18+
18+
РЕКЛАМА

Сергей Ханукаев и Сесар Альварес: Томский симфонический оркестр обрел дирижеров

Наконец, свершилось – после практически 10 лет, проведенных без главного дирижера, томский симфонический оркестр обрел нового лидера. Конкурсная комиссия фестиваля «Парад дирижеров» предложила этот пост Сергею Ханукаеву из Бостона. Также определили и второго главного дирижера, – предполагается, что им станет Сесар Альварес из Испании, много лет работавший с оркестром как приглашенный специалист. Сразу двух дирижеров выбрали ради того, чтобы хотя бы один маэстро всегда находился с музыкантами.

Выбирали дирижера достаточно необычно – пять претендентов на должность выступили в Филармонии с концертными программами.
- Еще в сентябре возникла идея: Филармонии нужен главный дирижер, но его нужно не назначить, а определить по результатам конкурса, - объясняет Андрей Кузичкин, начальник областного департамента культуры. – Когда мы распространили информацию с условиями конкурса, то начались звонки, я пообщался примерно с 50 претендентами. В декабре было выбрано пять дирижеров, которые добрались до второго этапа. Мы поздравили их с победой и согласовали программу гастролей.

Программы получились совершенно разные. Открыл парад известный в Томске Сесар Альварес, его программу из музыкальных фрагментов из популярных кинофильмов композитора Эдуарда Артемьева публика оценила овациями, а сам автор утирал слезы. Затем оркестр под управлением Сергея Ханукаева представил увертюру к опере «Оберон» Вебера, и «Симфонию №2» Брамса. Сергей Тарарин (Москва) соединил в концерте «Зимние грезы» и «Симфонию №1» Чайковского с музыкой мексиканских композиторов (видимо, помогли годы работы в этой стране). Эдуард Дядюра (Москва) выбрал классику, произведения Бетховена и Шумана. А завершал «Парад дирижеров» Роман Моисеев (Москва), с ним томский симфонический оркестр представил произведения Брукнера и Бетховена.

По мнению Кузичкина, конкурс заставил музыкантов мобилизоваться (над каждой программой работали на двух, максимум пяти репетициях).

Последний концерт «Парада дирижеров» собрал приличное для Томска количество зрителей – БКЗ был заполнен на две трети. Ценители музыки предвкушали – скоро станет известно имя нового дирижера. Многие голосовали – слушатели получали по две карточки, и могли после концерта с их помощью высказаться за или против маэстро. Обещали, что мнение публики тоже будет учитываться.

- Я проголосовала за Романа Моисеева, хочется, чтобы именно он стал новым дирижером, - признается Галина Иванова, одна из постоянных посетительниц симфонических концертов. – Почему? Мне нравятся его руки, нравится динамика, и выглядит он элегантно. Думаю, если его выберут, и он согласится остаться в Томске, я буду очень любить этого дирижера и ждать концертов. Альварес, по-моему, как-то раздражает публику. Мол, обедает в своей Испании, а вечером прилетает на концерт в Томск.

Роман Моисеев

Роман Моисеев прежде уже выступал в Томске – в 2000 году, еще в то время, когда главным дирижером был Богуслав Давидов. Но тогда маэстро пригласили на определенную программу, а на сей раз он выбирал авторов сам. Так, в Томске впервые прозвучала Симфония № 3 Брукнера, композитора и органиста, чьи симфонии считаются символом заключительного этапа австро-немецкого романтизма и вершиной исполнительского искусства.

- Томский оркестр никогда еще не играл эту музыку, она сложна для исполнителей и длится почти час. Я бы сказал, данная программа европейского уровня, - поясняет Роман Моисеев (в первом отделении была исполнена Симфония № 1 Бетховена). – Что оркестр с ней справится, я не сомневался и стремился сделать все возможное, чтобы звучание было соответственным. Уровень моих требований изначально был высок и в силу многих причин, некоторые музыканты психологически были к этому не готовы... Поэтому должный контакт между нами установился не сразу. Поняв произведение, оркестр смог мобилизовался и показал максимально возможный на сегодня результат. Конечно же, это не предел - продолжает Роман Моисеев и связывает будущее оркестра Томской филармонии с приходом талантливой молодежи, грамотным менеджментом и кропотливой работой нового главного дирижера…

А после «Парада дирижеров» было тайное голосование музыкантов и заседание конкурсной комиссии. Экспертный совет возглавил художественный руководитель хоровой капеллы ТГУ Виталий Сотников. Комиссия посещала каждый концерт «Парада», со всеми претендентами подолгу общались новый директор Филармонии Марина Шерина и начальник департамента культуры Андрей Кузичкин.

В итоге Сергей Ханукаев победил с заметным преимуществом – за него музыканты отдали 20 голосов. Второе место с 15 голосами занял Сесар Альварес. Тогда было принято решение предложить Ханукаеву пост главного, а Альваресу второго дирижера. Предполагается, что оба дирижера прибудут в Томск в конце марта. Ханукаев уже подтвердил, что согласен с осени перебраться в наш город на постоянное место жительства (и работать с оркестром регулярно, а не наездами). В департаменте рассчитывают заключить с ним контракт как минимум на три года. Беседы с Альваресом еще не было.

Что же заставило Сергея Ханукаева покинуть Бостон и отправиться в значительно менее известный и более холодный Томск?

- Он принял это решение из идейных соображений! – считает Андрей Кузичкин. – Сергей Ханукаев состоявшийся дирижер. У него все есть – известность, связи, репутация. Но он хочет заняться новым проектом, причем очень непростым. Его зовут не в звездный оркестр. Если он сможет поднять томский симфонический на высокий уровень, то еще больше укрепит свой авторитет. С Бостоном его сейчас связывает только музыкальная Академия для детей, грант на создание которой он выиграл. Но, в конце концов, добраться до Бостона из Томска сегодня иногда получается даже дешевле, чем до Москвы.

Интересно, что при выборе главного дирижера, в пользу Сергея Ханукаева было много деталей. Когда-то он учился в классе Эдисона Денисова, композитора и музыковеда с томскими корнями (так нашлась связь с Томском). Конечно, не оставили без внимания и тот факт, что учился Сергей Ханукаев с советником Президента РФ по культуре Юрием Лаптевым. Заинтересовала экспертную комиссию и программа стратегического развития, которую предложил дирижер. Правда, там есть идеалистические моменты вроде активного привлечения к поддержке Филармонии томских меценатов. Но также у Ханукаева есть значительный опыт работы с грантовыми проектами, который, как надеются эксперты, можно будет применить и в работе с томским симфоническим оркестром.

Требования же немало поработавшего за границей дирижера не превосходили пожелания остальных кандидатов. Нормальное жилье и зарплата (он специально узнавал, сколько в среднем дирижеры получают в российской провинции) и приглашение в оркестр «недостающих» музыкантов, чтобы укомплектовать коллектив.

На апрель запланирована аттестация музыкантов томского симфонического оркестра, к этому времени контракт с дирижером уже будет подписан. А свою первую томскую программу новый главный, как ожидается, подготовит к юбилею первой скрипки оркестра Сергея Зеленкина, народного артиста России.

Текст: Мария Симонова

Фото: Алена Кардаш, Евгения Швецова, Антон Черев

Люди

Самолет в натуральную величину и премьера в аэропорту. Как томичи готовят спектакль-перформанс о выдающемся летчике Харитоне Славороссове

27 марта 2024
Томские новости

Томский Underground отметит 20-летие серией ярких концертов

2 апреля 2024
Томские новости

В Томске пройдет вечер историй и воспоминаний в честь юбилея Эдисона Денисова

1 апреля 2024
Креативные индустрии

Как получить 250-летнюю виолончель для концерта? Музыкант Глеб Степанов о музейных гастролях в Томске

15 апреля 2024
Томские новости

Томичей приглашают поучаствовать в фотоконкурсе «Город-Университет»

11 апреля 2024
Люди

В Томске презентовали сборник воспоминаний об известном томском ученом Вячеславе Новицком

25 марта 2024
Томские новости

В Томске презентуют проект о первых авиаторах «Долететь до неба»

4 апреля 2024
Томские новости

Музыка чисел. Что увидят томичи на выставке личных вещей Эдисона Денисова

22 марта 2024
Креативные индустрии

Как делают хорошее кино. Кинопродюсер Наталия Клибанова о создании «Мастера и Маргариты», региональных поисках киноиндустрии и впечатляющих томичах

21 марта 2024