18+
18+
РЕКЛАМА
События, Полномочия, подкрепленные деньгами: муниципалитеты Сибири и Дальнего Востока предлагают сбалансирова Полномочия, подкрепленные деньгами: муниципалитеты Сибири и Дальнего Востока предлагают сбалансировать систему

Полномочия, подкрепленные деньгами: муниципалитеты Сибири и Дальнего Востока предлагают сбалансировать систему

На минувшей неделе в Томске состоялось очередное, 29-е собрание АСДГ, которое собрало представителей 55 российских городов. По итогам всех обсуждений, Ассоциация подготовит предложения для Минрегионразвития РФ. В первую очередь, они будут касаться выстраивания сбалансированной системы разграничения полномочий между уровнями власти в стране и повышению финансовой обеспеченности муниципальных образований.

Баланс полномочий и финансов

Несмотря на явное улучшение ситуации по сравнению с тем, что было еще несколько лет назад, когда главной проблемой муниципальных властей было обеспечить выплату зарплаты бюджетникам, вопросов к региональным и федеральным властям все еще хватает. 

И главный здесь - перераспределение полномочий между тремя уровнями власти. «Эти полномочия должны быть сбалансированы, обеспечены механизмы финансирования» - отметил возглавляющий ассоциацию мэр Новосибирска Владимир Городецкий.

Недостаточное финансовое обеспечение до сих пор остается главной проблемой местного самоуправления в малонаселенных городах и сельской местности. Дефицит муниципального бюджета закрывается дотациями из бюджетов высшего уровня. Стимулов для развития собственной налогооблагаемой базы у муниципалитетов нет, поскольку большая часть налогов уходит в федеральный бюджет.

В то же время, муниципалитеты по-прежнему лишены бюджетов развития – их предложил защитить отдельными строками бюджета глава томского муниципалитета Николай Николайчук.

«Жить, только чтобы зарплаты выплатить – это разве цель? Цель – обеспечить развитие города, социальной инфраструктуры, транспорта под другие запросы времени, жизни, людей», - вторил ему Городецкий.

При этом глава Новосибирска отметил, что муниципальные образования получают правительственные преференции, но они «разовы, неусточивы, на них нельзя строить перспективы развития и маленького села, и полуторамиллионного Новосибирска».



Анализ, который был сделан по распоряжению Президента двумя специальными комиссиями, отметил В. Городецкий, позволил сформироваться на федеральном и региональном уровнях пониманию, что излишняя централизация «полномочий и денег в одних руках уже неуместна».

Это исследование также показало новые векторы, направления – какие полномочия можно перераспределить, и где они эффективнее будут реализованы. «Людей вообще-то не интересует, чьи это полномочия – лишь бы дороги были хорошие, были места в детских садиках,  лишь бы все было лучше, чем есть сейчас. А чьи это полномочия – вроде бы и не важно. Я согласен – неважно для людей, но для нас-то, органов системы управления, это важно», - сказал он, уточнив, что в докладе комиссий президенту прозвучало, что некоторые полномочия были переданы без финансового сопровождения. По словам Владимира Городецкого, это уже получило нелестную оценку в верхах.

Отметил глава Новосибирска и улучшение взаимодействия с министерством регионального развития: «Я думаю, налаживается более выверенный диалог всех уровне власти – муниципальной, региональной и федеральной. Лучше стала ситуация в том плане, что у нас вообще-то созданы механизмы, чтобы нас слышали – это здорово», - подчеркнул глава АСДГ.   

В то же время, снижается уровень самостоятельности муниципалитетов, считает глава Норильска Олег Курилов:  «Что будет дальше – зависит от нас», - уверен он.

Сегодня в России 23 139 муниципалитетов

Закон и порядок 

Среди проблем, которые обсуждались на собрании, была нестабильность муниципальной законодательной базы. Но здесь можно ожидать некоторых позитивных событий. Так, Елена Кодина, директор департамента развития регионов и муниципальных образований Минрегионразвития РФ сообщила, что два законопроекта, которые планируется принять в 2012 году, уже находятся на рассмотрении в ГосДуме.

В одном из них прописано, что органы местного самоуправления не отвечают по финансовым обязательствам, возникшим вследствие решений, принятых другими уровнями власти РФ. Этот же законопроект расширяет перечень имущества, которое может находиться в собственности городских округов. Другой законопроект, который внесен в ГосДуму Пермским краем, гласит, что муниципальные органы должны в трехмесячный срок привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с федеральным законодательством.

Общее количество вопросов, которые курирует местное самоуправление, с 2003 года выросло более чем в 2 раза

Гражданское общество

Еще одним «массивным» вопросом, который обсуждался на собрании, стала реорганизация взаимоотношений власти и общества.

Об этом процессе в своем докладе высказался томский мэр, Николай Николайчук: «Гражданское общество нигде и никому не получалось «учредить сверху». Его, как английский газон, нужно долго и упорно «поливать и стричь». Вот мы  с вами, как органы местного самоуправления и есть те самые садовники, которые могут и должны взращивать английский газон гражданских инициатив».

С ним согласен и глава Абакана Николай Булакин: «Россия - реформирующаяся страна. Проблемы развития гражданского общества в России очень актуальны сейчас, и чтобы глобальную проблему развития гражданского общества решать в полном масштабе - надо дать толчок к развитию муниципального самоуправления».

«За 10 лет на их финансирование мы потратили около 20 миллионов рублей, - сказал мэр Николай Николайчук. – Но, поверьте, отдача несопоставима с денежными затратами».

Федеральные власти, в свою очередь, заявляют об усилении роли глав муниципальных образований. По словам Елены Кодиной, есть четкая тенденция – обязательное избрание всех глав муниципалитетов.

Основными причинами появления протестных настроений мэры городов видят в плохой информированности населения и отсутствия у людей эффективных способов выражения своих взглядов.


Предложения 

Полномочия местного самоуправления предлагается разделить на 4 группы. Первая - «чистые» полномочия муниципалитетов, где не требуется контроля со стороны государства, второе - государственные вопросы, которые выгоднее решать на муниципальном уровне, третья – полномочия, передаваемые государством с согласия муниципалитетов, и четвертая – добровольно принимаемые полномочия, реализуемые за счет собственных средств.

В качестве основного инструмента по развитию финансовой базы муниципалитетов, АСДГ предлагает передачу на муниципальный уровень всех налогов от местного бизнеса. Также существенным источником для пополнения местных бюджетов должен стать налог на недвижимость. Одновременно, предлагается отменить федеральные льготы по земельному налогу, и внести соответствующие поправки в бюджетный кодекс, которые установят единые требования к формированию бюджетов муниципальных органов власти.



Кроме непосредственно финансовых требований, муниципалитеты настаивают и на сокращении необоснованного количества проверок их деятельности правоохранителями.

Помимо этого Ассоциацией предлагается разработать и принять на федеральном уровне концепцию развития муниципалитетов, вернуться к обсуждению полномочий, которые отнесены к региональному и местному уровню власти, принять ФЗ, который бы установил статус центра субъекта Федерации



Губернатор Томской области Сергей Жвачкин о собрании АСДГ:
Очень важно наличие такой переговорной площадки - по многим причинам. Во-первых, та часть неформального общения, которое добавляется на ней, всегда позволяет прояснить те вопросы, которые сложно решить через официальные контакты. Во-вторых, каждый из глав живет в своем регионе, и поверьте, у них настолько много вопросов, что они, практически, имеют очень мало возможностей для общения друг с другом. 

Фоторепортаж с Собрания АСДГ

Текст: Елена Фаткулина

Фото: Мария Аникина