Время перемен: Малая сцена и новые витражи Томского ТЮЗа
Томский театр юного зрителя переживает большие перемены: в здании идет капитальный ремонт, нужда в котором появилась давно. На прошлой неделе ТЮЗ продемонстрировал первые шаги, сделанные на пути к новой жизни: после более чем 20-летнего перерыва вновь заработала малая сцена. А перед ее официальным открытием гостям презентовали эскизы новых витражей, которые украсят фасад здания театра после ремонта.
Большое будущее малой сцены
Вместимость возрожденного малого зала – 70-80 человек, площадь – почти 500 кв. метров (при общей площади театра в 5 тыс. кв. метров). При этом привычные подмостки здесь отсутствуют, а функцию кресел для зрителей выполняют простые стулья. Однако в этом весь фокус: при необходимости часть стульев можно вынести или расставить по кругу - как потребует спектакль.
Стоимость работ составила около 8 млн. рублей. При этом сам ремонт делался в два этапа: еще в 2007 году была отремонтирована кровля, заменена стропильная система, остальные работы были сделаны позже.
- Открытие малой сцены имеет большое значения для ТЮЗа. Фактически мы обеспечили непрерывность театрального процесса, - подчеркнул начальник областного департамента по культуре Андрей Кузичкин. – Как только закончился сезон, начались работы по ремонту большого зала. С началом нового сезона труппа была отправлена на гастроли, и вот сейчас на малой сцене будут ставиться спектакли детского и взрослого репертуара.
Сейчас, когда большой зал ТЮЗа встал на ремонт, на малую сцену ложится двойная ответственность: быть не только временным приютом для «больших постановок», но и самостоятельной частью целого театрального организма. У малого зала "свое место" в здании, свой гардероб, гримерные, комнаты с декорациями и реквизитом и – свой путь развития.
Первый спектакль на малой сцене ТЮЗа состоялся в 1988 году. Тогда томичи увидели премьеру по пьесе Славомира Мрожека «Эмигранты». Режиссером стал тогда еще студент ГИТИСа, а в будущем – главный режиссер Драмтеатра Юрий Пахомов. Чуть позже на малой сцене состоялись еще две премьеры - «Суд» Вениамина Сливкина и «Чинзано или День рождения Смирновой» того же Юрия Пахомова. К сожалению, в силу разного рода обстоятельств «Чинзано» стал последним спектаклем малой сцены, которая постепенно превратилась в репетиционную площадку.
Со временем в театре было принято решение: необходимо не просто восстановить малую сцену, но фактически сделать ее совершенно новой театральной площадкой со своей собственной концепцией. «Большие» постановки – это не все, что нужно театру и зрителю, а потому постановка спектаклей именно «малых форм» становится одной из ведущих целей ТЮЗа.
- Хочется, чтобы эта площадка была доступной для молодежи, которая могла бы здесь экспериментировать, - отметил заместитель губернатора по социальной политике Владимир Самокиш. – Сейчас задается много вопросов: у нас есть идеи, мы хотим их воплотить, но негде. Здесь же есть нормальная площадка как раз для воплощения этих идей, также существует система грантовой поддержки. Нужен только талант и усилие, и тогда все получится.
На малой сцене могли бы пробовать свои силы выпускники Томского колледжа искусств и культуры, молодые режиссеры и студенты, обучающиеся по специальности «режиссура» из разных городов. Малая сцена могла бы стать центром молодежной «театральной тусовки» Томска. Именно сюда будет приходить тот самый "новый зритель", о котором в последнее время говорят все чаще.
Сразу после официального открытия на малой сцене состоялась премьера спектакля «Ночь Святого Валентина», открывшего 23-й театральный сезон. Малая сцена готова к новым проектам и, по словам исполняющей обязанности директора Томского ТЮЗа Елены Фроловой, эти проекты есть. Так, режиссер Сергей Филиппов будет ставить новогоднюю сказку для детей, также в планах поставить с Александром Загораевым «Преступление и наказание» Достоевского. Предложений «поэкспериментировать» на малой сцене поступает много, говорит Елена Фролова, тем более сейчас, когда у ТЮЗа нет главного режиссера. Так что в ближайшее время именно малая сцена станет центром жизни театра.
Гамлет, Мельпомена и Арлекин
В начале осени Центр по охране и использованию памятников истории и культуры совместно с дизайнером, который разрабатывал новый интерьер Томского ТЮЗа, инициировали проведение конкурса рисунков среди студентов на лучшую концепцию витражной композиции для Томского ТЮЗа.
Сейчас все 37 работ студентов Томского государственного архитектурно-строительного университета и одну работу профессиональной компании можно увидеть в фойе театра. Авторы эскизов в большинстве случаев старались оставаться максимально близкими к классическим театральным образам: Арлекин и Пьеро; Мельпомена, Эвтерпа и Талия; Гамлет и придворный шут; театральные подмостки и маски... Отдельные работы уже получили дипломы первой степени, но, по словам Андрея Кузичкина, они требуют доработки прежде чем будут представлены специалистам.
Неизбежен вопрос: какое же будущее ожидает старые витражи, изображающие великих русских классиков? В вопросе об их судьбе пока не поставлена ни точка, ни даже запятая, подчеркивает Андрей Кузичкин. Сейчас витражи находятся в ветхом состоянии, т.к. были смонтированы около 25 лет назад.
- В любом случае они будут сохраняться и реставрироваться. Возможно, мы перенесем их в другое здание, например, в новое фондохранилище пушкинской библиотеки. Но эти вопросы будут решать эксперты и специалисты, - сказал Андрей Кузичкин.
Увидеть ТЮЗ с новыми витражами и в новом интерьере томичи смогут в феврале будущего года. Глобальных перестроек не предвидится, и все же театр будет выглядеть совершенно по новому: большой зал станет похож на зал Малого театра в Москве, а новый буфет подстроится под нужды и желания ребятни. Изменится ли цена на билеты, пока в театре точно сказать не могут, но уверяют, что даже если это случится, она не отпугнет ни маленького ни большого "нового зрителя".
Здание, в котором ныне расположился Томский ТЮЗ, было построено в 1912 году по проекту архитектора Андрея Лангера. Первоначально здесь располагался кинотеатр «Новый». После 1926 года здание пустовало, но уже в 30-е получило второе рождение уже в качестве театра. В годы войны здесь в эвакуации располагался Белорусский театр им. Я. Купалы. В разное время делались пристройки, благодаря которым здание приобрело современный вид. К сожалению, во время перестроек у театра демонтировали купольные шатры. Кроме того, в 50-е годы была утрачена богатая лепнина по фасаду здания и в интерьере. И только в 80-е годы здесь получил прописку Театр юного зрителя.
Текст: Анна Жидкая
Фото: Ольга Хорошилова