18+
18+
РЕКЛАМА
Speciality, Религия, Руссикум: агенты Ватикана, или свидетели примирения? Руссикум: агенты Ватикана, или свидетели примирения?

Руссикум: агенты Ватикана, или свидетели примирения?

Что такое загадочный Руссикум: обитель «агентов Ватикана», или студенческое общежитие? Корреспонденту «Томского Обзора» удалось провести несколько дней в Collegium Russicum и даже познакомиться там со священником из сибирской деревни.

Центр подготовки мучеников

Эта история началась 15 августа 1929 года, когда папа  римский Пий  XI провозгласил декрет Quam curam, согласно которому официально была учреждена семинария, получившая полное наименование «Папская русская коллегия святой Терезы Младенца Иисуса» (Pontifio Collegio Russo di S. Teresa del Bambin Gesù). Здесь все очень символично.

Святая Тереза Младенца Иисуса в традиции Римско-католической церкви является покровительницей миссионеров. А коллегия была создана как раз для того, чтобы спасти веру в России. В те времена в СССР свирепствовали жесточайшие в истории гонения на церковь, священники истреблялись, как класс, и все говорило о том, что пройдут считанные годы и Советский Союз станет духовной пустыней. Именно сюда планировали отправиться, чтобы нести Евангелие даже ценой собственной жизни, молодые священники, окончившие Collegium Russicum.

Руссикум сегодня

Практика создания национальных коллегий не является изобретением XX  века. Святой Престол использовал подобную методику еще в XVI  веке для  Англии, и позднее для Германии и Венгрии. В XVII  веке была учреждена греческая коллегия. Их целью являлась помощь местным церквям «находящимся в критическом положении», а также подготовка католического духовенства для работы в этих странах.

Руссикум сегодня

Первым ректором Руссикума стал иезуит Филипп де Режис - большой знаток восточного православия, который без акцента говорил по-русски. Во время и после  войны выпускники коллегии проводили активную работу среди пленных и эмигрантов. Разумеется, такая деятельность не могла пройти мимо НКВД. В списках этой жестокой организации находилось 32 священника из Руссикума. Поймать смогли 11, все они были осуждены по печально известной 58-й статье и сгинули в советских концлагерях. Выжил только Пьетро Леони, арестованный в Одессе в 1944 году. Его освободили и выпустили из СССР десять лет спустя.

Студенческие будни


Уже в конце 50-х Руссикум утратил свое значение, как центра подготовки миссионеров для обращения России в католичество. Папа Иоанн ХХIII в 1959 году написал: «Мы не будем пытаться разобраться в том, кто был прав и кто виноват. Мы скажем лишь: Воссоединимся, покончим с раздорами». После Второго Ватиканского Собора, Католическая Церковь признала Русскую Православную Церковь сестрой. Изменилась официальная политика Ватикана, а значит поменялось и направление работы коллегии. Сегодня ректором Руссикума является о. Лионгинас Вирбалас, священник-иезуит из Литвы, который раньше служил в русскоязычном приходе св.Казимира в самом центре Вильнюса.

Здесь студенты Руссикума занимаются спортом

Здесь часто бывали священники РПЦ, проходившие обучение в ватиканских богословских университетах. Сегодня под сводами высоких потолков  XVIII века не так уж часто услышишь русскую речь. Но много православных и католических священников из центральной и восточной Европы, а также из Прибалтики. Фактически, сегодня Руссикум - это студенческое общежитие в центре Рима недалеко от базилики Санта Мария Маджоре и в двух кварталах от вокзала Термини. Большинство его насельников учатся в Папском Восточном Институте, расположенном по соседству.

Руссикум сегодня

Православные молятся в часовне восточного обряда, а богослужения совершают в православных храмах Рима. Католики и Греко-католики - также остаются в рамках своих литургических традиций. Экуменические отношения формируются через неформальное общение, беседы за обедом в красивой трапезной с иконописными росписями на стенах, совместную учебу.

Руссикум сегодня

Наверняка, православные студенты, вернувшиеся в Россию, будут более дружелюбны в отношении местных католиков. Да и католические священники, лучше познав духовную глубину православия, смогут более деликатно вести свою пастырскую работу в православном окружении.

Из тайги к служению Богу

Отец Виктор Билотас живет в Руссикуме последние месяцы. Он завершает свое обучение в Григорианском Университете на факультете истории церкви. Был направлен сюда епископом сибирской епархии Преображения Господня Иосифом Вертом. Отец Виктор родом из уже не существующего поселка Копаное Озеро в Чаинском районе Томской области, закончил Красноярский институт лесного хозяйства, работал лесничим. Затем постепенно осознал свое призвание стать священником, закончил семинарию в Санкт-Петербурге, служил в Новосибирске, часто бывал в Томске, много ездил по сельским общинам католиков по всей Сибири.

Виктор Билотас

«Я вырос в верующей семье. В нашем селе была группа женщин, в основном литовок и латгалок, которые собирались на молитву, сохраняли католическую традицию даже в отсутствие священника. Бабушки, оставшиеся еще в молодости без мужей, которые сгинули в сибирских концлагерях, стали теми, благодаря кому вера теплилась у домашних алтарей в этих суровых местах.» - рассказывает отец Виктор.

В селе жили люди самых различных национальностей, все, кого соединила вместе ссылка или репрессии: латыши, поляки, селькупы, литовцы, латгальцы, татары, башкиры, жил даже один турок. Это было хорошей школой национальной и религиозной толерантности. Но и одновременно школой укрепления в верности своей вере.

В первый раз отец Виктор побывал в храме подростком. В 1981 году отец привез всю семью в Литву, там в римско-католическом храме Виктор принял таинство Святого Крещения. Это было краткое прикосновение к вере, после чего нужно было снова возвращаться в далекую Сибирь, где никто никогда не видел священника и веру сохраняли в домашней молитвенной практике.

«В первый раз священник приехал в наши места в начале 90-х. Это был викарий томского прихода о.Казимир Юзьвик. Он постоянно путешествовал по области по таким вот небольшим группам, совершал Литургию, преподавал таинства. В будущем выборе призвания стать служителем Церкви большую роль сыграл пример его миссионерского посвящения и пример веры моего отца, который оказал огромное влияние на мое христианское воспитание» - говорит он.

Виктор Билотас

Затем была учеба в Красноярске и первые шаги в полноценной христианской жизни в местном католическом приходе. Тогда он и понял, что Бог призывает посвятить всю жизнь без остатка, чтобы служить Ему и людям вокруг. Но до семинарии был еще год работы лесничим, и два года службы в армии.

После рукоположения отец Виктор вернулся в Сибирь и некоторое время служил при кафедральном соборе Преображения Господня в Новосибирске, где занимался окормлением малых католических групп по деревням. Пример о.Казимира заставил его стать странствующим пастырем бескрайних сибирских просторов.

Как только представилась возможность, он отправился в Рим, на своего рода «повышение квалификации» - получить дополнительное образование в области церковной истории. В июле возвращается обратно.

Руссикум сегодня

«Конечно многое будет зависеть от решения епископа» - делится он планами на будущее - «Но я хотел бы и дальше служить и помогать небольшим католическим общинам, которых все еще очень много в сельской местности. Кто еще поедет к этим людям, если не я?».

Католики в России

Католическая церковь включает в себя представителей самых различных народов, языков, культур. Здесь есть место и российским католикам, который очень мало, но они существуют. Не так просто стать католиком в России, и национальность или «наличие корней» здесь не имеют значения. Случайных людей здесь практически не бывает. Ведь прежде, чем приступить к таинствам, необходимо пройти год так называемого «катехумената» - изучения основ веры и духовности. Только после этого, если намерения человека не изменились, он принимается в число прихожан.

Уезжая из Руссикума, я подумал о том, как важно нам лучше понимать друг друга, чтобы избавиться от вредных и опасных мифов, которые сеют раздор между христианами традиционных церквей. Там, в Риме, формируется то взаимопонимание, которое важно не растерять. Вся история Руссикума - это поиск примирения разделенных историей частей церкви. А прошлое и настоящее Сибири - образец мирного сосуществования людей разных конфессий.

Текст, фото: Павел Левушкан