативы, которые сегодня есть и разрабатываются в «Деловой России» мы будем сразу же использовать в своей работе в Томске.

Как стало известно в конце октября, по итогам заседания «Деловой России» 12 октября перечень поручений премьер-министра РФ В. Путина членам Правительства и другим федеральным чиновникам включил в себя 17 пунктов. По словам Д. Молоткова, такое произошло впервые, и вполне вероятно, что в скором времени предложения «ДР» превратятся во вполне осязаемые решения.

Среди поручений премьера – рассмотрение вопросов по созданию региональных фондов прямых инвестиций, рейтинга инвестиционного климата субъектов РФ, ряд вопросов, касающихся земли, создания частных индустриальных парков и др. инициатив бизнеса.

ТО: Есть некое стереотипное восприятие Томска, зачастую негативное, главным образом – в головах самих томичей, во всяком случае, их интернет-части – на тех же форумах, в комментариях к разного рода информационным материалам. Что можно и нужно, на Ваш взгляд, с ним делать? 

ДМ: Я против чего-то искусственного, хотя и не против применения некоторых пиар-технологий. Но прежде чем заработают технологии, необходимо подкрепить их реальным делами. По мере того, как мы будем продвигаться на этом пути, будут меняться и оценки. Мы открыты для СМИ, даже если я буду работать по большей части в Москве, то смогу освещать свою деятельность, как минимум, в каком-нибудь блоге. Кстати, я много времени провожу в сети, продвинутый юзер, так сказать. И я не согласен с тем, что этот образ Томска так уж негативен.

Для меня вообще неприемлемо действовать в рамках чьих-то стереотипов. Если уж мы называемся умным городом, то действительно нужно ставить такую задачу вовлечения людей, если уж не в политический, то в гражданский процесс точно. Выращивание самостоятельного гражданина – это задача глобальная для всей России, а не только для Томска. Мне кажется этот процесс эволюционный, такая моисееева задача. На мой взгляд, гражданское самосознание сейчас просыпается, и люди начинают думать. Даже на уровне своих домов, подъездов, на уровне ЖКХ этот процесс идет, и идет достаточно интенсивно. Люди начинают понимать, что они ответственны  за свою жизнь. Никакая власть за них никогда не решит этих проблем.

ТО: Тем не менее, в Томске, например, практически отсутствуют те, кого можно было бы действительно назвать «лидерами мнений», во всяком случае, у той части общества, которая активно обсуждает в интернете что как и где происходит. Не кажется ли Вам, что для успешности всего процесса необходимо, для начала, искать и взращивать подобных персон?

ДМ: Искать общественных лидеров без сомнения необходимо, я не спорю. Более того, эти лидеры сами должны быть инициаторами тех процессов, которые идут в городе, они должны быть максимально открыты, объяснять свою позицию, дискутировать. В рамках работы администрации, партийных проектов, которые сегодня все шире будут развивать дискуссионные площадки, где мы будем говорить, о настоящем, будущем, о перспективах города. Я считаю, что все это части работы позиционирования, хоть внешнего, хоть внутреннего. Прежде чем выходить вовне, нужно внутри разобраться – кто мы, что мы, зачем и куда мы движемся. На федеральном уровне такие люди есть – тот же Антон Носик, Артемий Лебедев. Я смотрю наши томские форумы - ФТР, Мозг, форум областной Думы – действительно, видно, что больше эмоций, чем знания вопроса. Нужно объяснять, разговаривать и быть открытым.

Вообще, я считаю, лидерами общественного мнения являются представители нашего бизнеса, которые выходят на международную арену: Андрей Поздняков, Игорь Иткин, Виктор Гюнтер, Михаил Сонькин. Лидеры общественного мнения у нас есть. Вопрос в том, что у нас нет площадок, где мы встречаемся. Аркадий Майофис - он серьезный бизнесмен. Я знаю Майофиса с 1983 года, и знаю очень хорошо. И неверно,  когда его ассоциируют только с передачей «Час пик», а не с тем холдингом, который был построен, с теми процессами, в которых он участвует. Он же ездит по всей стране, читает лекции, мастер-классы дает. Везде, получается, кроме нас. А почему? Не востребован. Почему у нас до сих пор нет мощнейшего факультета, который бы выпускал медийных специалистов разного плана?...

Я знаю, что эти процессы идут со скрипом. Когда я был заместителем председателя «Деловой России», я этот опыт «ДР» приземлял везде, кроме Томска. Это здесь не было востребовано. Возвращаясь к вопросу, почему я согласился на эту должность. По сути дела, мэр Томска передо мной сформулировал задачи, дал сигнал, что теперь у нас это востребовано. А если это так, то я готов силы  и часть жизни потратить на то, чтобы изменить то, что необходимо изменять, чтобы инвестклимат здесь стал уникальным. Чтобы мы нашли здесь конкурентные преимущества, которые станут для Томска локомотивом. И чтобы это все стало понятным, нужно привозить сюда лидеров общественного мнения страны. Наши бизнесмены должны садиться рядом с российским бизнесменами, сравнивать разные точки зрения. И мы должны ориентироваться на результат, который можно проверить реальными делами.
 

Текст: Елена Фаткулина

Фото: Денис Титов