18+
18+
РЕКЛАМА
Креативные индустрии, Кино о свободе: в Томске прошел фестиваль "Frontline в России" Кино о свободе: в Томске прошел фестиваль "Frontline в России"

Кино о свободе: в Томске прошел фестиваль "Frontline в России"

"Ну как вам фильм?", - задает вопрос ведущий сразу после того как на экране перестают мелькать титры. Непривычно, не правда ли, приходить на показ фильма и сразу обсуждать увиденное с посторонними тебе людьми?

В этом специфика фестиваля «Frontline в России». Его участники не только смотрят кино, которое в нашей стране не увидишь на широких экранах и не скачаешь с торрента, но и активно его обсуждают.

Фестиваль кино "Frontline в России" под заголовком "Горький вкус свободы" проходил в Томске на прошлой неделе и включал в себя показы около десятка фильмов. Свое название фестиваль получил от картины-хедлайнера российского режиссера-документалиста Марины Голдовской, рассказывающего о жизни журналистки Анны Политковской.

- Когда мы размышляли над тем, какие фильмы повезем в Томск и вообще какой будет программа фестиваля это осенью, нам показалось, что в преддверии выборов, каких-то перемен имеет смысл еще раз поговорить о том, что такое свобода выбора, и что представляют собой люди, отдающие часть своей жизни за право иметь этот выбор, - рассказал на открытии фестиваля координатор проекта «Frontline» в России Юрий Бурцев. - Поэтому мы решили назвать фестиваль «Горький вкус свободы», так же, как фильм Голдовской. Исходя из этого посыла мы и подбирали остальные фильмы.

В рамках фестиваля томичи увидели фильмы "Неда", "Кто убил Наташу", "Видеократия", "Сталин помнил о вас", "Убить в себе ненависть", "Власть", "Август 91" и т.д.


Тематика фильмов "Frontline" самая разная: от воспоминаний о временах сталинских репрессий до описания жизни и смерти молодой иранской девушки. Так или иначе, все их объединяет одно - это качественное кино, для думающих и чувствующих людей. 

Лужа крови расползается под головой лежащей на асфальте молодой девушки. Через мгновение кровь заливает все ее лицо. Мечущиеся люди и крики: "Не бойся, Неда, не бойся".

Эти кадры, снятые на камеру мобильного телефона очевидцем, многие могли видеть в интернете. И именно так начинается фильм Энтони Томаса "Неда" о молодой девушке Неде Ага Солтан. Существуют расхожие мнения, как и когда в действительности погибла Неда. Однако одно неоспоримо: именно эта девушка, чье имя на языке фарси означает "призыв" , стала символом борьбы иранского народа с правящим режимом, борьбы за свободу.

Главными площадками фестиваля в Томске стали Художественный музей и Томский госуниверситет. Хотя, отмечает Юрий Бурцев, поиск подходящей площадки - это всегда самое трудное.

- Если мы арендуем помещение у какой-либо организации, то владелец зала, конечно, обязан оглядываться на то, что будут показывать в его стенах, и это правильно. Нельзя же быть совсем бесшабашным человеком - вдруг какие-нибудь националисты соберутся.

"Frontline" как правило проходит именно в таком "несколькоплощадном" формате, тем более, что этого требует и концепт фестиваля. Однако бывали случаи, когда "Frontline" превращался в классический кинофестиваль с яркими афишами и большим залом. Так было, например, в Воронеже, Челябинске.

Зрительскую массу "Frontline" в Томске представляла в основном молодежь (точнее, студенты), однако на показы приходили и люди старшего возраста. На вопрос, чем объяснить такой характер аудитории координатор "Frontline в России" отвечает:

- С точки зрения социологов, каждый период жизни человека меняет его отношение с действительностью. До окончания школы, пока нет инструментов взаимодействия с этой действительностью, человек больше времени проводит с родителями, в игровых залах и т. д. И информацию он получает от родителей, от знакомых, от друзей, учителей. Человек, входящий в более самостоятельный период жизни, формируя свой собственный эмпирический опыт, начинает искать информацию сам. Поэтому большая часть зрителей — студенты. Им это нужно для формирования мировоззрения. Беда в том, что не всем.

В основу сюжета фильма "Сталин помнил о вас" (дословный перевод названия звучит как "Сталин думает о тебе") Кевина МакНира легли воспоминания мастера политической карикатуры Бориса Ефимова, чьи работы очень нравились самому Сталину.

Ефимов прожил 108 лет, в то время как его родной брат, журналист и писатель Михаил Кольцов, обвиненный в шпионаже, был приговорен к смертной казни и умер еще в 40-х годах. Говорят, свобода выбора есть всегда. Выбор одного привел к страшной, но в чем-то героической смерти, второго - к долгой, но постоянно подстраивающейся под внешние обстоятельства, жизни.  

Фильмы "Frontline" - это еще не весь фестиваль. Фактически это тот несложный механизм, который приводит в движение "шестеренки" в голове каждого зрителя, пробуждающие новые мысли, новые ощущения, новые представления. Заставить человека задуматься - пожалуй, вот та цель, которую преследует фестиваль. 

-  Мой традиционный первый вопрос после показа: «Как вам фильм?» Я задаю его практически всегда, но люди, начиная обсуждать фильм, сами выходят на обсуждение проблем, обозначенных в фильме. А если проблема оказывается важнее, чем фильм, почему бы о ней не поговорить?, - говорит Юрий Бурцев.

Самое горячее обсуждение вызвал фильм Елены Кибальчич "Белорусская мечта", который, кстати, томичи увидели первыми. То, что по характеру дискуссии фильм оказался самым острым, легко объяснить, считает Юрий Бурцев, ведь его герои "очень похожи на нас".

Фильм "Убить в себе ненависть", основанный на воспоминаниях польского дисидента Яцека Куроня о слежках и облавах, длится всего 24 минуты. У него нет длинного вступления, фактически нет конца. Это, скорее короткая зарисовка о событиях прошлого через призму воспоминаний людей, находящихся по разные стороны баррикад: самого Куроня и человека, осуществлявшего слежку за ним.

Яцек Куронь, кадр из фильма

Возможности свободы суждений, свободы высказываний, к которым стремился Куронь, доставались ему горькой ценой страданий собственных близких. Вот он, тот самый "горький вкус свободы". Однако герой заслуживает уважения: он всеми силами старался не позволять себе ненавидеть, ведь ненависть, когда она появляется, уничтожает в первую очередь тебя самого.  

Схожую с томской программу "Frontline" покажет в первой половине ноября в Ульяновске, затем - в Казани. С предложением провести показы в том или ином городе к организаторам в последнее время все чаще обращаются очень разные люди, далекие от журналистики. Хотя, признается Юрий Бурцев, гораздо интереснее проводить показы в городах-миллионниках, где жизнь протекает более интенсивно и больше возможностей создать "базу" для показов "Frontline в России".

- Я знаю таких людей, которые приходят на показ, смотрят тяжелый серьезный фильм, а после показа - ни в одном глазу. Почему - потому что психологически открыться и адаптировать к себе то, что происходит на экране, а не думать, что это компьютерная графика, и все это тебя не касается, очень сложно. Ведь это нужно в себя впустить и потом жить с этим. В этом смысле документалистика гораздо сильнее постановочного кино.

Frontline Club — дискуссионный клуб, куда приходят «чтобы присоединиться к открытым дискуссиям, к идее свободы самовыражения, свободы обмена мнениями, и подумать о тех проблемах, которые с этим связаны». Frontline Club открылся в 2003 году и первоначально представлял собой сообщество журналистов-фрилансеров, работавших в основном в зонах военных конфликтов. Сейчас Frontline Сlub объединяет более тысячи лучших представителей информационной журналистики.


  

"Сердце" Frontline Club - комната для дискуссий. Фото: codoc.org

Frontline Club в Лондоне занимает три этажа c комнатами для членов клуба, рестораном и площадкой для дискуссий, открытой для всех. Обсуждения книг, фильмов, событий, которые проходят в стенах Frontline Club открыты широкой публике

Frontline Club. Фото: Tastetravel.org

Frontline в России – совместный проект Frontline Club и Центра экстремальной журналистики Союза журналистов России - существует с 2006 года.

 Текст: Анна Жидкая

Фото: Ольга Хорошилова