18+
18+
РЕКЛАМА
Интервью, Интервью с фотографом Сергеем Медведчиковым: Современная фотография - способ межкультурного общения Интервью с фотографом Сергеем Медведчиковым: Современная фотография - способ межкультурного общения

Интервью с фотографом Сергеем Медведчиковым: Современная фотография - способ межкультурного общения

Сергей Медведчиков - профессиональный фотограф, путешественник, переводчик. Родился в Томске, профессионально начал фотографировать с 2000 года. Больше  10 лет Сергей живет в Москве, преподает travel-фото в Фотошколе ZOOM. Член Союза Фотохудожников России. Сотрудничает с многочисленными печатными изданиями, занимается документальной фотографией.

Как бы ты назвал то направление в фотографии, которым ты занимаешься? Какие у тебя критерии отбора фотографий?

- Я занимаюсь документальной фотографией. Предпочитаю работать с пространством, типажами и атрибутами материального мира.  Если в двух словах, то мои требования к сюжету - абсурдизм, недосказанность, наличие этаких ситуативных полумоментов. И в то же время, обязательные условия - жёсткость и правдивость изображаемого.

Техника, с которой тебе комфортно? Без чего ты, как без рук?

- Собственные проекты я снимаю на плёнку, механическими камерами. В работе использую как 35 мм плёнку, так и средний формат.  Но, чем дольше я занимаюсь фотографией, тем менее значимыми для меня становятся вопросы фотографической техники. Я, конечно, всегда готов обсудить технические аспекты с начинающими фотографами, но меня тяготит, когда уже опытные коллеги начинают меряться своим арсеналом. Я думаю, что вопросы выбора камеры и объективов конечно важны, но в России, как на многих фото-форумах, так и в большинстве печатных изданий о фотографии, количество статей и различного рода рассуждений о фототехнике превышает все допустимые нормы. По-моему, такие разговоры выгодны производителям фототехники, но приносят мало пользы самим фотографам и фотографии, как искусству, как виду деятельности. Люди зачастую говорят о чём угодно, но только не о самой фотографии. 

Заповедник "Столбы", Красноярский край, 2009

Я в этом случае периодически вспоминаю слова Альберто Корды, фотографа, снявшего когда-то культовый портрет Че Гевары: "Забудь про камеру, забудь про объектив, забудь про всё это. Любой четырёхдолларовой камерой ты можешь снять лучшую фотографию".

Почему ты пришел в фотографию, как ты начал фотографировать, кто тебя учил и у кого ты почерпнул максимум полезного?

- Снимать осознанно я начал довольно поздно, будучи студентом последних курсов университета. В дальнейшем всё реже и реже расставался с камерой. Постоянно фотографировал на нефтяных месторождениях, где работал в конце 90-х техническим переводчиком. В какое-то время на меня стала слишком давить рутина переводческого ремесла и, в конце концов, я сделал выбор в пользу фотографии. Сейчас я точно могу сказать -  от того, что у меня получилось превратить своё давнее увлечение в профессию, я однозначно счастлив. 

На марийском празднике цветов – Пеледыш Пайрем. Шоруньжа. Республика Марий Эл, 2006

Азы фотографии постигал самостоятельно. Следил за творчеством  любимых мною сегодняшних авторов, и, конечно же, смотрел снимки классиков. Прочитал много статей и книг о фотографии. Пять – шесть лет назад получил приглашение на обучение в London University of Arts, но, по разным причинам, тогда с Лондоном  не сложилось. Кто знает? Может, я ещё и воспользуюсь этой возможностью в обозримом будущем.

Париж, 2006

Фотография сегодня – один из самых демократичных и доступных видов  искусства, и я думаю, что учиться фотографии – это не совсем верная формулировка. Нужно, скорее, пытаться достичь понимания фотографии. Мне кажется, что современная фотография, в первую очередь из-за своей массовости, является одним из самых главных способов межкультурной коммуникации, истинным языком международного общения. На том или ином уровне определённый снимок может быть понятен любому человеку, независимо от среды его обитания, религии и культуры. Наверное поэтому я однажды и заговорил на этом языке, языке фотографии.

Ош, Кыргызстан, 2008

Кто из фотографов произвел на тебя неизгладимое впечатление, кого ты мог бы назвать своим идеологом?

- Термин  "идеология" в большей степени, на мой взгляд, относится к политике, чем к фотографии. Я не приемлю в творчестве каких-либо идеологических шор, также как и авторитаризма, ограничивающего свободу действий меня, как фотографа. Я могу лишь назвать тех мастеров, чьё творчество производит на меня наибольшее впечатление, чьи работы вдохновляли меня на протяжении моей карьеры. Это Edward Curtis, Lee Friedlander, Garry Winogrand, Graciela Iturbide, Diane Arbus, Robert Frank,  Bruce Gilden, Jacob Aue Sobol, Antoine D'Agata и некоторые другие.   

Томск, 2005, 2008

В последние годы ты много путешествуешь и успел поработать с рядом изданий уже как travel-фотограф. Откуда у тебя такая страсть к перемещениям?

- Это всё, наверное, из детства. Я всегда был любознательным, все далёкое и недосягаемое притягивало. Может быть, просто из-за того, что родился далеко от мировых центров, может, из-за информационного вакуума тех лет, но меня всегда интересовало, как живут люди далеко от моего родного и уютного Томска. География была любимым предметом в школе. Я взахлёб прочитал, наверное, большую часть произведений Жюля Верна, Милослава Стингла, Редьярда Киплинга и Жака-Ива Кусто. И точно помню, что когда меня спрашивали, кем же я хочу быть, всегда отвечал - путешественником. В дальнейшем я поступил на иняз (хотя языки мне никогда особо не давались), главным образом, только для того чтобы у меня была возможность в путешествиях общаться с представителями других культур. 

 

Петрозаводск, 2007

А если говорить о travel–фотографии, то для меня она больше, чем "открыточные" изображения красивых замков, "вкусных" ландшафтов или экзотических бабочек. Это всегда соприкосновение с чужой культурой, погружение в неизведанное, и, если хотите, способ познания мира через свои собственные фотографии.

Вообще сегодня само понятие travel-фотографии становится очень расплывчатым и условным. Любой много путешествующий автор, будь то приверженец социальной фотодокументалистики или концептуалист, не говоря уже о фотографах, работающих в формате "National Geographic", может объявить себя travel–фотографом. И каждый по-своему будет прав.

В поезде, 2008

Чем тебя, как фотографа, привлекает  Сибирь?

- Меня регулярно спрашивают: зачем я постоянно езжу снимать в Сибирь, часто еще и на собственные деньги. Ведь, мол, существует много интересных стран, где я ещё не был. Но мне, человеку, родившемуся и выросшему здесь, всегда было интересно возвращаться именно на просторы Сибири. Эта  территория огромна, и фотографически до сих пор мало изучена. Здесь на поверхности лежит масса интересных и самых разноплановых тем, и каждая поездка для меня – это совершенно новый опыт.

 Томская область, 2008-2009 (Парабель, Дальний Яр, Средний Васюган, Новый Васюган, Айполово, Нарым)

Ты часто останавливаешь выбор на чёрно-белой фотографии. Почему это происходит?

 - Да, я в первую очередь, "черно-белый" фотограф, так как в снимке для меня, скорее, важны линии, форма, взаимодействие света и тени. Возможно потому, что просто не дорос ещё до настоящей цветной фотографии. Ведь с ней работать куда сложнее, чем с черно-белым изображением.

Может быть, ещё и из-за того, что было время, когда я снимал по заказам travel–журналов. И зачастую эти издания требовали этакий красочный и сочный, одним словом, "лубочный" материал. Поэтому я в какой-то момент выработал определённую схему: снимая одной камерой – цифровой - то, что нужно журналу, а другой, той, где была заряжена чёрно-белая плёнка, я фиксировал свои собственные наблюдения за реальностью.

Индия, 2010

Какой из своих проектов на данный момент ты назвал бы самым удачным?

- Думаю, "Васюганье". Я работал над ним два года, за четыре раза проехав по целому ряду населённых пунктов, находящихся на территории самого большого в мире Васюганского болота. Это был, несомненно, интересный опыт. Я бы не назвал эти места раем для фотографа. Тайга, по большей части, плоский ландшафт, однообразные деревушки и очень малочисленное население. Летом кусают комары и оводы, зимой стоят жуткие морозы. Транспортная инфраструктура практически не развита. Но при этом, на территории Васюганских болот живут люди, которые, несмотря на все тяготы жизни и суровую природу сохраняют особое благородство и простоту в общении. Они очень гостеприимны, открыты и безусловно, все эти встречи, знакомства, человеческие истории – то, что остается в памяти. И то, что стоит за кадром во время работы, накладывает, безусловно, большой отпечаток и на результат, и на желание делать такие проекты. 

Фототур в Чехию, октябрь 2011. Фото: Андрей Коновалов, Юлия Краснопёрова, Владимир Куликов

Считаешь ли ты, что обилие цифровых камер и фотографов-любителей обесценивает фотографию, как искусство?

- Я так не считаю. Как я уже сказал, при помощи массовой фотографии людям стало проще общаться друг с другом. Но к искусству эта фотография, в большинстве своём, все-таки не имеет отношения. Это как раз тот случай, когда количество не переходит в качество. Не наличие камеры делает автора фотографом, а свой неповторимый стиль, узнаваемость, глубокое понимание того, как строится изображение, ну и, конечно же, способность излагать свои мысли посредством как минимум, одиночных фотографий, а лучше -  фотографических серий. Великолепный снимок может создать любой человек, даже случайно. И в дальнейшем, не понимая того, что сотворил шедевр, выкинуть его в мусорную корзину. 

Индия, 2010

Будущие проекты, планы на ближайшее время?

- Планирую продолжить свои сибирские проекты, в частности на Байкале и, по возможности, в некоторых других местах. Сейчас организовываю несколько своих выездных семинаров (фототуров) по Индии, Мексике, Бразилии, Южной Италии. Готовлюсь к ряду выставок.

Беседовала Елена Фаткулина

Фото предоставлено Сергеем Медведчиковым