18+
18+
РЕКЛАМА
Made in Tomsk, События, Амбициозные презентации "Инвестсезонов": бренд "Made in Tomsk" и стратегия Деловой России "25х25" Амбициозные презентации "Инвестсезонов": бренд "Made in Tomsk" и стратегия Деловой России "25х25"

Амбициозные презентации "Инвестсезонов": бренд "Made in Tomsk" и стратегия Деловой России "25х25"

На минувшей неделе Томск во второй раз стал масштабной дискуссионной площадкой, где состоялись «Инвестсезоны-2» - мероприятие, призванное повысить инвестиционную привлекательность города. В гости приехали крупные бизнесмены и политики, члены Генерального Совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», в том числе со своим интересом – презентовать новую программу индустриализации страны "Стратегия 25х25" (то бишь 25 миллионов новых рабочих мест 2015 году»).

«В Томске для инвесторов работает один принцип – «зеленого коридора», - заявил мэр Томска Николай Николайчук на открытии Инвестиционных сезонов. Он подчеркнул, что за последние 2 года муниципалитет перекроил всю систему работы с инвесторами, сформировал реестр из 113 инвестпроектов, в отношении 10-ти приоритетных ввел институт проектного менеджмента, сделал максимально доступной информацию о земельных ресурсах. Результат не заставил себя ждать - в Томск зашли мировые компании «Metro» и «Veolia». Главным препятствием на пути инвестиций в Томск мэр назвал транспортную удаленность и особенности межбюджетных отношений. Однако если первое определенным образом «…компенсирует Особая экономическая зона, научная база, пояс инновационных предприятий, принципы работы с инвесторами, то со вторым аспектом всё гораздо сложнее. Европейская модель местного самоуправления, заложенная 131-м федеральным законом, разбилась о российскую действительность», - сообщил Николайчук. Главная проблема в том, что «у муниципалитетов нет доходной базы, они лишены возможности увеличивать свои доходы - кроме труднособираемого налога на землю и подоходного, у муниципалитета нет ни одной статьи доходов». Решением проблемы мэр видит разграничение полномочий муниципальных, региональных и федеральных органов, а также появление самой возможности зарабатывать, увеличивать свои налоговые доходы – для этого необходимо только внести изменения в федеральное законодательство.



Уже по итогам «Инвестсезонов», на пресс-конференции в медиацентре РИА «Новости» председатель «Деловой России» Борис Титов отметил, что «Ни одна поездка по регионам не была столь результативна, как эта».


Каковы же главные результаты для Томска, помимо самого мероприятия?

- Один из проектов «Деловой России» будет реализован в Томске:
«Мэр предложил инвесторам реальные проекты. Один из самых масштабных - строительство студенческого кампуса, - сообщил Титов. – «Это очень важный проект, но на него нужно смотреть шире. Мы предложили сформулировать проект не как строительство кампуса, а как создание томского образовательного кластера по экспорту образования. Его главная целевая задача - привлечь сюда иностранных студентов, этой задачей никто пока не занимается. Кампус необходим в Томске, но это как одна из составляющих этого большого проекта. Мы сделали стратегию «25х25», выработали основные направления, следующий этап работы – создание дорожной карты. Мы будем предлагать правительству сформировать 10-15 проектов, сделать их опытными, на базе которых можно было бы показать, как надо строить эти проекты, сделать 10-15 Сколково в других отраслях. Один из проектов будет реализован в Томске».


- Заработал проект «Made in Tomsk» и сайт www.madeintomsk.info:
Участникам «Инвестсезонов» мэр презентовал проект «Made in Tomsk» - результат совместной работы томского бизнеса, общества и муниципалитета, который родился на первых «Инвестсезонах». Как подчеркнул Николай Николайчук, «он нацелен на продвижение компаний, технологий из Томска и концентрирует то лучшее, что придумали и создали томичи в самых разных сферах - от машиностроения до культуры». Заммэра Денис Молотков на пресс-конференции для журналистов сообщил, что «Помимо сайта www.madeintomsk.info, который есть сегодня, мы договорились еще о том, что предприниматели будут брендировать свою продукцию слоганом «Made in Tomsk». Семь томских компаний уже согласились участвовать в этом. Среди них, например, компания «Элекард», которая будет маркировать свое компьютерное обеспечение брендом «Made in Tomsk» и «Сибэлектромотор», которые готовы брендировать выпускаемые электродвигатели.


- В Томске презентована амбициозная Стратегия «Деловой России» «25х25», что означает, что к 2025 году в России должно появиться 25 миллионов рабочих мест, а производительность труда и заработная плата утроятся.
И чего же принципиально нового нашему искушенному адресату всяческих «стратегий» и «планов» предлагают на этот раз?


Немного об авторах. «Деловая Россия» создана 10 лет назад, в 2001 году. Позиционирует себя как «Союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса, работающих в основном в несырьевом — перерабатывающем секторе нашей экономики: в машиностроении, строительстве, лёгкой промышленности, в сельском хозяйстве и сфере финансовых услуг, информационных технологий и многих других». Объединяет предпринимателей из 68 регионов Российской Федерации.

Что интересно, и ранее идеи «Деловой России» являли собой общенациональные программы (в 2004-м была обнародована программа «Политика Роста», предлагающая новые механизмы реформирования национальной экономики, конкретные предложения по развитию бизнеса в России. В 2006-м - расширенная экономическая программа «Экономическая модель суверенной демократии», в 2007-м «Бизнес план для России»). Однако лишь сейчас программа, что называется, зазвучала. А все почему? Ответ прост: бумага направлена в общероссийский народный фронт и председателю правительства, последний уже поддержал ключевую идею на майском бизнес-форуме. Его выступление – буквально цитата из программы: «Считаю, что нам нужно поставить задачу в ближайшие 10–15 лет создать до 25 миллионов современных и качественных рабочих мест. Это непростая, но, на мой взгляд, вполне решаемая для России задача. Естественно, как за счет модернизации уже действующих производств, так и за счет создания новых площадок». «Владимир Путин покидал зал бизнес-форума под аплодисменты», - радостно сообщает телеканал НТВ. – «Предприниматели явно были обрадованы полученными от премьера сигналами. Интересно, что свой бизнес-форум предприниматели провели в здании на Краснопресненской набережной, буквально в пяти минутах от Дома правительства», - резюмирует корреспондент. И как тут не вспомнить первую фразу документа: «Наступил момент принятия принципиальных для страны решений…».


16 шагов к светлому будущему

В чем суть программы? Она изложена в 16-ти практических шагах, реализация которых позволит создать к 2025 году 25 миллионов рабочих мест с производительностью не менее 3 млн руб. в год. «Если мы решим эту задачу, то через 12 лет будем жить в новой стране, пока еще не самой лучшей на Земле для жизни, работы и ведения дела, но стремительно и твердо идущей к этой цели», - утверждают разработчики. Ммм… Опять дежавю?

Список необходимых шагов открывает уход государства из экономики. Второй шаг — «налоговый маневр». Нагрузку следует перенести с производственного сектора на природную ренту, имущество и потребление, особенно алкоголя и табака. Далее - «Открытая экономика», снятие всех тарифных и иных барьеров с ЕС. Это, как ожидается, даст толчок развитию в России промпроизводств, ориентированный на крупнейший соседний рынок. Институт государственных арбитражных судов должен быть заменен на систему негосударственных третейских судов. Другая масштабная реформа, кратко сформулированная как «землю работодателю», предполагает приватизацию городских и сельскохозяйственных земель. Помимо этого, стране необходимы конкурентные тарифы естественных монополий, которые, по словам Титова, должны быть конкурентными не только с точки зрения конкуренции из-за рубежа, но с точки зрения реальности ценообразования. И прочая, и прочая. Перечислять семь страниц нет смысла, подробно концепция расписана на сайте «Делороссов».

Разработчики утверждают, что это огромная по масштабам задача, требующая инвестиций на уровне не менее $350 млрд. ежегодно, в том числе не менее $100 млрд. прямых иностранных инвестиций. Непосредственное создание новых рабочих мест, новых производств должен осуществлять бизнес. Создать соответствующие условия - государство. При всем этом тенденция к оптимизации персонала, тренд на автоматизацию и роботизацию технологических процессов, по всей, видимости разработчиков не пугает.

Инновации – не панацея

Итак, новые рабочие места должны быть созданы в производствах, ориентированных на внутренние и внешние рынки, импортозамещающих производствах, производствах потребительских и индустриальных товаров для обеспечения модернизации, в энергоемких производствах и переработке сырья, в секторах новой экономики, а также в малом и среднем бизнесе, в секторе услуг, в социальном секторе.
Причем подчеркивается, что «в России в инновационных секторах могут быть заняты не более 5% населения. Более того, 80% нашего населения не способны в обозримой перспективе превратиться в IT или биотехнологов, разработчиков высокотехнологичных товаров».

Так и хочется процитировать председателя «Деловой России» Бориса Титова по этому поводу: «Последнее время говорим о модернизации и инновационной экономике. Фигня это, честно говорю, фигня. Без промышленной основы никакой постиндустриальной экономики или инновационной экономики быть не может. Инновации - это очень важно, но это лишь небольшая часть. Она, конечно, движет вперёд, это создаёт возможность для развития промышленности - базовой экономики, но если этой промышленности нет, то это бессмысленно. Очень люблю я это выражение и Путину говорил его: «Это всё равно, что выращивать яблоню на своём огороде в саду, а яблоки будут падать в огород к соседу».

А на неизбежный скепсис, который возникает у обывателя при словосочетании «российская промышленность», у «Делороссов» есть весомый аргумент: «Мы настаиваем: необходимо отказаться от заблуждений относительно того, что промышленный бизнес, созданный на территории России, не может быть конкурентоспособным. Последний опрос генеральных директоров глобальных компаний показывает, что они считают Россию одной из наиболее перспективных стран для размещения промышленных предприятий».

Что ж, заблуждения это или нет, покажет время. Вероятно, стратегия все же будет принята, так как в целом она вписывается в сегодняшнюю идеологию. А в 2025-м сверим часы, если кто вспомнит.

Текст: Анна Евгеньева

Фото: Вячеслав Смирнов